|
И. Назаре-Ага. Психологическая защита от манипуляторов. КонтрманипуляцияФрагмент книги Назаре-Ага И. Они играют на ваших чувствах! Психологическая защита от манипуляторов. М.: Питер, 2013 Кто из нас не испытывал на себе психологических манипуляций со стороны родственников, друзей, коллег и просто знакомых? Отвратительное ощущение, что тебя вынуждают делать то, что ты делать совершенно не хочешь, обманным путем втягивают в очередную сомнительную историю, знакомо практически каждому. Как правило, мы чувствуем, что нужно сказать «нет», но сдаемся под напором эмоций, именно на это и рассчитывают манипуляторы. Они угрожают, соблазняют, давят на жалость, вызывают у вас чувство вины, и вам кажется, что, несмотря на доводы разума, вы должны уступить. Как противостоять такому эмоциональному террору? Как распознать талантливо маскирующегося манипулятора? Советы дает известный французский психолог Изабель Назаре-Ага. Ее книги о психологической манипуляции стали бестселлерами в Европе и переведены на десятки языков.Научитесь использовать приемы контрманипуляции Понятие «контрманипуляция» чаще всего
подразумевает использование техники туманности. Эта техника использует
методы туманной и поверхностной коммуникации и состоит в том, чтобы не брать на
себя обязательств. Она широко применяется самими манипуляторами, а также
людьми, невосприимчивыми к манипуляциям, которые используют ее интуитивно
и совершенно не отдают себе в этом отчета. Впрочем, эта техника позволяет нам расширить поле своих возможностей. Основа контрманипуляции — это ежесекундная адаптация к манипулятору с целью защиты от него. Некоторые моменты благоприятны для ответа с юмором, другие — для ответа с иронией, третьи — для отрицательного ответа без комментариев (но не для непонятного и туманного ответа). При обращении к этой технике необходимо быть бдительным, поскольку ее использование не является естественным для большинства из нас и требует больших усилий от нервной системы. Как вы уже наверняка поняли, контрманипуляция совершается с помощью вербальных средств. Не стоит думать, что практику контрманипуляции создало мое воображение. Она основана на наблюдениях за теми, кто сумел выпутаться из сложных ситуаций, связанных с присутствием манипулятора. Я имею в виду людей, невосприимчивых к манипуляциям, и различные провокации. Помимо того что эти люди в эмоциональном плане не ощущают атаки, критику, угрозы и прочих опасных средств выведения из равновесия, они, как правило, еще и отвечают на них схожим образом. Они никогда не читали об этом в книгах; они инстинктивно усвоили это в очень юном возрасте (по причине присутствия манипулятора в их окружении). Специалисты по человеческим отношениям очень заинтересовались этой формой общения (сильно нежелательной в других обстоятельствах) по одной причине: манипулятор быстро отдаляется от людей, нечувствительных к их влиянию. По крайней мере, к их умению вызвать эмоции, выводящие из равновесия. На самом деле манипулятор не может почувствовать себя важным или превосходящим нечувствительного человека, поскольку тот не реагирует на его провокации, какими бы изощренными они ни были. Помните, в первой главе мы говорили о тонущем человеке, который может всплыть на поверхность, лишь опираясь на головы других? Манипулятор попросту соскальзывает, не может задеть невосприимчивого человека. Иногда мы даже так и говорим: «Это прошло мимо меня», «Я не обращаю на это внимания» или «Меня это не трогает». Если вербальное и невербальное поведение невосприимчивого человека позволяет избежать страданий от натиска манипулятора, значит, эта техника эффективна. Мы наблюдали за ней, проводили эксперименты, воспроизводили, оценивали и дали название: контрманипуляция. Благоприятный результат использования контрманипуляции различается в зависимости от того, знакомы вы с манипулятором или нет. Если вы отныне начнете упражняться, первый же манипулятор, которого вы встретите, сразу почувствует, что брошенный им бумеранг обязательно к нему вернется. Он будет тайком бояться вас, уважать (несмотря на видимость обратного) и стараться по возможности избегать общения с вами. Будьте внимательны к негативному психологическому влиянию, которое он оказывает на участников вашего окружения. Если вам и удалось выбраться за пределы минного поля, не забывайте, что остальных он проверяет точно так же, как проверял вас. Ему требуется от пяти до пятнадцати минут, чтобы понять, кто находится перед ним. Иногда это происходит практически мгновенно — достаточно нескольких секунд. Манипуляторы под маской соблазнителя часто используют свою проницательность и рассказывают вам о вашей личности (сначала лишь о положительных сторонах) с самых первых минут вашего знакомства. Вас это ошеломляет, и вы попадаете под обаяние его многообещающего дара! Но одновременно с этим, если вы живете или работаете с манипулятором или постоянно находитесь рядом с ним, он становится способным предугадать любую вашу реакцию. Если она не совпадает с реакцией невосприимчивого человека, если она защитная или же сосредоточена на ваших внутренних переживаниях, он сумеет заметить малейшее изменение вашего поведения. Он не поймет, почему вы внезапно начали ему отвечать так, словно стали уверены в себе. Он не вынесет этого и заставит вас реагировать так, как нужно ему. Вам следует быть начеку каждый раз, когда манипулятор будет пытаться создать дискомфорт. Так долго, как это будет требоваться. Этот процесс требует концентрации, но он также подразумевает проведение персональной работы над чувством вины, которое может появиться, лишь только вы примете вид невосприимчивого, а значит, бессердечного, бесчеловечного, злого человека. Все эти эпитеты не имеют никакого отношения к правде, но где-то в глубине души вы в этом, возможно, сомневаетесь. Манипулятор сумеет обвинить вас в этом, чтобы вы снова заняли свои оборонительные позиции. Поэтому на любые его упреки («У тебя камень вместо сердца», «Ты эгоист», «Ты никогда меня не любил») вы можете ему внятно ответить: «Если это то, во что ты хочешь верить, тем хуже!» Или использовать другой, не менее показательный ответ. Слова, которые вы выбираете для ответа, важны. Они передают ваше душевное состояние. Ваше эмоциональное состояние, когда вы находитесь лицом к лицу с провокацией, стратегией манипулятора или просто в присутствии его самого, не является нейтральным. Однако это не относится к невосприимчивым людям, о которых я говорила выше. Вы ощущаете внутренний дискомфорт или западню, в которую вас ловит другой человек, и стремитесь лишь к тому, чтобы в агрессивной форме донести до него мысль о том, что его поведение и высказывания непоследовательны, безнравственны или разрушительны. Напрасная трата времени! Манипулятор ответит вам тем же, использовав противоречивые, в корне ложные аргументы, кажущиеся тем не менее логичными! Это заденет вас за живое, и вы начнете оправдываться, пытаясь вернуть истину на ее законное место. Вами овладеет гнев, он будет становиться тем сильнее, чем лучше удастся манипулятору перевернуть задом наперед ваши аргументы и переубедить вас. Никакого (или практически никакого) положительного результата из этого не получится. В конце концов вы выскажете свою точку зрения, что ваша напряженность (она возникает, поскольку вы хотите защититься любой ценой) будет для него свидетельством отсутствия уверенности в себе. Контрманипуляция — это методика. Ваша задача — отвечать так, как если бы вы были невосприимчивым человеком. Отвечайте таким образом, чтобы он воспринял ваше поведение именно так. Манипулятор играет со словами и туманностью их смысла. Он верит, что способен влиять на окружающих. Начните пользоваться словами — и вы пойдете по той же дороге. Вначале, первые несколько месяцев, вы будете находиться в постоянном напряжении: сердцебиение, жар, неровное дыхание. Но хотя бы ваши ответы станут более уверенными, подходящими и не такими эмоциональными. Когда вы ищете лучшую реплику для контрманипуляции, обратите внимание на внешние критерии и сконцентрируйтесь на том, что лучше сказать в подобном случае, а не на захлестнувших вас эмоциях. Верные слова не приходят сами по себе в контексте настолько отвлеченной беседы, сначала нужно понять, что именно вы можете использовать. Если вы выучите десяток этих фраз наизусть, они все с большей уверенностью будут всплывать в вашей памяти. Важно не дать манипулятору понять, что вас задели его скрытые нападки. Также не позволяйте ему осознать, что вам необходимо тщательно обдумать