Мария Коновалова. Современная денежная лихорадка: причины и последствия

Наш мир сложно представить без денег, без этого уникального средства, которому люди отводят столь важное место в жизни. Почему же так происходит?

воздействие денег на человека и культуру

Все мы знаем, что «счастье не в деньгах», что настоящие чувства, любовь, дружба, участие не могут быть монетизированы, что надо уметь радоваться простым и понятным вещам, независимо от наличия банкнот в кошельках и карманах. Однако человек неудержимо стремиться к обогащению, затрачивая огромное количество ресурсов, сил, здоровья, порой ценою собственной жизни добывая и аккумулируя состояние.

В чем причины такого поведения большинства людей независимо от их национальности, места проживания, религиозных предпочтений, гендерных различий? Является ли страсть к деньгам приобретенным свойством личности человека, или, в людях изначально самой природой заложено стремление к наживе, стяжательству, обогащению?

Следует признать, что становление денежной цивилизации происходило одновременно с развитием человеческого общества. Да, изначально, в первобытной общине денег в привычной и понятной нам форме, не существовало, однако имелись блага, отчасти выполняющие их функции.

Первобытные люди выстраивали межличностные связи, следуя принципам лояльности, предусматривающих соблюдение определенных ритуалов (дар, преподношение, жертвоприношение), не связанных с эквивалентным обменом, патернализмом, формально-безличными сделками и договорами. Многим благам придавался сакральный смысл, в отдельных цивилизациях, например, индейской, считалось, что вещи, принадлежащие человеку, впитывают его энергию, то есть, по сути, становятся одушевленными предметами. Приняв в дар такую вещь можно было стать обладателем лучших качеств прежнего владельца, что имело особенно важное значение при продвижении по социальной иерархии в замкнутом пространстве общины.

Многие ученые (Л. Леви-Брюль, М. Мосс, М. Аглиетта, А. Орлеан) полагают, что первобытные люди обладали некоторым понятийным аппаратом, позволяющим им оценивать количество полученных благ, их примерную стоимость. Например, индейский ритуал «кула», представляющий собой обмен ценными дарами между племенами позволял отдельным индивидам занять более высокую ступень в социальной иерархии, пользоваться уважением, иметь многочисленных друзей и т.п..

Стремление выделиться из общей массы, стать в чем-то лучше остальных членов общества заложено в нас изначально самой природой (не будем забывать, что человек существо биологическое), без этой характерной черты человеческий вид был обречен на гибель, так как не выдержал бы внешних угроз, а также внутренней конкуренции среди себе подобных. Обладание статусными вещами реализует психологический посыл, связанный с осознания себя как личности, отличной от других членов общества, что, в конечном итоге, позволяет достичь чисто утилитарных целей.  По сути, не  важно, в какой форме выступают эти статусные вещи, в натуральной, в виде сакральных благ, или в форме полноценных или бумажных денег. Обладание деньгами выступает своеобразным социальным лифтом для лиц, стоящих на более низкой ступени иерархической лестнице, получив уважение и дружбу высокоранговых индивидов. 

Еще одной социально-психологической причиной денежной лихорадки является стремление человека к определенности. Современное динамично развивающееся общество преподносит отдельному индивиду порой не очень приятные сюрпризы, высокая неопределенность, угрозы материальному, а порой и физическому состоянию, заставляют человека формировать определенную подушку безопасности, способную минимизировать возникающие риски. Деньги, таким образом, предстают в виде страховочной сетки, помогающей избежать индивиду болезненного падения, например, в случае увольнения с работы, временной нетрудоспособности, обусловленной болезнью, и другими непредвиденными обстоятельствами.

Большинство потребностей индивида удовлетворяется с помощью денег, и, к сожалению речь идет не только о базовых потребностях пирамиды А. Маслоу, реализация духовного, культурного потенциала человека также возможна только при наличии соответствующей суммы денег. Около 95% всех потребностей индивида удовлетворяется посредством денег, что, объясняет такой высокий градус денежной лихорадки.  В современном обществе человек, лишенный денег, практически обречен на смерть, он может передвигаться по городу, в котором магазины полны продовольствия, но при этом будет умирать с голода, так как у него нет денег.

