Григорий Кононенко. Уже не ребенок, еще не взрослый: о подростках и их родителях

Статья на основе 17-летнего опыта работы с подростками и родителями.

«Верните как было!» — примерно с таким запросом ко мне обычно обращаются родители подростков.

«Он был таким хорошим, все рассказывал, никогда не грубил, уроки делал, а тут такое! Сделайте что-нибудь, что бы он стал прежним».

воспитание подростков

Особенно такие высказывания характерны для родителей, если до этого еще никто из детей не проходил подростковый период. Что же делать?

Первое, понять, что начался подростковый возраст, а это значит, что ваш ребенок уже не совсем ребенок, но еще и не совсем взрослый. Он подросток, а это переходный возраст. Переходный куда? Во взрослую жизнь.

Подростковый возраст неоднозначный и иногда сложный — меняется восприятие, психика, тело, происходит сепарация от родителей, выстраиваются границы (физические, психологические), меняются интересы.

Пять ключевых тем, с которыми встречается подросток (а значит и родители):

  1. Сепарация от родителей и выстраивание собственных границ. Родители все меньше являются авторитетом для подростка, и одного «Иди и делай» уже недостаточно; все чаще приходиться договариваться, общаясь на равных. Не совсем привычно, не правда ли? Подросток все чаще выстраивает границы «моя комната, без стука не заходите», «мои друзья, не расскажу, о чем общались».
  2. Общение со сверстниками. Теперь именно общение со сверстниками является наиболее интересной и привлекательной сферой. Дай волю — будет все время гулять и общаться с друзьями. С ними интересно, с ними эмоции, с ними хорошо (не то, что с родителями)).
  3. Девушка&Парень. Вот теперь муже-женские отношения особенно интересны. Влюбленность, а может даже и любовь. Общение с противоположным полом привлекает и манит (лет в 10-11 было скорее наоборот))
  4. Становления самосознания. Кто я и куда иду? Зачем живу и что ценю? Все эти вопросы остро встают перед почти взрослым человеком. Ответить правильно - очень важно. Это фундамент для взрослой жизни.
  5. Профориентация. Кем быть?! Уж скоро и школу заканчивать, пора определяться. Кто-то уже знает, что хочет быть программистом, а я-то кто?? Выбор дальнейшего пути профессионального развития очень важен, он задает профиль обучения и будущий ВУЗ, будущую профессию и Дело Жизни.

Непросто подростку, но и родителям не проще. Столько вопросов и столько ответов нужно дать.

Постараюсь в дальнейших статьях подробно расшифровать каждый пункт.

А пока я рассажу о самом главном для родителей:

  1. Понимать, осознать и принять внутри, что ваш ребенок взрослеет. Это правда, оказывается, очень и очень непросто (возможно не всем). Не просто принять, что это уже не «мой малыш» (хотя всегда останется таким где-то внутри), теперь это почти взрослый, с которым надо договариваться, идти на компромиссы, отстаивать свои интересы (и такое нужно тоже).
  2. Сохранить эмоциональный контакт. Это основа, без него никуда. Это фундамент ваших отношений. Да, бывает не просто, и ссоры, и конфликты, и не понимание. Но ведь вас соединяет нечто гораздо большое, не так ли? Важно помнить об этом, ощущать это где-то внутри.
  3. Найти интересы и реализовывать их. Всегда есть что-то, что интересно подростку (я конечно же, не имею ввиду компьютерные игры и соц. сети). Танцевать, рисовать, собирать роботов, лепить, играть на гитаре, таэквондо, велосипед, астрономия. Крайне важно не упустить интерес, а дать ему волю и простор.
  4. Сформировать правильное (уж простите за оценочное слово)) окружение. Это очень и очень важно. Сформировать круг общения подростка — это наиважнейшая задача. Общение со сверстниками является максимально значимым для него, а это значит, что именно эти ценности, смыслы, способы общения и принципы будет усваиваться, впитываться и присваиваться. Люблю повторять: «Достаточно положить огурец в банку с рассолом и скоро он станет соленым»). Какие ценности и смыслы усвоит ваш ребенок? Насколько это повлияет на его будущую жизнь?

Я очень радуюсь, когда подросток приходит ко мне на психологическую группу (иногда его, правда, приводят). Потому что я знаю, что те ценности, смыслы и идеи, которые он усвоит на длительной психологической группе — это про настоящее. Это про уважение, поддержку, понимание, открытость и осознанность. Это большая помощь родителям. И это фундамент на всю жизнь.

Инструменты использую разные: длительные группы, тренинги, выезды, консультации, ролевые игры и гитарные вечера. А за этим — глубинные изменения, ценности, навыки, общение, друзья и атмосфера. А что такое атмосфера — это мета уровень, где ценности и смыслы неуловимо витают в пространстве.

Многие ругают молодежь. Не знаю… я вижу вокруг много осознанных, готовых работать над собой, добрый и открытых парней и девушек. Многие взрослые не дотягивают до этих 16-летних ребят (и это не оборот речи). Через 3-4 года они повзрослеют и когда мы где-нибудь встретимся кто-то из них скажет (как это было сегодня): «Спасибо за группу, выезды, за то время».

С уважением, Григорий Кононенко, автор и руководитель проекта по работе с подростками Студия Практической психологии «Эмпатия»

Просмотров: 1267
Категория: Статьи » Психология Другие новости по теме:

  • Ассертивность: что это, для чего нужна и как ее обрести
  • Азим Турдыев. Воспитание. Что это такое?
  • Леонид Кроль. Харизма лидера — что это такое
  • Шопинг-терапия: что это и как она работает
  • Никита Батурин. Социофобия. Что это? Преодоление социофобии
  • Ольга Хухлаева. Кризис середины жизни — так ли это страшно?
  • Любовь – это временное помешательство
  • Георгий Сергацкий. Любовь — это иллюзия
  • Джефф Сазерленд. Счастье — это успех!
  • Это опасное чувство зависти: как перестать завидовать и защитить себя от завистников
  • Ирина Кобевко. Не могу и не хочу это слушать! Почему?
  • Вера в Деда Мороза и Санта Клауса - это плохо?
  • Что такое страх смерти и что он несет?
  • Яна Франк. Что такое мотивация и где ее берут?
  • Л. Алавердова. Что делать после самоубийства. Советы тем, кто пережил смерть близких, и тем, кто их окружает
  • Георгий Почепцов. Это не информационная экономика, а экономика внимания
  • Почему человек зевает и что значит, когда зеваешь?
  • Что человеку нужно для счастья?
  • Ф. Зимбардо, Р. Сворд. Токсичные отношения и что с ними можно сделать
  • Николас Энкельманн. Что такое страх и как его перебороть?
  • Алекс Бон. Что такое осознанность и зачем она нужна?
  • Н.Б. Энкельманн. Что для вас означает успех?
  • Р. Мендиус. Что такое эмпатия и как ее развивать
  • Азим Турдыев. Что такое алкоголизм? Фермент алкогольдегидрогеназа и его роль
  • Х. Рудигер, С. Виттманн. Что значит «уверенность в себе»
  • Георгий Сергацкий. Кое-что про ревность: афоризмы, высказывания
  • Егор Горд. Как найти самого себя или Что такое внутренний голос?
  • Петр Людвиг. Что такое прокрастинация и зачем с ней бороться?
  • Сергей Воронков. Что такое «Душа»? (или «Психология, наука — о чем?»)
  • Что такое харизма?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь