|
Артем Ковтун. Мотивы наших мотивовЯ с детства задавался вопросом. Есть поговорка: «Если сильно захотеть — можно в космос полететь». А как так захотеть? Как сделать, что бы очень хотелось результата? Без внушений родителей, самопринуждения, аутогенных тренировок, копирования примеров из окружающего общества. Как понять, почему я что-то сильно хочу, а что-то делаю, потому что надо, не желая этого на самом деле. И как мне самому захотеть именно то, что надо от меня обществу. Что бы совпали требования внешнего мира и мои личные мечты. Ведь искреннее желание — лучший мотиватор, а выполнение искренне желаемого — лучшее счастье. Мотивация решений человека иногда кажется обывателю простой и прозрачно понятной. Кажется, что почти всегда постфактум возможно проанализировать причину принятых решений. Или исследовать совокупность решений путем социологического опроса фокус-групп. Однако, каждый из нас может пронаблюдать непонятные примеры: регулярные, якобы иррациональные решения, отсутствие счастья при удовлетворении потребностей, общую неудовлетворенность жизнью. Или позитивные, но также непонятные: фонтанирование жизненной энергии, энтузиазм при простейших действиях, упрямая и постоянная деятельность над какой-то проблемой, результаты которой восхищают массы. Цель данной статьи — изложить взгляд на природу мотивации и принятие решений человеком, индивидуумом, личностью. Обозначить общий вектор, только в котором и могут быть сформулированы наши цели и следовательно — качественные, искренние, объективные мотивы действий. Базой этой концепции мотивации индивидуума выступает общая метафизическая модель взаимодействия материи , не смотря на осознание себя как живое существо, — подчиняется таким же законам взаимодействия материи, является большой метамолекулой. И более того — является частью единого социального организма, метаорганизма. Реагирование на внешнюю среду, как безусловная функция человека. Сохранение целостности материи — это объективный факт события превышения устойчивости такой материи над устойчивостью внешней среды. Взаимодействуя с внешней средой, как наиболее устойчивая проявляется материя, которая не просто взаимодействует, а внешней средой усиливается. Внешняя среда является способствующей выживанию такой материи. Присоединение атомов молекулярной цепочкой ДНК имеет такой же механизм, как и горение угля. Это объективное химическое (атомарное, внутриатомное, и т.д.) взаимодействие материй. Как объективный факт, наличие возможности, а значит равно — ее обязательное проявление. Поглощение спиралью ДНК нуклеотидов, дальнейший синтез фосфолипидов — это не сознательное стремление к размножению, а более быстрое осуществление химической реакции при наличии более выгодных условий для ее осуществления. Так и индивидуум — лучше выживает тот, кто более лучше отреагировал на внешние раздражители. Механизм биологического выживания человека. Процессы реакции на внешнюю среду в центральной нервной системе человека (например, в гипоталамусе получение сигналов от клеток и выделение нужных гормонов), — имеют химический, «неживой» характер. Осознание себя и психическая активность также базируются на химических реакциях. Религиозность и гуманизм не противоречат такому подходу. Эти понятия другой плоскости, социальной, и о них вспомним дальше. Почему форма метамолекулы, человека именно такая? Если бы внешняя среда принципиально была иной — то и форма высшей организации материи (если предположить, что это именно человек) была бы принципиально иной. Может быть, альтернативой осознанной жизни есть энергетическое поле или упорядоченность молекул в жидкостях. Но суть этих субстанций была бы одинакова — фактически сложившаяся, максимально выживаемая материя. Диагностика угроз, специализация ответов, адаптация — как условия выживания популяции. Итак, у метамолекулы «нет выхода», кроме как осуществлять доминирование над внешней средой. Это объективная суть индивидуума. Угрозы внешней среды (температура, влажность) отсеивают не приспособленные организмы. Постоянная изменяемость угроз быстрее отсеивает однородные тела. Специализация частей метамолекулы, которая началась с выделения отдельных функций атомов в нуклеотической паре, продолжается в человеческом организме специализацией тканей и органов, продолжается в социальной организации специализацией индивидуумов и социальных групп. В этом проявляется фрактальная сущность биологической единицы «человек», как неотъемлемой части единого метаорганизма! Отсеивание непригодных к выживанию людей — это социальный механизм выживания популяции, вида. Увеличилась в воздухе концентрация окиси углерода? Гипоталамус сразу вырабатывает больше нужных гормонов, организм