Индивид, лишенный денег, становится изгоем в обществе, он не может претендовать на внимание со стороны людей определенного статуса. По сути, он покидает социальное пространство, пополняя армию лиц, с маргинальным образом жизни. Деньги становятся необходимым элементом конструирования социального пространства, именно поэтому современному обществу невозможно от них отказаться. В некоторым смысле они объединяют индивидов, обеспечивая целостность и динамичность социального пространства. Все мы можем наблюдать с какой легкостью перемещаются по миру обладатели достаточно крупной суммы денег, границы для них условны, что способствует повышению трудовой и социальной мобильности.

Таким образом следует признать наличие социальных и психологических причин, обусловливающих существование столь сильной  зависимости человека от денежных знаков. С точки зрения позитивистского подхода данный факт не вызывает возражений, ибо констатирует реальную действительность, в которой практически все человеческое бытие посвящено получению определенной суммы денег. Если же мы будем опираться на нормативно-ценностные суждения, то можно сказать, что деньги становятся не просто абстрактно-измерительным материалом, ценность которому придает обмен, а некоторой синтезированной субстанцией в которой сходятся все основополагающие человеческие чувства, определяющие отношение к экономическому базису того или иного исторического периода: самолюбие, амбициозность, доверие, насилие, страх, жадность, скупость, щедрость, расточительность и т.д.. Определенную тревогу вызывает в этой связи культивирование определенных качеств человеческой личности, и в большей степени негативных, источником экспансии которых становится денежный фетишизм.

В современном обществе деньги становятся высшим смыслом существования индивида, они вершат судьбы людей, определяют их положение в обществе, формируют базис семейного благополучия. Навязываемая и рекламируемая жизнь представителей праздного класса деформирует базовые ценности, увеличивая градус денежной лихорадки, иммунитет перед которой в текущий момент отсутствует. К сожалению, деньги из средства удовлетворения необходимых потребностей человека все больше превращаются в титул, который наделяет их обладателя потенциальным превосходством над окружающими людьми.

Коммерциализация проникает практически во все сферы жизнедеятельности, поражая культуру и искусство, религию и благотворительность, науку и государственное управление. Имеет место определенное искаженное восприятия продукции киноиндустрии, театрального искусства, спортивной культуры и т.д. В массовом сознании постепенно утверждается стереотип, согласно которому чем выше стоимость кинокартины, спектакля, спортивной трансляции, тем выше качество предлагаемого продукта.

Современное человеческое бытие все в большей степени пронизано взаимодействиями с определенного рода симулякрами, обладание которыми обеспечивает индивиду стабильность, статусность, благополучие и прочие удовольствия. В качестве таких симулякров выступает, например, брэндовая одежда, модные гаджеты, автомобили престижных марок, в стоимость которых заложены не столько реальные затраты материальных средств, сколько стоимость брэнда, популярность компании (гудвилл), интеллектуальный капитал фирмы (все что экономисты называют нематериальными активами). Качество таких товаров практически не отличается от схожих моделей такого же класса, но люди, повинуясь навязываемой обществом массового потребления модели поведения, стремятся стать обладателями именно таких вещей.

В последние несколько лет все большую популярность приобретают различные финансовые инструменты, которые, как полагают многие не очень осведомленные в этом вопросе индивиды, открывают кратчайшую дорогу к обогащению. Речь идет, прежде всего, о рынке криптовалют. Возникнув как альтернатива централизованной денежной системе криптовалюта быстро завоевала свои позиции на рынке, превратившись в спекулятивный актив. Прогресс в области IT технологий, а именно созданная программа блокчейна обеспечивает достаточно высокий уровень защищенности транзакций с криптовалютами, что делает этот рынок весьма привлекательным. Подчеркну, что на данном этапе, сами криптовалюты, в частности, самая известная среди них биткоин, приобретаются не с целью использования их как платежного средства, а именно с целью обмена на фиатные деньги и дальнейшего обогащения. По сути, в процессе длительной эволюции человеческое сознание не претерпело никаких изменений, и если раньше в роли идолов выступали сакрализированные блага, то в текущий момент криптовалюты и подобные финансовые активы. 

