|
Феликс Божонка. Раннее развитие ребенкаПервый год жизни ребенка — это очень ответственное время. Дело все в том, что упустив первые месяцы жизни ребенка для целенаправленного развития всех систем организма, потом приложить усилий придется существенно больше. От этого времени зависит, насколько легко ребенок будет осваивать премудрости школьного образования. Надо стараться именно в этот короткий период уделить ребенку как можно больше внимания и времени, чтобы потом ребенок пользовался результатами ваших вложений. В первые дни, недели и месяцы жизни организм ребенка развивается очень быстрыми темпами. Таких темпов не будет уже никогда в жизни. Сознательно влияя на этот процесс, мы можем существенно помочь ребенку в развитии. Начнем с водных процедур. ЗакаливаниеВ период новорожденности эта процедура помогает активировать все системы организма маленького человека. Одна из важнейших систем — головной мозг ребенка. Обращу ваше внимание на то, что основы таких функций мозга, как память, внимание, мышление формируются именно в первые месяцы жизни ребенка. В это короткое время объем мозга ребенка увеличивается в 2 раза. Представьте себе, какие бурные процессы там происходят. С помощью правильно проводимых водных процедур, мы можем активировать эти процессы, тем самым существенно увеличив способности новорожденного в будущем. Научные исследования и рекомендации, на которые мы будем опираться, изложены в брошюре И.А. Аршавского «Ваш малыш может не болеть». Эти рекомендации заключаются в следующем: во время купания новорожденного необходимо плавно снижать температуру воды с 36 градусов в начале, до 30-26 градусов в конце купания (в зависимости от реакции ребенка). При температуре 37-36 градусов ребенок, как правило, практически засыпает, а при снижении температуры начинает активно двигаться, в начале не испытывая дискомфорта. Плавно продолжаем снижать температуру, до появления выраженных признаков дискомфорта. Выраженный дискомфорт наступает, как правило, ниже 28 градусов. На этом можно купание завершить. Рекомендую проводить такие процедуры не реже одного раза в день, а, по возможности, перед каждым дневным кормлением в течение первого месяца жизни. Но, по Аршавскому, есть еще одна тонкость, которую я рекомендую не упускать. Это погружение ребенка в прохладную воду с головой. У новорожденного есть рефлекс, который при попадании воды на лицо, заставляет ребенка прекращать дыхание. Связано это с тем, что во время внутриутробного развития ребенок находится в водной среде, блокирующей дыхательный рефлекс. Поэтому, перед погружением ребенка по воду с головой, необходимо прикоснуться мокрой рукой к лицу ребенка, вызвав рефлекс прекращения дыхания. Очень наглядно видна работа этого рефлекса на плачущем ребенке. Прикосновение мокрой ладонью к его лицу вызовет прекращение и дыхания, и, соответственно, плача (задержка дыхания происходит очень кратковременно, не причиняя никакого вреда). После прикосновения мокрой рукой к лицу ребенка, убедившись, что ребенок готов, на секунду погружаем его под воду с головой. Однако, необходимо обратить ваше внимание на то, что этот рефлекс сохраняется у ребенка всего лишь в течение первого месяца. Поэтому, упустив первый месяц, погружать ребенка с головой во время купания нельзя. Сенсорное развитиеВосприятие ребенка первых дней жизни, конечно же, очень специфично. Но, тем не менее, у ребенка работают все органы чувств. Наша задача через всех них донести ребенку объективную и максимально полную доступную информацию об окружающем мире, что и даст толчок развитию познавательных способностей ребенка в будущем. Хочется заострить внимание читателей на таком факте: науке известно множество задокументированных фактов воспитания человеческих детей дикими животными. Ребенок выживает и развивается в условиях жизни диких животных. Но после возврата назад, в человеческое общество, даже несмотря на громадные усилия по очеловечиванию этих существ, они уже не становятся людьми в полном смысле этого слова никогда. О чем это говорит? А это говорит о том, что та информация, которая записана в «компьютер» человека в начале его жизни — основная. Более того, именно поступающая информация в этом возрасте и формирует всю основу для усвоения последующей информации. Информация у нас в голове хранится в структуре белка. То есть память — это белок и связи между молекулами белка. В первые дни, недели и месяцы жизни происходит бурный рост клеток мозга и происходит формирование связей между ними. То, что запишется в них, и будет основой для всего последующего обучения и вообще для существования. Вслушайтесь в слова Корчака: «Знай она, как важны эти первые дни и недели, и не столько для здоровья ребенка сейчас, сколько для будущности их обоих! А уж как легко упустить!» Зрение — это самый информативный из органов чувств. Но, к сожалению, а, может быть, и к счастью, зрению ребенок учится. Продемонстрировать это можно на таком примере. Известны случаи, когда людям, незрячим от рождения, устраняют причину отсутствия зрения. Физиологически эти люди становятся зрячими. Но человек просит снова лишить его зрения, потому что мелькающие хаотичные пятна на сетчатке глаза, не обозначая для него окружающий мир, вносят хаос в мировосприятие человека. Человек ничего не понимает из того, что он видит — прыгающие цветные пятна, к тому же перевернутые