физиологически приспосабливается. Или человек покидает зону непривычных условий, уезжая, реагируя сознательно, психологически. Или же социальная группа (не установившая очистительные фильтры) погибает либо обменивается информацией с успешной группой и тоже приходит к мнению о нужном изменении внешней среды. Индивидуальность личности, как инструмент выбора адекватной реакции на угрозы популяции. Индивидуальное развитие личности является также механизмом приспособления социума к постоянно меняющимся условиям внешней среды. Факт жизни проверяет эффективность осознанного и неосознанного образа личности (в условной ситуации лучше роль полицейского или преступника), адекватность действий по приведению текущего состояния личности в соответствие со своим образом (преступник завладел имуществом тайно или ограблением, что лучше). Когда успешные индивидуумы более выживают и занимают доминирующие позиции в обществе, то общество перенимает такую модель поведения и следует ей. До тех пор пока новый новатор, выживший из тысяч вариантов, не докажет своим фактом, что «так жить лучше». Такой механизм можно сравнить со щупальцами амебы, или с принципом «черного ящика» — метаорганизм постоянно тестирует внешнюю среду различными социально-психологическими моделями поведения индивидуумов. Каждый человек полон красоты. Прямо пытающегося доминировать индивидуума, активную метамолекулу (бизнесмена, спортсмена, политика) можно сравнить с ростом мышцы или кости. Косвенно реализующего свою функцию индивидуума, пассивную метамолекулу (гомосексуалиста, психически больного, социопата) можно сравнить с питательной средой. Якобы не жизнеспособные индивидуумы — выполняют функции максимизации доминирования всего метаморганизма — помогая активным индивидуумам, выступая кормом для более эффективных клеток, тестируя и отбраковывая на своем примере не эффективную модель поведения. Из таких тысяч неэффективных попыток рождается более совершенная реакция, новый пример для всей массы индивидуумов. Социальная конкуренция, как механизм отбора лучших клеток метаорганизма. По факту наблюдения массой клеток за успешной моделью — процесс становится лавинообразным. Реализуется механизм поведения толпы — подражание лидеру, стадность. Если новая практика не эффективна, то ее носитель отмирает, и последователи не возникают. Слава — это механизм информации о новой модели жизнеспособности, новой успешности. Это один из механизмов формирования социальной группой нужной личности. Культура — это социальный аналог нервно-гуморальной системы у человека. Религия, развлечения, традиции, сказки, пионерское воспитание, — все несет в себе информацию, необходимую для социального выживания индивидуума, — сохранения своей целостности по отношению к конкурирующим индивидуумам. Ведь для человека внутри популяции внешней средой являются и другие люди. До осознанный отбор метаорганизмом жизнеспособных клеток. Механизм выживания конкретной личности начинается с химического состава личности, генов и хромосом. Комбинация генов формируется социально. Реакция на будущую внешнюю среду начинается задолго до разделений яйцеклетки надвое. Культурные энерготоки сводят два набора хромосом и создают базовый материал для скульптурной лепки Человека. Первую самостоятельную информацию организм получает с безусловной реакции зародыша на состав крови матери, ее физиологическое состояние. Перинатально (доутробно) ребенок, уже как свершившийся факт, лишь адаптирует себя к той внешней среде, где он будет преодолевать негативные внешние условия. Осознание себя личностью, как позиционирование генной информации в популяции. При рождении ребенка, наступлении натального (внеутробного) периода жизни, наступает дополнительно социальная адаптация индивидуума, без прекращения физической адаптации. Личность уже готовит свои гены к дальнейшему скрещению. Осуществляется социальное позиционирование. Жажда познания информации ребенком это химически (гормонально) обусловленный процесс по пониманию своих функций в социальной группе и возможному повышению личного статуса в социальной группе, как повышение выживаемости группы в будущем. Набор таких знаний закрепляется в единые образы — модели поведения в конкретной краткосрочной ситуации либо долгосрочном поведении. Как себя вести при игре в домино? Первый опыт из наблюдения за дедушкой, потом на полочку памяти в отдельную папку откладывается любая информация на эту тему, подсознательно обобщается, формируются выводы. Если выводы были неправильные (девушка дала пощечину ухажеру) — то негативная эмоция корректирует модель поведения, образ. И так бесконечно всю жизнь. Схожие модели поведения стекаются в общие социальные группы, и