Тема недели «Осень в лесу. Грибы».
Тема НОД: «Сбор грибов».
Интеграция областей: «Познание», «Коммуникация», «Чтение
художественной литературы», «Безопасность».
Материалы и оборудование: муляжи, предметные картинки с
изображением грибов, загадки.
Программное содержание:
Закрепить представления детей о грибах. «Познание».
Упражнять детей в умении устанавливать простейшие причинно-следственные связи. «Познание».
Активизировать словарь по теме. «Коммуникация».
Составить правила сбора грибов. «Коммуникация».
Научить различать съедобные и несъедобные грибы. «Безопасность».
Продолжать учить детей отгадывать загадки. «Чтение
художественной литературы».
Содержание НОД.
Организационный момент.
- Отгадайте загадку:
Кто сидит на крепкой ножке
В бурых листьях у дорожки?
Встала шапка из травы –
Нет под шапкой головы. (Гриб).
- Мы сегодня будем поговорить о грибах. Их на свете очень много. 100 тысяч видов. Какие грибы вы знаете?
Беседа о грибах.
- Многие думают, что гриб растёт сам по себе. Это не так. Под землёй есть грибница, а от неё тянутся длинные тонкие нити к грибу. Значит, грибы поодиночке не растут. Вы знали об этом раньше? Так почему же грибы поодиночке не растут?
- Белый гриб, его ещё называют боровиком, растёт на вырубках, в хвойных лесах, близ дорог; в глухомани его не встретишь. Шляпка у него мясистая, упругая, светло-серая, желтоватая или бурая. Низ шляпки как губка - губчатый, у молодого гриба - белого цвета, у зрелого - желтоватого с чуть зеленоватым оттенком. А сам гриб действительно, на изломе, белый.
- Давайте вместе составим рассказ о белом грибе по плану: как выглядит, где растёт, каков на вкус. (Дети по наводящим вопросам описывают белый гриб.)
- Но растут в наших лесах и несъедобные, ядовитые грибы; бледная поганка и мухомор. Самый опасный из ядовитых грибов - бледная поганка. Шляпка у нее в центре как шар, по краям плоская, шелковистая, бледно-зелёного или серо-зелёного цвета. Ножка белая, длинная тонкая с кольцом наверху и оторочкой у основания. Растёт она летом и осенью обычно в лиственных лесах, реже в хвойных. Ну а мухомор вы ни с чем не спутаете; шляпка у него... (ярко-красная с белыми крапинками), на ножке кольцо, как будто мини-юбочка. Мухомор - гриб не такой простой. Людям есть его нельзя, а вот многим лесным жителям без него не обойтись: их вкусы не совпадают с нашими. Мухоморами не брезгуют, например, сороки и белки. А лоси проглатывают их целиком, иногда по несколько штук за один раз. Зачем? Мухоморы для лосей - лекарство.
- Что общего между мухомором и бледной поганкой?
- Что ты сделаешь, увидев в лесу мухомор: пройдёшь мимо или собьёшь его ногой?
- А знаете вы, что век у гриба недолог, несколько дней и всё. А вот грибница - живые подземные нити, чьи узелки превращаются в грибы, - живёт до 100 лет. А теперь решите логическую задачу: почему говорят, что маленький и старый гриб грех срывать? (Маленький должен вырасти, а старый всё равно в пищу не годится - пусть им лесные жители побалуются.)
Загадывание загадок.
Землю пробуравил,
Корешок оставил,
Сам на свет явился,
Шапочкой прикрылся. (Гриб)
Он в лесу стоял,
Никто его не брал,
В красной шапке модной,
Никуда не годный. (Мухомор)
Глубоко был спрятан он.
Раз-два-три - и вышел вон,
И стоит он на виду.
Белый, я тебя найду! (Боровик)
Ходят в рыженьких беретах,
Осень в лес приносят летом.
Очень дружные сестрички,
Золотистые... (Лисички).
Не спорю - не белый, Нет грибов дружнее, чем эти -
Я, братцы, попроще. Знают взрослые и дети, -
Расту я обычно На пеньках растут в лесу,
В березовой роще. Как веснушки на носу.
(Подберезовик) Эти дружные ребята
Называются... (Опята)
Я в красной шапочке расту
Среди корней осиновых.
Меня увидишь за версту –
Зовусь я ... (Подосиновик)
- О чем были загадки?
Подвижная игра «За грибами».
Все зверушки на опушке (дети идут в хороводе).
Ищут грузди и волнушки.
Белочки скакали (скачут вприсядку, изображая белочек),
Рыжики искали.
Лисичка бежала (бегут),
Лисички собирала.
Скакали зайчатки (скачут стоя),
Искали опятки.
Медведь проходил (идут, изображая медведя),
Мухомор раздавил.
Словесная игра.
- Скажите со словом «грибной»: дождь (грибной дождь), начинка, пирог, место, суп, запахи, ножка, шляпка, корни,
- Что такое грибной дождь?
- Какие места называют грибными?
- Как называются корни грибов?
- Кто наносит вред грибам?
Музыкальная игра «Медведь».
Один из ребят изображает медведя и ложится на землю. Остальные играющие ходят вокруг него, делают вид, что рвут ягоды и грибы, и поют:
У медведя во бору
Грибы, ягоды я рву,
А медведь не спит,
Все на нас глядит!
Лукошко опрокинулось,
Медведь за нами кинулся!
По окончании песни «медведь» вскакивает и догоняет разбегающихся ребят. Кого он первым поймает, тот становится новым «медведем», игра повторяется.
Составление правил сбора грибов.
- А теперь давайте вместе сформулируем правила сбора грибов. Собирать можно только те грибы, которые ты знаешь наверняка, и только со взрослыми. Чтобы не повредить грибницу, грибы надо аккуратно срезать ножом. Ядовитые грибы лучше обходить стороной: людям они опасны, а животным могут пригодиться. И ещё: деревья и грибы между собой дружат. Тонкие, белые, похожие на паутину, нити грибницы тянутся к корням деревьев, срастаются с ними и посылают дереву воду с растворёнными в ней минеральными солями.
Для настоящего грибника поход за грибами - радостная встреча с лесом, приобщение к его красоте, его тайнам. Каждый гриб он осторожно срежет, да ещё и полюбуется им, а потом только положит в корзину. Незнакомые и несъедобные грибы не тронет. Сухую листву и мох не перевернёт, не разбросает. Настоящему грибнику лес радуется как другу и грибов для него не пожалеет. Отправляясь за грибами, не будем об этом забывать.
Дидактическая игра «Какой гриб».
Дети подбирают слова определения к слову «гриб».
Подведение итогов.
- О чем мы сегодня говорили?
- Что вы узнали о грибах?
- Назовите грибы с коричневыми шляпками, с красными, с оранжевыми и желтыми.
|