|
Анна Сухова. КризисУ каждого человека рано или поздно наступает момент, когда все особенно не клеится, не ладится и валится из рук. Давайте понаблюдаем за некоторыми закономерностями, которые проживает каждый человек. И называются эти закономерности не очень позитивным словом — КРИЗИС. Что же такое кризис? Когда он случается? И как достойно пережить это неизбежное событие. Итак, существуют закономерности и специфическая динамика развития психики. На разных этапах изменения могут происходить медленно и постепенно, а могут — быстро и резко. Соответственно, выделяются стабильные и кризисные стадии развития. Для стабильного периода характерно плавное течение жизни, без резких сдвигов и перемен личности. Незначительные, минимальные изменения, происходящие на протяжении длительного времени, обычно незаметны для окружающих. Но они накапливаются, и в конце стабильного периода происходит скачок развития: появляется что-то новое. Это можно ощутить, только сравнив начало и конец стабильного периода. Стабильные периода длятся, как правило, по нескольку лет. Но все новые изменения , которые с течением времени образуются медленно и долго, оказываются устойчивыми в течением всей жизни, и влияют на личность в целом. Что касается кризисных периодов, их наличие в жизни и в развитии закономерно. Самое главное, что, только пережив кризис, личность полноценно выходит на новую ступень, новый этап развития. Кризис является неким переломным моментом. Кризисные негативные проявления основываются на воспитания и на условиях жизни. И, что немало важно, близкие люди могут повлиять на Ваш кризис: они могут либо смягчить ситуацию, либо усугубить все, до колоссальных размеров. Кризисы в отличие от стабильных периодов, длятся недолго, несколько месяцев, при неблагоприятном стечении обстоятельств, растягиваясь до года, или даже двух лет. Кризисы — это краткие, но бурные стадии, в течение которых происходят значительные сдвиги и человек резко меняется во многих его чертах. Кризис начинается и завершается незаметно, его границы размыты. Обострение наступает в середине периода. Для окружающих это связано с изменением поведения, появлением трудностей в общении, в построении взаимоотношений. Человек выходит из-под контроля, то есть то, что действовала на человека ранее, имело свою силу, перестает действовать. Часты аффективные, от слова аффект, вспышки, капризы, конфликты с близкими. Все это характерная картина кризиса. Также пропадает работоспособность, ослабляется интерес, появляется снижение общей эффективности. Иногда возникают мучительные переживания и внутренние конфликты. Хорошая новость заключается в том, что у разных людей кризисные периоды проходят по-разному. Поведение одного становится трудно переносимым, а второй почти не меняется, так же тих и послушен. Индивидуальные различия в период кризиса гораздо ярче выражены, чем в стабильные периоды. И все же, изменения есть даже во внешнем плане. Чтобы их заметить, сравните себя с той, которой вы были раньше. Обратите внимание, давно ли появились трудности в общении, конфликты, усталость, нежелание, что-либо делать в своей жизни. Главные изменения, которые происходят во время кризиса — внутренние. Все, что было важным и ценным раньше теряет свою значимость, но наряду с потерями создается что-то новое. Взросление (23–30 лет). Задача личного развития — устройство и организация жизни в новой семье. Главные стороны жизни — любовь и семья, а также период половой активности. Не менее важная задача освоение родительской роли. Для Матери важно найти свое «Я» не только в пространстве семьи, но и в пространстве общества. Для Отца — выстроить «модель правильной жизни» для всей его семьи, которая складывается из рациональной оценки возможностей и воплощения их в жизнь. Переходный возраст (30–35 лет). Для женщины основной становится задача контроля и самоконтроля, чтобы приспособиться к новой ситуации. Дети подросли, и у них появляется своя жизнь, надо учиться заново проявлять чувство к мужу, чтобы оно жило, стараться не попасть в психологические ловушки несбывшихся надежд и не оправдавшихся мечтаний. Для мужчины в переходном возрасте важно решение тех же задач, что и для женщины, но они имеют другой вектор. Для женщины он лежит в области чувств, для мужчины — в интеллектуальной сфере. Зрелость (36–50 лет). Для женщины главная задача связана с философской оценкой взятых на себя обязательств как по отношению к себе, так и по отношению к близким. К этому ее побуждают множество факторов — изменение физиологического состояния, изменение состава семьи и роли в семье (бабушка, свекровь, теща), достижение высокого профессионального уровня. В жизни мужчины действуют те же закономерности, что и у женщины: к концу периода зрелости он должен переосмыслить свое место в изменившемся социально-психологическом пространстве, увидеть другой потенциал собственного «Я», связанный с наставничеством, руководством, учительством, примириться с физическим спадом. Если для женщины основное место занимают семья и работа, то для мужчины не меньшее значение имеют друзья и общество в целом. Пожилой возраст (51–65 лет). Задачи одинаковы для мужчин и женщин — установление связей вне семьи, расширение, изменение жизненного контекста, которые переживаются, как потенциально существующая готовность быть полезными другим людям своими знаниями и опытом. Рекомендации
С уважением, Категория: Статьи » Психология Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|