Опыт работы по методике Г.Домана
(исследование проводила учитель – логопед Нехаева М.А.)
Обогащение активного и пассивного словаря
1. Принципы в системе Домана
Первый принцип раннее чтение –в системе Г. Домана. Обучение чтению в самом раннем возрасте (по Доману, начинать можно с года, а то и раньше) дает сильнейший толчок всему развитию ребенка. (Речь идет не о стандартном заучивании букв и разбору по слогам, а обучение ребенка).
Скачать: Опыт работы по методике Г.Домана (полный конспект)
Обучать ребенка чтению можно начинать с шестимесячного возраста. Для этого используют карточки размером 10x50 см, с написанными на них красным цветом печатными буквами высотой 7,5 см. и толщиной шрифта 1,5 см. Для начала, подбирают слова хорошо знакомые ребенку (члены семьи, предметы ребенка, одежда, части тела, любимые блюда и т.п.).
1-й день. В течение 5-10 секунд мама показывает ребенку друг за другом 5 карточек со словами и четко произносит написанное на них: «мама», «папа», «бабушка» и т.д. Всё, занятие окончено. Теперь малыш получает награду – мамин поцелуй, объятия, ласку, слова любви и т.п. В течение первого дня показ этих карточек нужно повторить еще 2 раза.
2-й день. Повторите вчерашние карточки и добавьте еще 5 новых карточек. Сегодня малыш уже получит 6 коротких занятий – 3 по старым карточкам и 3 по новым.
3-й день. Добавляется еще 5 новых карточек и, следовательно, будет проведено девять показов.
4-й и 5-й день. Таким образом, постепенно вы доходите до 25 карточек и 15 демонстраций в день.
6-й день. Добавляем новые пять карточек, убирая в изученных комплектах по одному слову.
Примерная ежедневная программа обучения:
Ежедневное содержание — 5 наборов слов (25 карточек).
Одно занятие — 1 набор из 5 слов, показанный лишь однажды.
Частота — каждый набор по 3 раза в день (5 наборов по 3 раза = 15 занятий).
Продолжительность одного занятия — 5 секунд.
Введённые слова — 5 слов ежедневно (по одному в каждый набор).
Удалённые слова — 5 слов ежедневно (по одному из каждого набора).
Количество демонстраций каждого слова — 3 раза в день в течение 5 дней, т.е. всего 15 раз.
Обратите внимание: дозировка занятий и количество карточек изменяют в зависимости от желания и настроения ребёнка.
Постепенно шрифт букв будет уменьшаться, а красный цвет сменит черный.
Последовательность обучения чтению выстроена от простого к сложного:
Первый этап — отдельные слова.
Второй этап — словосочетания.
Третий этап — простые предложения.
Четвертый этап — распространенные предложения.
Пятый этап — книги.
Второй принцип: раннее обучение математике;
Для обучения ребенка счету нужно изготовить 100 карточек размером 27x27 см. На каждой карточке будет нарисовано в хаотичном порядке от 1 до 100 точек диаметром чуть меньше 2 см.
Показ карточек осуществляется таким же образом, как и с карточками по чтению. Только в данном случае на начальном этапе вы используете только два набора: карточки с точками от 1 до 5 и карточки с точками от 6 до 10.
Последовательность обучения счету на фактическом материале выстраивается следующим образом:
Первый этап — освоение понятия "количество".
Второй этап – уравнения.
Третий этап — решение задач.
Четвертый этап — освоение понятия "цифра", запоминание цифр.
Пятый этап — цифровые уравнения.
Третий принцип: передача ребенку энциклопедических знаний о мире (включая иностранные языки, музыку, живопись, географию, историю, зоологию и т.д.) тоже по специально разработанной в институте Домана системе.
«По большому счету, — считает Доман, — цель жизни – это приобретение разносторонних знаний об окружающем мире». Объяснять что-либо детям бесполезно – они еще ничего не знают. Детский мозг может воспринимать только голые факты.
Чтобы карточки действительно передавали ребенку энциклопедические знания, они должны отвечать следующим требованиям:
- Отчетливо видны все детали.
- Изображен только один предмет.
- У него должно иметься специальное название.
- Этот предмет должен быть незнаком вашему ребенку.
- Карточка должна быть большой – наилучший размер 28x28 см.
- Карточка должна быть чистой.
На одно занятие по карточкам с картинками отводится около 30 секунд.
Доман разделил все существующие знания на десять разделов:
- Биология – в него входят категории, например, птицы, и соответственно, набор карточек: обычная ворона, малиновка, соловей, зяблик, орел, страус, курица, воробей, тетерев, цапля и т.д.
- История – в него входят категории, например, правителей, и, соответственно, набор карточек: Николай II, Александр Невский, Столыпин, Александр I, Ленин, Иван Грозный, Петр I, Eкатерина II, Брежнев, Керенский и т.д.
- География – в него входят категории, например, города России, и, соответственно, набор карточек с видами этих городов: Санкт-Петербург, Екатеринбург, Самара, Нижний Новгород, Ярославль, Красноярск, Новосибирск, Суздаль, Сочи и т.д.