ответ, перед тем как озвучить его. Он достаточно умен, чтобы тоже научиться отвечать метко, но без злобы и агрессии (в данном случае ирония — это приемлемый максимум), правда, это занимает несколько месяцев. Не опускайте руки, даже если ваши возражения неидеальны. Практика показывает, что контрманипуляция достигает своих целей даже в тех случаях, когда она далека от идеала. Подсчет наших усилий в контрманипуляции не происходит от случая к случаю. Нельзя сказать, что контрманипуляция не работает только потому, что последнее слово осталось за манипулятором или он остался при своем мнении, несмотря на ваши логичные и отрешенные ответы! Результаты вашего нового поведения станут видны лишь по истечении нескольких месяцев. Поэтому ваша первостепенная задача — не опустить руки уже через две недели лишь потому, что манипулятор продолжает пытаться сделать с вами то же самое, что раньше ему всегда удавалось. Лишь после некоторого количества ситуаций манипулятор осознает наличие пассивного противостояния с вашей стороны, что приведет к тому, что он неосознанно отдалится от вас. Он может даже внезапно стать абсолютно равнодушным к вам, и вы не сможете воспользоваться преимуществами, которые он мог бы вам предоставить в некоторых областях. Это необходимо понимать. Если вы сомневаетесь в том, что делаете, вспомните о том, чего вы можете достичь, и забудьте о том, что потеряете. Диалоги с примерами контрманипуляцииПрочитайте приведенные диалоги с манипуляторами (каждому из них свойственно не менее четырнадцати характеристик, некоторым — до двадцати пяти) и выявите общие моменты в поведении различных людей, взявших на вооружение технику контрманипуляции. Некоторые ситуации приведены не полностью, тем не менее ни одна из них не потеряла свою суть. Каждый диалог начинается с замечания манипулятора (обозначенного буквой М). Диалоги разворачиваются вокруг четырех областей: социальной, профессиональной, супружеской и семейной. Социальная сфера Манипулятор является другом, знакомым, коллегой или незнакомцем. Диалог № 1 М: Этот человек тебе не подходит. — Это твоя точка зрения. Остальные мои друзья так не думают. Твои друзья с ним знакомы? Конечно. Почему ты не познакомила меня с ним? Просто не представилось случая. Все равно я думаю, что ты достойна лучшего. Это тоже только твое мнение! — Но ведь так и есть! Ты такая умная девочка… и какой-то музыкант, ну в самом деле! — Он не может быть умным потому, что он музыкант? — Нет. Я этого не говорил. Я думаю, что ты заслуживаешь человека твоего уровня. Это твое мнение. Ну ладно, в конце концов, это твоя жизнь. Вот именно. Диалог № 2 М: Все адвокаты — мошенники. Какой стереотип! Это не стереотип. Посмотри на своего друга… А что с ним? — Слушая его, можно подумать, что он вытягивает деньги из своих клиентов. — Но ведь он их хорошо защищает. — Он их защищает! Количество адвокатов, которые защищают преступников и… — Подожди! Речь идет о моем друге. А не о других адвокатах. Мой друг не защищает преступников. — Да, я не говорю о твоем друге, я говорю тебе об адвокатах в целом. — Тогда ладно! — Да… в конце концов, твой друг может и отличаться от них, я ничего о нем не знаю. — Да, ты ничего о нем не знаешь. — В любом случае я убежден, что все адвокаты — мошенники. — Ты можешь в это верить. Диалог № 3 М: Люди, которые стремятся стать государственными служащими, не очень трудолюбивы. Это твое мнение. Это не просто мнение. Это правда. — У меня есть несколько таких знакомых, они, наоборот, очень добросовестны. — Я и не утверждаю, что они недобросовестны: я говорю, что они нетрудолюбивы. Это одно и то же в плане работы. Вовсе нет! Как скажешь. Диалог № 4 М: О! У тебя новое платье? Да. Тебе дала его бабушка? — Конечно! Моя бабушка обожает платья от «Черутти». Ей очень подходит этот стиль! И такое продают у «Черутти»? Ну да! — Навряд ли этот факт заставил бы меня захотеть надеть подобное платье! — И это здорово, иначе мы бы всегда выглядели одинаково! Диалог № 5 М: Скажи, ты можешь оказать мне услугу? Какую? Просто я сейчас в очень затруднительном положении. Какую? — У меня… как сказать… мой друг должен приехать переночевать у меня, он приедет на поезде. У него много чемоданов, а у меня нет машины. Я думаю, на метро с таким багажом добираться будет