Изобразительная деятельность в развитии детской личности дошкольников
Автор: Вавилова Т.Н. воспитатель МАДОУ Ситнещелкановского ЦРР – д/с «Берёзка» городского округа Ступино Московской области
Изобразительная деятельность дошкольников – это развитие мысли, анализа, синтеза, сравнения и обобщения. Она способствует овладению связной речью, обогащению словарного запаса и развитию сенсорики. Расширение запасов познания, наблюдения и сравнения положительно сказывается и на общем интеллектуальном развитии ребенка.
Изобразительная деятельность дошкольников играет ключевую роль в развитии детской личности, поскольку для ребенка это радость познания и творчества. Необходимым условием умения изображать является зрительное восприятие окружающего мира. Чтобы вылепить или нарисовать какой-нибудь объект, с ним необходимо познакомиться, запомнить его величину, цвет и форму. Создание изображений в рисовании, лепке и аппликации, а также формирование творчества основываются на развитии одних и тех же психических процессов (восприятия, образных представлений, мышления, воображения, внимания, памяти, ручной умелости), которые развиваются и в процессе изобразительной деятельности.
Изобразительная деятельность, имеет большое значение для всестороннего развития дошкольников. Она привлекает детей, радует их возможностью самостоятельно создавать что-то красивое. А для этого необходимо накопление и расширение личного опыта ребенка, полученного им непосредственным путем через органы чувств.
На всех занятиях необходимо развивать активность, самостоятельность и творчество детей. Следует побуждать детей вспоминать, что они видели интересного вокруг, что им понравилось, учить сравнивать предметы, спрашивать, активизируя опыт ребят, что похожее они уже рисовали, лепили, как они это делали, вызывать ребенка для показа остальным, как можно изобразить тот или иной предмет.
Каждое занятие должно заканчиваться коллективным просмотром всех созданных ребятами изображений. Важно, чтобы дети видели общий результат занятия, слышали оценку педагогом их работ, активно включались в доступный им разговор, оценку выразительных образов предметов, явлений, чтобы каждый ребенок видел свою работу среди работ других детей. В процессе оценки созданных детьми изображений важно обращать их внимание на наиболее интересные из них, вызывать положительные эмоции. Это способствует повышению их интереса к изобразительной деятельности.
В процессе занятий изобразительной деятельностью формируются нравственно-волевые качества. Дети учатся сосредотачиваться, доводить начатое дело до конца, преодолевать трудности и поддерживать товарищей.
Создавая эстетическую развивающую среду, постепенно вовлекаю в этот процесс детей, вызывая у них радость, удовольствие от уютной, красивой обстановки группы, игровых уголков; включаю в оформление группы созданные детьми индивидуальные и коллективные рисунки, аппликации. Большое значение имеют эстетическое оформление занятий, удачный подбор материалов для занятий, удобное и рациональное их размещение, доброжелательное отношение к каждому малышу, эмоционально-положительная атмосфера занятия, уважительное отношение взрослых к детским рисункам, лепке, аппликациям. Эстетическое воспитание дошкольников происходит посредством развития у них чувства красоты, формы, цвета, яркости и насыщенности красок. Движущей силой такого многостороннего развития является детский интерес.
Одно из наиболее важных условий успешного развития детского творчества — разнообразие и вариативность работы с детьми на занятиях. Новизна обстановки, необычное начало работы, красивые и разнообразные материалы, интересные для детей неповторяющиеся задания, возможность выбора и еще многие другие факторы – вот, что помогает не допустить в детскую изобразительную деятельность однообразие и скуку, обеспечивает живость и непосредственность детского восприятия и деятельности.
Взаимосвязь изобразительной деятельности с игрой создает у детей лично значимый для каждого ребенка мотив деятельности, а это в свою очередь обеспечивает ее эффективность. И результат деятельности получается более высокий, так как ребенок не просто рисует, а передает в изображениях образы игры, что способствует развитию творческого воображения.
Список использованной литературы
- Дьяченко О.М. Развитие воображения дошкольника. – М., Мозаика – Синтез2014
- Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности. – М., Мозаика-Синтез 2007
- Колдина Д.Н. – Рисование с детьми. – М.: Мозаика-Синтез, 2011
- Лыкова И.А. – Изобразительная деятельность в детском саду. – М., «Карапуз-Дидактика», 2006
- Флерина Е.А. Эстетическое воспитание дошкольника. – М., Изд-во Академии пед. наук РСФСР, 1961
|