ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ОВЗ В КОРРЕКЦИОННОЙ ГРУППЕ
Авторы:
- Дудкина Елена Викторовна
- Николаева Галина Петровна
Воспитатель МАДОУ ДС № 53 «Рябинушка» г. Томск
Здоровье – одна из важных составляющих жизни человека, которая формируется, начиная с самого рождения. И от того, как в процессе роста и воспитания складываются жизненно важные привычки и навыки, зависит здоровье каждого человека и здоровье общества в целом.
Дети с задержкой психического развития – одна из многочисленных категорий детей, отклоняющихся в своем развитии от нормы. У таких детей сочетаются нарушения развития разных сфер: интеллектуальной, эмоциональной, речевой, двигательной, сенсорной, а так же отсутствуют навыки самообслуживания, культурно – гигиенические, у них нет представления о здоровом образе жизни.
Здоровье детей зависит от ряда факторов: биологических, экологических, социальных, гигиенических, а так же от характера педагогических воздействий. Словосочетание «формирование здорового образа жизни» заняло прочное место в беседах с детьми и планах воспитательной работы. Эту задачу мы начинаем решать с самых ранних лет жизни ребенка.
Здоровьесберегающие технологии интегрируют все направления работы ДОУ на сохранение, формирования и укрепления здоровья воспитанников с интеллектуальной недостаточностью. Здоровьесберегающие образовательные технологии наиболее значимы среди всех известных технологий по степени влияния на здоровье детей.
Поэтому в режим дня детей воспитатели органично включают и используют ряд здоровье сберегающих технологий, таких как:
- Организационный момент
- Физкультминутки
- Пальчиковая гимнастика
- Массаж биологически активных точек (БАТ)
- Гимнастика для глаз
- Дыхательная гимнастика
- Гимнастика после сна
- Водные процедуры
- Щадящий режим
Организационный момент помогает в игровой форме привлечь и положительно настроить на доброжелательное отношение к сверстникам и педагогу, вхождение ребенка в ритм жизни группы. Упражнение «Ладошка»:
У друга теплая и нежная ладошка (дети держат друг друга за руки)
Поглажу друга по руке немножко (гладят ладошки)
Как хорошо, что друг со мною рядом! (хлопают в ладоши)
Без друга жить нельзя, (грозят пальцем)
Запомнить это надо! (обнимают друг друга)
Физминутки, являясь одной из форм активного отдыха во время малоактивной деятельности детей с ОВЗ, повышают умственную работоспособность детей, дарят мышечную радость и развивают эмоции.
«Дни недели»
В понедельник я купался, (изображают плавание) А во вторник рисовал, (пальчиком рисуют круг) В среду долго умывался, (имитация) А в четверг в футбол играл, (имитация)
В пятницу я прыгал, бегал, (прыжки и бег на месте) Очень долго танцевал. (кружатся) А в субботу, воскресенье (хлопают в ладоши) Целый день я отдыхал. (Дети садятся на корточки, руки под щеку — засыпают)
Пальчиковая гимнастика развивает мелкую моторику, внимание, терпение, усидчивость. Дети учатся повторять движения за педагогом.
«Матрешки»
Мы красавицы матрешки, разноцветные одежки.
Раз — Матрена, Два – Малаша, Мила – три, четыре – Маша.
Маргарита – это пять, нас нетрудно посчитать (поочередно массируют пальчики).
Массаж биологически активных точек (БАТ) — система приемов дозированного механического воздействия на кожу и подкожные участки тела ребенка. В массируемом участке тела усиливается циркуляция крови, лимфы, тканевой жидкости. Определенное значение имеет образование биологически активных веществ, стимулирующих адаптационно – трофическую функцию ЦНС. Детей обучают выполнять поглаживающие, разминающие, постукивающие движения в направлении кровотока от периферии к центру. В течение дня педагоги проводят с детьми массажи:
- лица и головы
- спины и шейных позвонков
- ног и ушных раковин
- комплексный массаж.
Массаж спины «Дождь»
Дождь, дождь! Надо нам расходиться по домам (хлопки ладонями по спине)
Гром, гром! Как из пушек, нынче праздник у лягушек, (поколачивание кулачками)
Град, град, сыплет град! Все под крышами сидят (постукивание пальчиками)
Только мой братишка в луже ловит рыбу нам на ужин (поглаживание ладонями по спине)
Гимнастика для глаз заключается в фиксации зрения детей на различных точках и укрепляет мышцы зрительного аппарата, снимает напряжение.
Упражнение «Капля»:
Капля первая упала – кап! (Имитируют движения сверху вниз) И вторая прибежала — кап! (То же самое) Мы на небо посмотрели (Смотрят вверх) Капли весело запели — кап, кап, кап! (Имитируют быстрое падение пальчиком)
Намочили лица, мы их вытирали (Массируют лицо) Посмотрите, туфли мокрыми стали (Смотрят вниз) Мы плечами поведем и все капельки стряхнем (Двигают плечами) От дождя мы убежим (Бег на месте)
Под кусточком посидим. (Присаживаются на корточки)
Дыхательная гимнастика способствует нормализации дыхания, укрепляет дыхательную мускулатуру, предупреждает застойные явления в легких, удаляет мокроту (по методике Л. Стрельниковой, Б. Толкачева и других авторов)
«Дом»
У медведя лом большой – ой, — ой, — ой! (на выдохе) А у зайца – маленький -ай, -ай, — ай! (то же) Мишка наш пошел домой –ой, — ой, — ой! (то же) Да и крошка заинька.
Применение здоровьесберегающих технологий в процессе обучения детей с ОВЗ приводит к следующим результатам: воспитанники меньше болеют, возрастает посещаемость в группе, расширяется представление о себе и своем организме, происходит коррекция психических процессов, совершенствуются умения и навыки, поддерживается позитивное и эмоциональное состояние.
Воспитание ребенка – большая радость и ответственность, большой труд. Необходимо, чтобы каждый ребенок рос в условиях душевного комфорта, добропорядочности. Чем более крепким здоровьем и хорошими физическими данными мы вооружим наших детей в детстве, тем легче им будет приспособиться к новым социальным условиям в дальнейшем.
|