довольно проблематично. Да, я понимаю. И когда? Завтра. — Ты может просто предложить ему взять такси и… — Понимаешь, у него не очень с деньгами. — Но я же его не знаю, попробуй встретить его сам. — Это неважно, я поеду с тобой. — Встреть его, и поедете на такси вместе, вот и все. — Да, но я же сказал, что у него не очень с деньгами, так что это довольно проблематично. — Я понимаю, но завтра я занята, и тебе придется придумать... Чем же ты завтра занята? Мне нужно сделать много вещей. Каких? Важных. — Ну спасибо, подружка! Когда ты окажешься в… я это запомню. — Я думаю, нужно учитывать все обстоятельства. — Ты учитываешь обстоятельства, а то, что я твой друг, не учитываешь. Я оказываю тебе услуги. Правда? — Но так же, как и ты, я делаю это при тех условиях, которые подходят и мне тоже. — До сегодняшнего дня ты оказывала мне не очень-то много услуг. — Да ладно! Конечно, если услуги, которые я тебе оказывала, не очень значимы для тебя, то я… — Нет, они незначимы потому, что ты их мне не оказывала, вот в чем дело! — И сейчас ты, значит, ждешь, что я верну тебе долг и… — Я не жду. Я просто обращаюсь к тебе с просьбой… если ты, конечно, хочешь ее выполнять. В конце концов, я знаю, ты альтруистка. И ты говоришь, что любишь помогать людям… И вот, у меня проблемы с деньгами, и у него тоже. Он взял с собой много чемоданов, и на метро доехать не получится и… — Подожди… — Это отнимет у тебя всего пять-десять минут… — Подожди: я должна рассказать тебе кое-что. С сегодняшнего дня мой альтруизм имеет границы… Вот. — Хорошо, теперь я в курсе. — Это просто. В других условиях я, возможно, согласилась бы оказать тебе услугу, но завтра я не могу. Я надеюсь, ты уважаешь мои дела. — Хорошо. Диалог № 6 Подруга-манипулятор постоянно находится в угнетенном состоянии. Она часто звонит поздно ночью, не задумываясь о том, что другим это может быть неудобно. Она пытается меня задержать, хотя мне уже нужно выходить (я иду в театр). М: Тебе плевать на мои проблемы. Ты спокойно идешь в театр. — Я думаю, не стоит путать некоторые вещи. С одной стороны, если ты продолжаешь названивать мне раз в два дня и рассказывать о своих несчастьях, значит, я очень внимательный слушатель. С другой стороны, будет не очень хорошо, если я не буду делать то, что мне хочется. — Да, я поняла: тебе плевать на жизнь других людей. — Мне не все равно. Но если ты в этом так убеждена, можешь понимать это все именно так. Да, я в этом убеждена. Ну что ж, тем хуже для тебя. — Но Бландин, я же говорю тебе, меня только что бросили, а ты спокойно идешь в театр! Ага-ага. Я бы ответила по-другому на твоем месте! Ты так только говоришь. Я не бросаю друзей в беде. — Если считать тот факт, что я ухожу в театр как раз тогда, когда ты звонишь мне, чтобы выговориться, ошибкой до такой степени, чтобы заставлять меня чувствовать себя виноватой, ты права: мы по-разному реагируем на происходящее вокруг. Но мне действительно пора идти, потому что я опаздываю. Прости меня. Я не могу сейчас тебя выслушать. Постарайся сама себе сделать что-нибудь хорошее. Профессиональная сфера Манипулятор является владельцем фирмы, руководителем, коллегой или клиентом. Диалог № 7 Двое участников диалога только что завершили сложные переговоры по подписанию контракта. М: Что вы пишете? Это для меня. Так я ничего не забуду. Вы мне не доверяете? На бумаге все-таки надежнее. — Но мне кажется, что вы записываете только потому, что не доверяете мне. Мне жаль, что вы так думаете. Ведь мое слово — это мое слово. Это моя честь. Надеюсь, по этой причине для вас не составит сложности поставить свою подпись вот здесь. Диалог № 8 Директор и его секретарь. М: Как случилось, что вы не пришли на это собрание, хотя я вас об этом просил? — Вы меня знаете, я записываю все, что мне говорят. Должно быть, вы забыли меня предупредить. — Вы не являетесь непогрешимой и идеальной! — У меня есть недостатки, но я не позволяю им проявляться на работе. И то, что мы работаем вместе уже три года, возможно лишь благодаря тому, что я в достаточной степени достойна вашего доверия. Вы знаете, что я записываю все для того, чтобы вы ничего не забывали. Но не надо злиться. Нам нужно сверять информацию о важных совещаниях, если вам нужно мое присутствие, чтобы такого больше не повторялось. — Хорошо. Диалог № 9 Секретарь просит руководителя утвердить рабочее расписание. М: У меня нет времени. У меня важная встреча, мне нужно идти. — Да, я знаю, что вы спешите. Дело в том, что у меня вопрос по поводу собрания в среду, которое… Да, да, да. Вы сами просили меня… Да, да. Созвать. Да, и что? Если я не согласую с вами время начала… — Это нельзя обсудить завтра? Потому что сейчас я очень опаздываю… — Пожалуйста, я знаю, что вы стараетесь улучшить эффективность нашей работы, поэтому если вы хотите, чтобы все участники пришли на совещание в среду, скажите, какое время вам подходит. … Можно назначить на три часа дня? — Послушайте, я не знаю, у меня нет с собой моего ежедневника… — Три часа дня. Я просмотрела ваш ежедневник. У вас будет время в три часа дня… Хорошо, хорошо… Три часа? Да, назначай на три часа. — Хорошо. Спасибо большое. Вы запишете это к себе в ежедневник? Да, я это запомню. Я сама запишу и еще напомню вам об этом. Хорошо. Диалог № 10 Манипулятор регулярно созывает собрания с коллегами, но мнения у них постоянно расходятся. На этот раз он выступает в роли демагога. М: Мадам Дармон, вы, кажется, не согласны. У меня другое мнение. Ну так выразите нам его. — Обычно я люблю выражать свое мнение тогда, когда его ценят. — Но ведь мы здесь именно для этого. — Я очень рада, что вы об этом напомнили. Сфера супружеских отношений Супруги, живущие вместе или порознь. Диалог № 11 М: Ты думаешь только о себе. — Ты мог бы подумать, прежде чем говорить. — Что у тебя за новая прихоть — уезжать куда-то по субботам, когда я не работаю? — Если ты чувствуешь себя брошенным из-за того, что по субботам с утра я начала ходить в бассейн, — это тревожный признак. — Ты никогда раньше так со мной не поступала! — Не надо чувствовать себя обделенным потому, что я начала делать то, что мне нравится. А быть со мной и с детьми тебе не нравится? Это не то же самое. Что значит — это не то же самое? — Я посвятила много времени вам всем. Теперь детям тринадцать и шестнадцать лет, и я могу какое-то время посвятить себе. — А нам что делать? — Но у каждого из вас есть свои дела вне зависимости от моего присутствия. Теперь я поступаю так же, как и вы: занимаюсь своими. Из этого я извлеку только хорошее для себя. — Кто настроил тебя против меня? — Я расстроена, что ты не считаешь меня способной самостоятельно принимать решения. Я ничего не говорила раньше не потому, что не думала. Наоборот, у меня было время обстоятельно все обдумать. Я не хочу оставаться в одиночестве. Тебе же самому будет интереснее, если твоя жена будет развиваться, не так ли? — Да… конечно. Диалог № 12 М: Все женщины — обманщицы. — А мужчины разве нет? (Не подавая виду, что ее это задело.) — У мужчин другие недостатки. Но женщины особенны именно тем, что они обманщицы. — Действительно, когда женщина общается одновременно с несколькими мужчинами, лучше, чтобы она рассказывала не обо всем. Они трусливы. Возможно. Диалог № 13 М: Ты похожа на свою мать. Спасибо большое. Но это не комплимент! А я считаю, что комплимент. Как скажешь. Ты увидишь, что я прав. Поживем — увидим. Диалог № 14 М: Ты всегда оказываешься прав. Да, бывает. Ты всегда хочешь быть правым. — Часто бывает, что я оказываюсь прав. Необязательно сильно хотеть этого, чтобы такое случалось. Принципы контрманипуляцииПринципы, которыми можно пользоваться для контрманипуляции, очень точны. От этой точности зависит результат.
Несколько фраз в технике контрманипуляции
Теперь закройте глаза и попытайтесь по памяти воспроизвести десять выражений из вышеперечисленных. Затем подчеркните в списке выражения, которые вы смогли вспомнить. Теперь я предлагаю вам подчеркнуть наиболее часто используемые ответы при контрманипуляции.
Выучите эти десять выражений наизусть. Сто восемнадцать выражений, приведенных выше, представляют собой ответы для защиты от ситуаций, в которых присутствует манипулятор, или замечаний манипулятора. Существуют и другие, их нужно формулировать в зависимости от каждого конкретного случая. © Назаре-Ага И. Они играют на ваших чувствах! Психологическая защита от манипуляторов. М.: Питер, 2013© Публикуется с любезного разрешения издательства Категория: Коммуникация, Психология Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|