- Музыка – в него входят категории, например, композиторы – и, соответственно, набор карточек: Бетховен, Моцарт, Чайковский, Бизе, Верди, Кальман, Бах, Шопен, Мусоргский, Скрябин и т.д.
- Искусство – в него входят категории, например, картины Ван-Гога, и, соответственно, набор карточек — репродукций: "Школьник", "Подсолнухи", "Мадам Рулин со своим ребенком", "Почтальон Рулин", "Печальный старик", "Терраса кафе ночью", "Автопортрет", "Цыганские телеги", "Церковь в Оверне", "Поля с персиковыми деревьями в цвету" и т.д.
- Математика – в него входят категории, например, количество, и, соответственно, набор карточек: одна точка, две точки и т.д.
- Анатомия человека – в него входят категории, например, скелет человека, и, соответственно, набор карточек – рисунков костей: череп, берцовая кость, лопатка, фаланга пальца, таз, лодыжка, ключица, локтевая кость, нижняя челюсть и т.д.
- Общие знания – в него входят категории, например, орудия труда, и, соответственно, набор карточек: нож, топор, пила, отвертка, рубанок, молоток, лопата, грабли, сверло, коса и т.д.
- Язык – в него входят категории, например, итальянский, и, соответственно, набор карточек: giorno (дeнь), ora (час), senso (чувство), enigma (загадка), scatola (коробка) и т.д.
- Литература – в него входят категории, например, русские писатели, и, соответственно, набор карточек: Толстой, Пушкин, Достоевский, Лермонтов, Некрасов, Булгаков, Солженицын, Чехов, Гончаров, Бунин и т.д.
Занятия начинают с демонстрации трех различных категорий по 10 карточек в каждой. Каждая категория в течение дня демонстрируется 3 раза. Постепенно вы можете добавлять все новые и новые категории, пока их ежедневное количество не достигнет 12 (при показе 3 раза в день).
Когда вы с малышом пройдете 1000 карточек, настанет время интеллектуальной программы. Категории дают общий информационный обзор, а интеллектуальная программа позволяет идти дальше, углубляя уровень знаний внутри каждой категории. Каждая такая программа начинает с самой простой и заканчивает достаточно сложной информацией:
Четвертым и очень существенным принципом, на котором держится вся система Домана, является раннее физическое развитие и активное движение с рождения.
В институте Домана огромное значение придают физическому развитию. Дети, занимающиеся по его системе, — это вовсе не болезненные вундеркинды. Это пышущие здоровьем и энергией тренированные спортсмены. В парке рядом с институтом четырехлетние дети бегут кроссы по пять-десять километров вместе с родителями. И это никого не удивляет: так выглядит норма Домана.
2. Исследовательская работа.
В условиях нашего реабилитационного центра мы не можем применять полностью методику Г.Домана, т.к. главными критериями есть долговременное и систематичное проведение занятий направленное на комплексное развитие ребёнка, а так же начало занятий нужно начинать с рождения без перерыва, изо дня в день, только тогда методика Г.Домана даст свои результаты, а за 21день которые посещают дети наш центр не возможно сделать то, что Г.Доман делал годами например: научить ребёнка читать.
Но мы можем взять отдельный блок из методики – это передача ребенку энциклопедических знаний о мире, который может помочь детям в обогащении пассивного и активного словаря, т.к. имея не просто картинки, а картинки с надписью у ребёнка идёт механическое запоминание образа слов и букв.
Осуществлять эту задачу — значит способствовать количественному накоплению слов, необходимых ребенку для речевого общения с окружающими. Я в своей практике применяю отдельный блок из методики Г.Домана это – блок передача ребенку энциклопедических знаний о мире, т. к. можно сразу формировать пассивный и активный словарь применяя наглядный материал, целью обучения глобальному чтению я не ставлю.
Так же применяю дыхательную гимнастику с наглядным материалом
(гласные буквы), которая основана на этой методике и использована Архиповой Е.Ф в выработке речевого дыхания у детей с ДЦП
Дыхательная гимнастика.
Принцип гимнастики заключается в том, что ребёнку показываются карточки с напечатанными буквами красного цвета и каждая буква обрабатывается как звук, т.е. пропевается на твёрдой и мягкой атаке, при этом решается сразу несколько задач:
- Вырабатывается правильное речевое дыхание;
- Без труда запоминается наглядный и звуковой образ буквы.
Цель исследования — пассивное и активное запоминание букв.
Для исследования были взяты 10 детей:
5 детей 4лет с нормой в развитии;
(Никитюк С, Сухова Л, Воеводина А., Павлова С, Киршин Д)
5 детей разного возраста, 7 л,5л, 4г – с отставанием в развитие (дизартрия ДЦП, РДА, ЗПР ЗРР, УО, ДЦП Ф- 71) Речи нет у 3детей
(Батуева В, Первушин Д, Нороян В, Камардина В, Сидмашкин И)
|