имеют возможность продлить накопленный опыт жизни. Комбинацией своих хромосом и первейшей передачей опыта младенцу. Биологический механизм одобрения действий личности. Счастье. Любой мотив действия, любую амбицию, возможно свести к познанию (что и как делать) и применению такого знания в социализации, позиционировании генов. Удовлетворение такой потребности (социального познания) бесконечно, если такое удовлетворение выводит индивидуума на более доминирующую социальную роль. Если удовлетворение потребности есть лишь повторение события уже выведшего индивидуума на текущий (или еще раньше на предварительный) социальный уровень — то удовлетворение такой амбиции, потребности — не приносит значимого удовлетворения. Все помнят первый поцелуй и волнение, которое было испытано. Но вот, этих поцелуев сотни и они уже не вызывают так много счастья, как раньше. Краткосрочный выход на новый социальный уровень (выход на его образ в сознании индивидуума) соответственно приносит краткосрочное ощущение счастья. Организм дает гормональное одобрение действиям личности. Что такое хорошо, а что такое плохо — кроха и так знала сама, испытывая наслаждение или раздражение, вызванные гормонами. Несчастье, как основной мотив решений человека. Но вот ясно, — что вызывает позитивные эмоции, а что негативные. Но почему тогда нет устойчивого стремления к максимизации позитивных эмоций? Потому, что выживание организма заключается в «не проигрыше», а не в «максимальном выигрыше». Выжить — это значит сохранить свою структуру, но не приумножить ее. Именно потому механизм боли сильнее механизма счастья, негативные новости острее воспринимаются, чем позитивные, зло помнят сильнее, чем добро. Постановка цели, как выживание, а не максимизация результата — приводит к осторожности в принятии решений. Стимулирует оставаться в текущем удовлетворительном (минимально-допустимо-приятном) состоянии. Стремление вперед, к захвату большего ареала для выживания, социальный организм любого уровня (от индивидуума до человечества) реализует только при наличии острой потребности, острого дискомфорта, острой неудовлетворенности. Для того что бы было бесконечное действие, перебор методик достижения, и достижение в конце концов результата — необходимо резкое несоответствие установленного в личности образа «Я в безопасности» — текущему осознанию «Я здесь и сейчас». Именно несчастье и неудовлетворение текущей ситуацией — является нашим стимулом к решительным и всегда успешным действиям. Барьеризация желаний личности, как механизм социального отсева. В условиях агрессивной внешней среды популяция боле выживаема, если более выживаемы отдельные ее индивидуумы. При условно равных физиологических возможностях, социальном статусе родителей — более выживаемый индивидуум — тот, кто более требователен к своему комфорту. При резком росте угрозы вероятность выживания такого индивидуума выше, чем того, который достиг уровня комфорта достаточного только в стабильной ситуации. При жизни личности на статическом уровне, потребность в движении вперед отпадает. Без движения вперед — обязательно начинается движение назад, потеря зоны комфорта и жизнеспособности. Стимул умеренной активности в социуме реализован социально-психически. Каждый из читателей наблюдал наличие у людей неврозов, депрессий, психологических расстройств. Личность, наблюдая успешный пример, формирует образ «идеального Я». Но не имеет сильного неудовлетворения, не имеет мотива к достижению эталона. Подсознательно это реализуется в «придумывании» барьеров в достижении цели. Я не смогу, я не умею, у меня не тот тембр голоса, я толстяк, я неловкий. Это те образы, которые сформировались социумом (например, оценка педагога) для ограничения конкурентоспособности индивидуума в общей социальной конкуренции. Популяции для выживания нужны только те, кто решает любые вопросы. «Достойный пройдет», — подходящая фраза из советского фильма о карате. Природа таких барьеров развития личности, коммуникации с обществом и другим внешним миром, — предмет изучения психиатрии. Это ключевой момент для любого индивидуума, повод для самоанализа. Важно понимание желаемого себя сегодня и завтра, как точки «А» и точки «Б». И тогда путешествие в точку «Б» рано или поздно осуществится. Целесообразно быть собой осознанно, а не просто быть. Четко выделять, что нравится, а что нет. Что изменить, а что уже так, как искренне этого хочется. Пусть чья-то точка «Б» отличается от мнения других. Возможно вы новый эталон. Или уже находитесь на своем месте. В бесконечном процессе взаимодействия материй и размножения человеческой популяции. Категория: Психоанализ, Психология Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|