Передвижная методическая полка специалиста как нетрадиционная форма сотрудничества детского сада и библиотеки
(Из опыта работы по взаимодействию дошкольного учреждения с социумом)
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 10 «Чебурашка»
Нижегородская область, г. Саров
Заведующая МБДОУ «Детский сад № 10» Сиротова Светлана Николаевна
В настоящее время перед дошкольными образовательными учреждениями стоит задача повышения квалификации педагогических кадров, своевременного информирования педагогов о новых разработках в психолого-педагогической науке и передовой практике, поэтому методическое обеспечение данной задачи в системе дошкольного образования является важным условием высокой результативности воспитательно-образовательного процесса. Повышение информированности педагогов способствует установке единой педагогической стратегии развития ДОУ и служит одним из основных ресурсов развития психолого-педагогической компетентности коллектива.
Скачать: Передвижная методическая полка специалиста как нетрадиционная форма сотрудничества детского сада и библиотеки (полный конспект)
Как известно, методическая работа — это целостная система мероприятий, направленная на повышение мастерства каждого педагога, на обобщение и развитие творческого потенциала коллектива, на достижение оптимальных результатов образования, воспитания и развития детей. Целью методической работы детского сада № 10 «Чебурашка» является создание оптимальных условий для непрерывного повышения уровня общей и педагогической культуры участников образовательного процесса. С этой целью администрацией детского сада инициируются не только традиционные формы методической работы (педагогические советы, семинары, консультации и т.д.), но и вводятся нетрадиционные, одной из которых является передвижная методическая полка специалиста.
Идея реализации данной формы сотрудничества возникла в августе 2011 года, когда на пленарном заседании педагогической конференции в г. Сарове состоялась презентация услуги: передвижная методическая полка «Библиотека — помощник для воспитателя» детской библиотекой им. А.С. Пушкина для педагогов города. Библиотека обладает богатым фондом методической литературы для воспитателей, музыкальных работников, методистов, администрации. Данный фонд постоянно пополняется. Кроме того, более 25% всех периодических изданий, которые выписываются библиотекой, также составляют методические журналы для специалистов, работающих с детьми. Опыт успешной апробации данного проекта в других ДОУ города (детские сады №2, 4, 44), также способствовал внедрению передвижной методической полки специалиста в структуру методической работы детского сада.
Перед началом работы в данном направлении мы осуществили диагностику готовности педагогов детского сада к введению данной формы работы через анкетирование. В результате анализа анкет нами было установлено, что повышение уровня профессиональных знаний по дошкольной педагогике и психологии и ознакомление с новыми образовательным технологиями, является важным для 100% опрошенных педагогов. Большинство педагогов (90%) высказали положительное отношение и проявили высокий интерес к внедрению данной формы работы, они указывали на удобство передвижной методической выставки: педагогам не всегда удаётся воспользоваться фондом методической литературы библиотеки в силу объективных обстоятельств, поэтому данная форма работы, на наш взгляд, является оптимальной по соотношению времени и территориальной близости к потенциальным читателям. По результатам анкетирования мы отмечаем достаточный мотивационный потенциал педагогов детского сада, готовность работать по самообразованию и повышению методической грамотности, в том числе и посредством данного проекта. Итоги диагностики показали, что данная услуга будет востребована в нашем ДОУ, что и определило дальнейшую работу администрации в данном направлении.
Учитывая это, администрация детского сада выступила с инициативой внедрения нетрадиционной формы сотрудничества с городской детской библиотекой, которая строит данную работу на основе договора о совместной деятельности.
Создавая в МДОУ условия для реализации данной формы методической работы и одновременно сотрудничества с библиотекой, мы ставили следующие задачи в данном направлении:
- Создавать комфортные условия для самообразования педагогов и их профессионального роста.
- Повышать теоретический, научно-методический, практико-ориентированный уровни подготовки педагогов в вопросах теории и практики образовательно-воспитательного процесса.
- Знакомить с передовым опытом дошкольной педагогики и методики воспитания, активизировать педагогов к его внедрению в профессиональную деятельность.
- Стимулировать педагогов к апробации современных образовательных технологий, широко представленных в методической литературе.
- Координировать деятельность МДОУ с учреждениями окружающего социума для реализации задач развития воспитанников и МДОУ в целом.
Для реализации данных задач были созданы определенные условия: выделен библиотекарь-общественник (он собирает заявки, получает и раздает литературу, ведет учет чтения в дневнике), с учетом доступности продумано размещение библиотечного материала ДОУ (в методическом кабинете выделено и оформлено место для выставки литературы). Утвержден график обслуживания. Сотрудники детской библиотеки, учитывая наши пожелания, составляли тематическую подборку книг и изданий периодической печати. Специалист по внестационарному библиотечному обслуживанию населения (Швыдченко Л.П.) приходила к нам с выставками книг, интересными материалами, которые были представлены по разделам:
- «Развитие речи детей раннего и младшего возраста»
- «Взаимодействие с семьями воспитанников»
- «Праздники в детском саду».
- «Знакомство с современной периодической литературой» и т.д.
Информационно-методические выставки организовывались как с целью ознакомления и пропаганды новинок методической литературы, так и могли быть посвящены определенной теме, рассказывали об опыте работы того или иного педагогического коллектива или педагога. Администрация и воспитатели, которые посещали передвижную педагогическую выставку, отметили ценность методической литературы, новизну и актуальность для них информационно-библиографической продукции.
Библиотекари очень внимательно относились к нашим просьбам, благодаря чему мы совместными усилиями имеем возможность знакомить педагогов детского сада с различными новинками педагогической литературы и изданиями периодической печати. Создав в детском дошкольном учреждении передвижную методическую полку специалиста, была введена инновационная библиотечная услуга, которая облегчила пользователям доступ к необходимой информации, максимально приблизив фонд к потенциальным пользователям-специалистам, работающим с детьми. Такие условия могут способствовать обеспечению позитивных изменений в развитии личности воспитанников через повышение профессиональной компетентности педагогов.
Хочется отметить, что и другие сотрудники детского сада заинтересовались предлагаемой литературой и стали активными пользователями нашей «Полки…». Так, например, сегодняшние младшие воспитатели, обучающие в учебных заведениях нашли необходимую для учебы литературу. Заведующая хозяйством Татьяна Викторовна выбрала детские книги для домашнего чтения со своей маленькой внучкой.
Данная форма работы нашла широкий отклик среди воспитателей, благодаря чему она будет развиваться, совершенствоваться дальше. Мы планируем ввести в дальнейшем ещё одну форму работы, которую в виде услуги предлагает детская библиотека: он-лайн обслуживание педагогов дошкольных учреждений посредством общения в блогосреде. Данная форма работы возможна благодаря оснащению нашего МДОУ локальным доступом с сети Интернет, в результате чего каждый педагог может использовать эту форму работы для самообразования и профессионального развития. В блоге есть возможность вести дискуссии с ведущими библиотеками, всегда быть в курсе педагогических и методических инноваций, расширять профессиональные связи и реализовывать потребность в педагогическом общении. Однако главная цель он-лайн общения педагогов дошкольных учреждений — это удовлетворение информационно-коммуникативных потребностей потенциальных пользователей библиотек, которыми являются воспитатели дошкольных образовательных учреждений.
|