вверх ногами. Пятна света, отраженные от окружающих объектов, попадающие на сетчатку глаза (зрительные образы), для человека, не умеющего пользоваться зрением, не обозначают реальные объекты. А обучается человек видеть в этих пятнах реальные объекты окружающего мира с первых минут жизни, сопоставляя зрительные образы с тактильными. То есть, прикасаясь к какому либо объекту, чувствуя этот объект и видя процесс прикосновения к этому объекту, ребенок обучает свой мозг понимать в пятнах на сетчатке глаза реальный мир. Происходит это с первых минут жизни. Вот почему так важна свобода рук младенца — руки учат глаза видеть. Остановимся на рекомендациях по обогащению ребенка тактильными ощущениями. В первые дни жизни ребенка — это важнейшее из всех органов чувств. Оно (тактильное чувство) дает в первые дни жизни самую объективную информацию об окружающем мире. Зрением ребенок еще не умеет пользоваться. Слух — еще не знает, как интерпретировать. А тактильные ощущения — это то, что досталось в наследство от очень далеких предков. Для ребенка это самое надежное, чему он может доверять. В этот момент необходимо дать ребенку максимально разнообразные тактильные ощущения. Гладкое — шершавое, твердое — мягкое, теплое — холодное, сухое — мокрое и т.д. Погрузите руку ребенка поочередно в гречневую крупу, горох, фасоль, пшеничную крупу — у него возникнут разные сенсорные ощущения. Прикосните к ладошке ребенка стеклянный шар, пластмассовый шар, надувной шарик. Это все — язык, доступный ребенку первых дней жизни, на котором можно рассказывать ребенку об окружающем мире. Тактильное ознакомление с окружающим миром в первые дни жизни даст мощный толчок развитию познавательных способностей ребенка в будущем. Почему не пропагандируется раннее развитие, если оно так важно? Наверное, потому, что для нашего малосознательного общества невелика разница между человеком, с легкостью осваивающим программу общеобразовательной школы и средним учеником. Но родителям-то, наверняка, не должно быть все равно. По большому счету, как наша медицина не заинтересована в здоровом населении, так и наша педагогика не имеет прямого интереса в конкурентоспособности выпускников наших учебных заведений. Какой стоматолог вам посоветует побольше грызть морковку и не есть сладкое? Так же и педагогика, которой самой придется подтягиваться за сильными учениками, не посоветует вам, к примеру, обучать ребенка читать с первых дней жизни. Развитие речиРазвитая речь — это главное, что выделяет нас, людей, из животного мира. Мы мыслим благодаря существованию речи. Если бы не было речи, не было бы и мышления. С какого возраста ребенок обучается речи? Речь он слышит еще во время внутриутробного развития. После рождения он живет в речевой среде. То есть речь его окружает всегда. Благодаря этому речевые функции непроизвольно оказывают основополагающее влияние на формирование сознания ребенка. Для более глубокого закрепления этих функций, взрослые должны осознанно стимулировать ребенка к освоению этих функций. Например, папа, держа ребенка на руках, должен звать маму (как упражнение для развития новорожденного ребенка). Мама должна появиться на этот зов перед ребенком. Ребенок, безусловно, очень быстро уловит связь между звуками речи и появлением мамы. Аналогичные упражнения в разных комбинациях приведут к более раннему, а, значит, и более глубокому усвоению речи. Еще одним очень важным речевым аспектом является обучение письменной речи. Все мы знаем, что наша речь существует наряду с устной формой, и в письменной форме. Обучение устной речи происходит с самого рождения. В основе обучения устной речи лежит соответствие между объектами и их звуковыми обозначениями, которые ребенок должен усвоить. Но у всех объектов есть, наряду со звуковым, и соответствующее графическое (точнее, письменное) обозначение. Исходя из родственной, знаковой природы устной и письменной речи, можно утверждать, что и время обучения этим двум формам речи совпадает. Поэтому на вопрос, с какого возраста учить ребенка читать, есть однозначный ответ: с рождения. То есть мама, появляющаяся перед малышом на зов папы, должна иметь надпись на переднике: «МАМА». А игрушка, принесённая мамой по просьбе папы, надпись: «МЕДВЕДЬ» (например). Все картинки так же должны быть с надписями. А на обратной стороне картинок — только надписи. Когда ребенок, смотря на надпись, знает, что изображено на другой стороне картинки, это сразу видно. Когда не знает, что там изображено, он всеми силами старается заглянуть на лист с той стороны, где нарисована картинка. Такие упражнения приведут к тому, что ребенок, при обучении речи, будет опираться не только на звуковую форму окружающих предметов, но и на их графическую (буквенную) форму, что, безусловно, положительно скажется на качестве усвоения речи. Ребенок будет не только слышать, но и видеть речь. Ведь все мы слышим по-разному, а слух, дополненный зрением, позволит лучше усваивать речь. Кроме того, одновременное усвоение устной и письменной речи (в самый благоприятный для этого период, что называется, с молоком матери), не приводя к дополнительным нагрузкам на ребенка, снимет очень существенную нагрузку в период школьного обучения, что, безусловно, положительно скажется на всем школьном обучении. Категория: Психоанализ, Психология Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|