Акимова Светлана Валерьевна Воспитатель МБДОУ «Детский сад 80» г. Чебоксары Чувашской Республики
Аннотация: Проблема оздоровления детей требует комплексного подхода и введению новых методов технологий работы в ДОУ. Кинезиология является одним из видов здоровьесбережения. Данная методика позволяет скрытие способности ребенка, расширять возможные границы головного мозга.
Ключевые слова: кинезиология, здоровьесбережение, технология.
Одной из основных задач на протяжении многих лет в нашем ДОУ, является воспитание здорового ребёнка с учётом психологических принципов, возрастных и индивидуальных особенностей детей, а также разработка и внедрение в практику здоровьесберегающих технологий.
В соответствии с ФГОС в структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования содержание образовательной области “Здоровье” направлено на достижение цели охраны здоровья детей и формирования основы здорового образа жизни.
В связи с этим актуальным становится вопрос о внедрении в практику работы с дошкольниками здоровьесберегающих образовательных технологий.
Ведущий принцип таких технологий – учет личностных особенностей ребенка, индивидуальной логики его развития, учет детских интересов и предпочтений в содержании и видах деятельности в ходе воспитания и обучения.
Кинезиология — наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения. Кинезиология — наука о развитии головного мозга через движения. Она существует уже двести лет и используется во всем мире. Кинезиологическими движениями пользовались Гиппократ и Аристотель.
Кинезиология относится к здоровьесберегающей технологии. Данная методика позволяет выявить скрытые способности ребёнка, расширить возможные границы головного мозга. Многие упражнения направленны на развития физических и психофизиологических качеств, на сохранения здоровья и профилактику отклонений их развития. Они развивают тело, повышают стрессоустойчивость организма, синхронизируют работу полушарий, улучшают зрительно-моторную координацию, формируют пространственную ориентировку, совершенствуют регулирующею и координирующую роль нервной системы. Упражнения дают немедленный и кумулятивный эффект.
Основная цель кинезиологии: развитие межполушарного воздействия, способствующее активизации мыслительной деятельности.
Задачи кинезиологии:
- Развития межполушарной специализации.
- Синхронизация работы полушарий.
- Развития общей и мелкой моторики.
- Развитие памяти, внимания, воображения, мышления.
- Развитие речи.
- Формирование произвольности.
- Снятие эмоциональной напряжённости.
- Создания положительного эмоционального настроения.
Для результативности коррекционно-развивающей работы необходимо учитывать определённые условия:
- Упражнения необходимо проводить с детьми ежедневно. Сначала детям с раннего возраста необходимо выполнять пальчиковые игры от простого к сложному.
- Занятия проводятся утром.
- Занятия проводятся ежедневно без пропусков.
- Занятия проводятся в доброжелательной обстановке.
- От детей требуются точное выполнение движений и приемов.
- Упражнения проводятся стоя или сидя.
- Упражнения проводятся по специальным разработанным комплексам.
- Длительность занятий по одному комплексу составляет две-четыре недели.
Все упражнения целесообразно проводить с использованием музыкального сопровождения. Спокойная, мелодичная музыка создаёт определённый настрой у детей. Она успокаивает, направляет на ритмичность выполнения упражнений в соответствии с изменениями в мелодии.
Упражнения проводятся по специально разработанным комплексам. Все комплексы подбираются вместе с воспитателем, учитывая возрастные особенности детей. В комплексы включены упражнения для развития мелкой моторики, дыхательные, глазодвигательные упражнения, упражнения на релаксацию и массаж (ушных раковин, лица, кистей рук, стоп и шейного отдела), упражнения на растяжку мышц и на самоощущение тела.
Виды кинезиологических упражнений:
- Упражнения для развития мелкой моторики (стимулируют речевые зоны головного мозга).
- Телесные движения (развивают межполушарное взаимодействие, снимаются непроизвольные, непреднамеренные движения и мышечные зажимы).
- Растяжки (нормализуют гипертонус и гипотонус мышц опорно-двигательного аппарата).
- Дыхательные упражнения (улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность).
- Глазодвигательные упражнения (позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятия, развивают межполушарные взаимодействие и повышают энергетизацию организма).
- Массаж (воздействует на биологически активные точки).
- Упражнения на релаксацию (способствуют расслаблению, снятию напряжения).
Немного поподробнее хочу остановиться на некоторых кинезиологических упражнениях, которые я использую в своей работе.
Следует отметить, что значение кинезиологических упражнений особенно велико в дошкольном возрасте, пока идет формирование речевой моторной области.
Большинство из нас выполняют ежедневные физические действия «удобной» рукой. Попробуйте сами и предложите ребенку чистить зубы, причесываться, доставать предметы, рисовать и даже писать другой рукой. Исследования показывают, что выполнение обычного действия «необычной» рукой активизирует новые участки мозга и помогает развивать новые контакты между клетками мозга. Так что пробуйте, экспериментируйте. Это не только полезно, но и весело!
Творческий подход, использование альтернативных методов и приемов способствуют более интересному, разнообразному и эффективному проведению образовательной и совместной деятельности педагогов и детей в детском саду.
Умелыми пальцы становятся не сразу. Главное помнить золотое правило: игры и упражнения, пальчиковые разминки должны проводиться систематически.
Литература:
- Гимнастика мозга (Гимнастика ума) [Электронный ресурс]: СоДействие центр практической психологии – Режим доступа: http: //kinhelp. ru/gimnastika-mozga-gimnastika-uma/
- Деннисон П. И., Деннисон Г. Гимнастика мозга [Электронный ресурс]: Просто в непростом. рф – Режим доступа: http: //tao-online. net/gimnastika-mozga/.
- Подготовка к обучению. Гимнастика мозга / BrainGym [Электронный ресурс]: СПбГМТУ Среднетехнический факультет – Режим доступа: http://stf-smtu. ru/index. php? option=com_content&view=article&id=99&Itemid=141.
- Рашкова Т. Гимнастика мозга или обычная зарядка? [Электронный ресурс]: Дети Будущего – Режим доступа: http: //www. deti-budushego. com/node/217.
- Упражнения Гимнастики Мозга [Электронный ресурс]: Образовательная кинезиология – Режим доступа: http: //creativekinesiology. ru/uprazhneniya-gimnastiki-mozga
|