В истории отдельных государств были попытки кардинальной трансформации человеческого сознания, культивации ценностей, противоположных биологической природе человека, заставляющей его поступать эгоистично, руководствуясь утилитарными принципами. Ярким примером такого общества был Советский Союз и другие страны социалистического блока. Институциональная матрица данных государств соответствовала принципу превосходства «мы» над «я» и была противоположной по своему содержанию институциональному устройству в странах с рыночной экономикой.

Можно смело сказать, что определенные успехи были достигнуты, в массовом сознании большинства советских людей прочно укоренились общественные ценности, отводя на второй план личные интересы. Однако поддержание в долгосрочной перспективе такой, отчасти противоречащей природным инстинктам модели поведения, оказалось невозможным. Под давлением внешних обстоятельств, импортировании в результате падения железного занавеса стандартов потребления западного общества, советские люди в ажиотаже поддались денежной лихорадке, компенсируя сдерживаемые до сих пор утилитарные позывы.

Происходящие изменения во многих сферах жизнедеятельности не могут не вызывать опасений за будущее человечества. В погоне за деньгами, олицетворяющими все возможные блага, индивид рискует потерять себя как личность, продуцирующую социальные связи, основу которых составляют не только материальные аспекты бытия. Определенной прививкой от распространения вируса денежной лихорадки может стать пропаганда духовных и культурных ценностей, формирование и культивирование у молодежи идеалов, направленных на развитие личности, обусловливая проявление ее лучших качеств: доброты, участия, дружбы и т.п.

Просмотров: 529
Категория: Коммуникация, Психология Другие новости по теме:

  • Ирина Кобевко. Что он «несёт», или Как понять человека с первых слов?
  • Михель Гофман. Деньги — не средство, а цель жизни. Роль денег в Западной культуре
  • Алла Дзяланская. «…Все может мама, только папой не может быть!»
  • Марти Ньюмейер. Как сделать что-то важное в жизни?
  • Что такое страх смерти и что он несет?
  • Татьяна Прайер. Сколько денег нужно для счастья?
  • Егор Горд. Как найти самого себя или Что такое внутренний голос?
  • Николас Энкельманн. Что такое страх и как его перебороть?
  • Сергей Воронков. Что такое «Душа»? (или «Психология, наука — о чем?»)
  • Ф. Зимбардо, Р. Сворд. Как стресс влияет на сердце — и что с этим можно сделать
  • Что может помочь вам преодолеть страх?
  • Почему чешется? Что означает чесание у людей?
  • Анатолий Гершов. Рожденные недовольными. Почему так трудно жить сегодняшним днем и радоваться тому, что имеешь
  • Личностные черты и покупательское поведение. Что ваши покупки говорят о вашей личности?
  • Как контролировать удаленных сотрудников, чтобы они делали все вовремя, хорошо и с первого раза?
  • Почему человек зевает и что значит, когда зеваешь?
  • Ассертивность: что это, для чего нужна и как ее обрести
  • Лингвистическая относительность: как наш язык влияет на то, что мы видим
  • Любовь Кириллова. Негативные переживания: что делать, если вам плохо на душе?
  • Что человеку нужно для счастья?
  • Ф. Зимбардо, Р. Сворд. Токсичные отношения и что с ними можно сделать
  • Егор Горд. Психология неудачника: когда все идет наперекосяк
  • Георгий Сергацкий. Что важнее — грудь или попа? (Из книги «Изнанка любви, или Опыт трепанации греха...»)
  • Р. Мендиус. Что такое эмпатия и как ее развивать
  • Вам изменила жена? Все о женской измене или Почему женщины изменяют чаще мужчин.
  • Шопинг-терапия: что это и как она работает
  • Барбара Шер. Как начать делать то, что хочешь
  • Эмоциональная измена или сексуальная: что хуже? Мужской и женский взгляд.
  • Елена Джеро. Уходя уходи! или Вернись, все прощу?
  • Анна Жилина. Что такое стресс и как с ним бороться? Преодоление стрессов



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь