Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений в подготовительной к школе группе на тему: «Космическое путешествие»
Математика детям
Автор: Николаева Маргарита Витальевна
Цель: обобщить и систематизировать представления о космосе, космических полетах, космонавтах.
Скачать: Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений в подготовительной к школе группе на тему: «Космическое путешествие» (полный конспект)
Задачи:
- закреплять знания о числах и цифрах от 0 до 20
- устанавливать соответствие между цифрой и количеством предметов
- закреплять представления о частях суток, днях недели, месяцах
- закреплять знания о геометрических фигурах
- составлять фигуры по образцу из нескольких частей, анализируя части и способ их присоединения;
- совершенствовать прямой и обратный счет в пределах 10
- научить понимать и самостоятельно использовать в речи космическую терминологию: космический корабль, МКС, предстартовая площадка, космический экипаж
- побуждать детей к развернутому ответу
- развивать умение решать логические задачи, на основе слухового восприятия, выделять главные свойства, математические отношения замаскированные внешними несущественными данными
- развивать пространственное мышление, внимание, память, мелкую моторику
- воспитывать интерес к непрерывной образовательной деятельности по ФЭМП
- воспитывать дружеские взаимоотношения, отзывчивость, взаимовыручку.
Предварительная работа: знакомство с глобусом, жизнью на земле; чтение рассказов о космосе, о планетах; рассматривание иллюстраций о космосе, дидактические игры; беседы о звездах, планетах, солнечной системе, космосе и космонавтах; посещение планетария; рисование, аппликация, конструирование на тему «Космос»; чтение детям книг о космосе, планетах, созвездиях; оформление выставки «Загадочный Космос».
Оборудование: проектор, экран, музыкальный центр, носитель с записями музыки космической тематики, мягкий конструктор, стульчики с цифрами и билеты с изображением геометр. фигур, столы, развивающее панно «Сырный ломтик» -2 шт., математические наборы по количеству детей, блестящие звездочки, доска для рисования мелом, куклы-инопланетяне, видеоролики космического пространства.
Технологии: личностно – ориентированные, информационно – коммуникационные, здоровьесберегающие.
Ход непрерывной образовательной деятельности:
Дети стоят полукругом.
В.: -Ребята, к нам в детский сад поступил звуковой сигнал с Юпитера. Давайте его послушаем: «Дорогие, ребята! Пишут вам жители далекой планеты Чудес. На нашу планету проникла злая волшебница из другой Галактики. Помогите нам, пожалуйста!» Что же нам делать, дети? Нужно отправиться на эту планету и выяснить, что же случилось и какая нужна помощь.
В.: — Тогда нам срочно надо лететь на планету Юпитер, но хочу вас предупредить, что полет в космос – это очень трудное и опасное дело. Вы готовы?
Д.: — Да!
В.: — Для полета в космос нужны внимательные, дружные и умные космонавты. Вот сейчас я и проверю вас. Я задам вам вопросы, а вы быстро отвечайте. Ну что, готовы?
Д.: — Готовы!
Блицопрос.
В.: — Какое сейчас время года? Назовите все весенние месяцы по порядку. Сейчас утро или вечер? Какие еще части суток вы знаете? Кто стоит справа (слева) от тебя? Назовите дни недели, начиная с понедельника. Сегодня среда, а завтра? Вчера? Назови свой любимый день недели. Какой он по счету? Какой первый день недели? Который по счету понедельник? Какой четвертый день недели? Назовите выходные дни. Что такое невесомость? Какие вы знаете планеты? Назовите созвездия, которые вам известны. Самая большая планета Солнечной системы? (Юпитер)
Кто первым вышел в открытый космос? (Леонов) Первый космонавт планеты? (Юрий Гагарин) Источник жизни на Земле? (Солнце) Первая женщина-космонавт? (Валентина Терешкова) У какой планеты есть кольца? (У Сатурна) Одежда космонавта? (Скафандр) На чем можно полететь в космос? (Дети отвечают).
Чтобы космонавтом стать Чтобы в космос летать Надо много уметь Надо много узнать
И писать и читать И задачи решать И отлично знать математику.
Задание «Логические задачки»
В.: — Я предлагаю всем проверить, насколько развито ваше логическое мышление и сообразительность. Ведь космонавты должны находить выход в любой, кажется, безвыходной ситуации, мгновенно решать сложные вопросы.
Посмотрим, как вы справитесь с такими задачами.
- Если петух закукарекает, человек проснётся, сколько, петухов должно закукарекать, чтобы проснулось три человека?
- У Паши есть сестра, она на 2 года младше Паши, на сколько лет Паша старше своей сестры?
- Летела стая гусей 2 впереди, один позади, два позади, один впереди. Сколько было гусей?
- Сколько концов у двух с половиной палок?
- Если курица стоит на одной ноге, то она весит 2 килограмма, сколько будет весить крица, если будет стоять на двух ногах?
В.: — Молодцы, вы отлично справились с заданием.
Задание «Построй ракету» (игра «Компримо»)
В.: — Космический корабль надо сконструировать самим (если дети сомневаются, то педагог предлагает образец постройки)
В.: — Подскажите, как назывался космический корабль, на котором полетел Юрий Гагарин? Кто его сконструировал? (Ответы детей)
- Как вы назвали свой космический корабль.
Прошу всех подняться на предстартовую площадку космодрома. Там ровно двадцать ступенек. (Счет до 20)
Задание «Посчитай и выполни правильно»
Проверка экипажей к предстоящему «полету» продолжается. Дошкольникам даются задания, в ходе выполнения которых они громко проговаривают счет:
- присесть 6 раз и подпрыгнуть на 1 раз больше
- наклониться 5 раз (для девочек) и отжаться на 1 раз меньше
(для мальчиков).
Ждут нас новые ракеты Для прогулок по планетам. На какую захотим, На такую полетим.
В.: — Вы отлично справились с заданием. Теперь можно отправляться в полет.
Звездолет мы смастерили, К звездам путь себе открыли. Звездолет, звездолет, Отправляемся в полет.
Физкультминутка «Космонавт»
Сейчас нам предстоит тренировка.
Физкультминутка для космонавтов.
Раз, два – стоит ракета (поднимают руки вверх), Три, четыре – скоро взлет (руки в стороны). Чтобы долететь до Солнца (круговые движения руками), Космонавтам нужен год (круговые движения руками).
Но в полете нам не страшно (руки в стороны, наклоны туловищем), Каждый ведь из нас атлет (сгибают и разгибают руки в локтях). Пролетая над Землею (машут поднятыми вверх руками), Ей передаем привет!
Игра «Найди свое место»
В.: — Экипажу занять места в ракете. (Дети садятся на стульчики, согласно своим билетам, соотнеся цифру на стульчике и количество геометрических фигур на билете)
- Объявляется минутная готовность… До старта 10 секунд. Начинаем обратный счет. (Дети считают хором от 10 до 0.)
- Пуск! Полет начался. Летим к приключениям. (Звучит космическая музыка. На экране появляются изображения космического пространства)
Развивающая игра «Мышь в сыре»
На игровой панели в верней её части прикреплена планета Юпитер. Дети по очереди должны проложить с помощью шарика маршрут до нее.
В.: — Только будьте внимательны, чтобы шарик-ракета не пропал в «черной дыре», иначе придется начать путь с начала.
- Ракета уносит нас в звездное небо. 10 секунд – полет нормальный. (Дети считают от 0 до 10.) 20 секунд – полет нормальный. (Дети считают от 10 до 20.) Корабль вышел на орбиту.
Работа с mimio доской.
В.: — Мы пролетаем мимо разных созвездий и планет.
- Сколько звезд вы видите? Назовите, какие вы знаете созвездия.
Сколько планет вы видите? Перечислите.
Какого цвета третья звезда слева?
А пятая справа?
Какая по счету оранжевая звезда?
Какая по счету самая маленькая звездочка?
А какая большая?
Покажите Юпитер.
Внимание! Подлетаем к Юпитеру. Совершаем посадку.
-Ребята. А вот и инопланетяне, которые подавали сигнал бедствия. Что с вами случилось? Может, мы сумеем помочь?
И.: — Здравствуйте, земляне! Мы живем на планете Чудес. Злая волшебница украла и спрятала на планете Юпитер кристаллы из Часов Времени и жизнь на планете Чудес остановилась. Планета заснула. Мы не можем вернуться на свою планету, пока не соберем космические кристаллы (геометрические формы), чтобы планета Чудес снова ожила.
В.: — Мы обязательно с ребятами вам поможем. Кристаллы нужно разложить в отсеки: в красные – кристаллы красного цвета прямоугольной формы, в зеленые – кристаллы зеленого цвета, имеющие круглую форму.
Дети по очереди выполняют задания у mimio доски.
И.: — Как у вас ловко получилось, собрать космические кристаллы. Молодцы, земляне! А хотите поиграть с нами в игру «Звездочет».
Дети произносят считалку, при этом передавая мяч по кругу. Выбранный «звездочет» двигается под музыку подскоками, останавливается между двумя детьми. Которые встают спинами друг к другу, и на счет раз-два-три-беги! -обегают в разных направлениях круг, стараясь первыми вернуться в исходную точку и забрать мяч у «звездочета». Успевший это сделать игрок сам становится «звездочетом» — ведущим.
На Луне жил звездочет. Он планетам вел отсчет. Меркурий — раз, Венера – два, Три – Земля, четыре – Марс.
Пять – Юпитер, шесть – Сатурн, Семь – Уран, восьмой – Нептун, Девять – дальше всех Плутон… Кто не видит – выйди вон!
И.: — Вы молодцы! Но мы не можем улететь на свою планету Чудес, у нас сломана ракета.
В.: — Не беда, инопланетянине. Мы с ребятами сделаем ракеты. Поможем, ребята?! Из каких частей состоит ракета?
Дидактическая игра «Выложи ракету»
Дети подходят к своим столам, на которых лежат математические наборы с геометрическими фигурами и палочками.
Самостоятельно выкладывают ракеты.
Инопланетяне рассматривают, и хвалит все детские работы. Благодарит за помощь, и дарят ребятам волшебные звездочки. Дети провожают их в полет.
В.: — Нам тоже пора возвращаться на нашу самую замечательную во всей Вселенной планету.
В.: — Ребята, пока наш корабль совершает мягкую посадку на Землю, расскажите, что вам запомнилось и понравилось в путешествии?
Дети делятся впечатлениями.
В.: — Касание… Есть касание! Все ребята! Мы вернулись на Землю, в наш детский сад. Сегодня мы с вами совершили интересное путешествие в космическое пространство и помогли инопланетянам с планеты Чудес. На mimio доске изображение фейерверка и появление сообщения на доске «Спасибо!»
В.: — Ребята, это наши друзья с планеты Чудес говорят нам спасибо. У них все получилось: кристаллы вернули в Часы Времени, и планета ожила вместе с ее жителями.
В.: — Вот и закончилось наше путешествие. Нам было трудно, но мы справились! Что нам помогло справиться с трудностями?
Д.: — Дружба!
В.: — Правильно, дружба! Пролетая в космосе, мы видели множество созвездий, но созвездия Дружбы не встречали. Надо исправить эту ошибку. Давайте с вами откроем новое созвездие с названием Дружба. Берите звездочки и приступайте к работе.
Дети выкладывают созвездие Дружбы на ковре.
Теперь это созвездие будет помогать нам во всех делах.
В.: — Закончить наше приключение я хотела бы следующим стихотворением
Когда над Землею летит космонавт, Глядят ему в след миллионы ребят. Вечерней порою глядят в небеса, Сияют, сияют ребячьи глаза.
И в них отражаются, ярко горят Те звезды, к которым они полетят! Мчатся ракеты к дальним мирам. К подвигам сердце рвется.
Кто верит крылатым, как песня, мечтам, Тот цели своей добьётся! До новых встреч!
Под звуки «Марша космонавтов» (муз. А.Рыбникова) дети возвращаются в группу.
|