|
Татьяна Павлушенко. Проблемы с начальством. Трудный босс
Как часто мы слышим от знакомых фразы «меня раздражает начальство» или «мой босс
— тиран»? Иногда несогласие с начальником становится основной причиной увольнения. Не стоит торопиться. Важно разобраться, почему у человека возникает желание поставить других людей в ситуацию дискомфорта, а иногда попросту унизить. Скверное отношение не всегда означает, что перед вами плохой руководитель. Может, кто-то из сотрудников не сходится с боссом характерами или у начальника черная полоса в жизни. А может быть, человек попросту находится не на своем месте. Как построить здоровые и продуктивные отношения даже с самыми
«проблемными» боссами?
Хороший босс VS плохой боссПрофессор Стэнфордского университета Роберт Саттон в своей книге «Хороший босс, плохой босс: как стать лучшим, научившись на ошибках худших» определяет начальника, как человека с властью, который имеет частый и прямой контакт с подчиненными, отвечает за инструктаж и оценивает их работу. Автор считает, что, независимо от размера компании, успех менеджера обусловлен умением общаться с ближайшими сотрудниками — теми, кто чувствует результаты его работы, кого он лично наставляет, вдохновляет или заставляет соблюдать дисциплину. Саттон уверен, что успехи и неудачи каждого начальника зависят от того, насколько успешно он выстроит отношения с сотрудниками.Откуда берутся плохие менеджерыТрудные начальники создают вокруг себя тяжелую атмосферу, манипулируя сотрудниками. Почему же одним боссам удается сплотить коллектив, а других приходится терпеть, ставя в приоритеты работу и зарплату? Один из ответов: не все могут использовать природные лидерские задатки. Лишь оттачивая способности и создавая собственные законы, человек поведет за собой других. Старшие научные сотрудники Американского института общественного мнения — Института Гэллапа — Том Рат и Барри Конки в своем исследовании «Развитие сильных качеств — основа лидерства» пришли к выводу, что эффективным руководителем станет лишь человек с высоким уровнем самосознания. Продуктивное использование талантов определяет поведение человека и в повседневной жизни, и на работе. А где взять хороших руководителей, если большинство людей не осознают свои сильные стороны, поддаются внутренним страхам и подражают другим лидерам? По данным Института Гэллапа, большинство сотрудников на работе не используют природные таланты: в США это 68% сотрудников, Китае — 86%, Индии — 64%, Японии — 85%, Великобритании — 83%, Германии — 74%. Ученые ставят в пример Уинстона Черчилля или Махатму Ганди. Эти исторические персоны кардинально отличаются друг от друга, но им удалось стать выдающимися руководителями в своих странах, используя и развивая собственные особые таланты. Смелый и властный Черчилль не смог бы мобилизовать разрушенную войной нацию, если бы подражал спокойному подходу в управлении страной Ганди. Тем не менее руководство Ганди во время борьбы Индии за независимость было эффективным. Он не подражал властной линии поведения прошлого руководства.Извините, вы — начальник-тиран?Если у кого-то из сотрудников не сложились отношения с боссом и последний всячески это подчеркивает, не спешите ставить на него клеймо «тиран». Попробуйте рассмотреть поближе и познакомиться с его уникальными чертами характера. У плохих начальников есть свой особый стиль поведения. Например, для контроля над подчиненными и выражения своих эмоций они используют конкретные слова, мимику, положение тела на совещаниях или рабочем месте, походку. Они даже по-особому открывают дверь в офис. С такими начальниками трудно общаться. Зачастую энергия, затраченная на разговор с ними, не соответствует важности проблемы. По запросу BBC, сайт Quora опросил своих респондентов на тему того, существуют ли плохие боссы. Большинство участников ответили: конечно да! Один из респондентов описал трудных начальников, как властолюбивых, агрессивных и самоуверенных «альфа-вожаков». Для достижения своих целей они используют либо силу, либо харизму. Другая цитата из отзывов опрашиваемых: «Злые начальники существуют, потому что большинство людей не выдерживают испытания властью, а некоторых из них нельзя подпускать к руководству людьми — они сразу превращаются в психов». Люди определяли плохого руководителя как того, кто:
Статистика. Как боссы-тираны влияют на своих подчиненныхПрофессор Роберт Саттон отмечает, что плохих боссов в мире намного больше, чем хороших. Его слова подтверждаются исследованиями. По данным Американской психологической ассоциации, 75% сотрудников американских компаний определяют отношения со своим начальством, как худшую и наиболее стрессовую часть работы, а 60% ответили, что скорее выберут нового руководителя, чем повышение зарплаты. 75% сотрудников американских компаний определяют отношения со своим начальством, как худшую и наиболее стрессовую часть работы, а 60% ответили, что скорее выберут нового руководителя, чем повышение зарплаты. Исследователи Гарвардской бизнес-школы и Стэнфордского университета в результате анализа более 200 исследований пришли к выводу, что ненадежная и требовательная среда, которую создает босс-тиран, влияет на здоровье человека так же, как и вдыхание табачного дыма. Согласно исследованию шведских ученых, которые на протяжении 4 лет следили за сердечными показателями более 3 000 сотрудников компаний, скверное поведение начальника ухудшает состояние подчиненных, из-за чего падает их производительность. Ученые выяснили, что работа с боссом-тираном увеличивает вероятность сердечного приступа у подчиненных на 50%. По данным исследования эксперта по производительности труда Линн Тейлор, 69% американцев сравнивают своих боссов с детьми ясельного возраста, которым разрешили делать все и вся. Американские сотрудники описывают своих начальников, как самоориентированных — 60%, упрямых — 49% и чрезмерно требовательных — 43%. Среди опрошенных в возрасте 18-34 лет 60% считают, что боссы чрезмерно требовательны, среди респондентов старше 35 лет этот показатель всего 36%. Менеджерам мешают эффективно управлять вспышки гнева, возникающие на фоне невозможности повлиять на сложившуюся ситуацию, считают 27% мужчин и 19% женщин. Соавтор бестселлера «Эмоциональный интеллект 2.0» и один из основателей компании TalentSmart доктор Трэвис Бредберри говорит, что большинство менеджеров не удивляются такой статистике. По данным исследования компании Development Dimensions International, 64% менеджеров признали, что им нужно совершенствовать навыки управления. 27% людей, работающих на босса-тирана, бросают курить, как только находят новую работу, и 11% бросают курить, просто увольняясь. А вот 59% продолжают терпеть своих боссов. По статистике 27% людей, работающих на босса-тирана, бросают курить, как только находят новую работу, а 11% бросают курить, просто увольняясь. А вот 59% продолжают терпеть своих боссов. Трэвис Бредберри считает, что оставшиеся сотрудники живут в постоянном стрессе и в будущем это может негативно сказаться на психическом и физическом здоровье.Есть ли выход?В любом случае психологи советуют не рубить с плеча. Лучше попробовать распознать тип поведения начальника и использовать эту информацию для достижения морального равновесия. Есть несколько вариантов трудных руководителей. Если у вас нет шестого чувства или вы не профи в составлении психологических портретов, вам будет сложно найти с начальством общий язык. Чтобы упростить нам эту задачу, Трэвис Бредберри выделил основные типы боссов и определил, какие подходы к ним лучше использовать. Тиран. Его главная задача — сохранить власть. Для этого он принуждает и запугивает работников. Своих подчиненных он рассматривает, как разбойную группировку, захватившую его корабль. Мятежники — хорошо работают и отстаивают свою точку зрения; правая рука — добиваются своих целей с помощью лояльности; матросы — плохие работники. Чтобы справиться с тираном, сообщайте ему о своих идеях, но не полностью. Дайте ему возможность дополнить их или уточнить. А главное — контролируйте свои эмоции. Микроменеджер — начальник типа «высоко сижу, далеко гляжу». Он наблюдает за каждым вашим действием и уделяет много внимания мелким деталям. Постоянное вмешательство в рабочий процесс злит сотрудников и приносит им неудобства. С микроменеджером будьте гибкими, компетентными и дисциплинированными. Но не позволяйте зацикленному на деталях боссу развить в вас чувство неполноценности. Главное правило — чем больше общения, тем лучше. Некомпетентный — такого руководителя назначили необдуманно и поспешно. Он не знает и не понимает, что от него хотят. Расскажите ему специфику работы и поделитесь с ним знаниями. Неадекватный приятель — слишком дружелюбный босс. Он поддерживает неофициальное общение после работы и любит посплетничать. Такой начальник разделяет сотрудников на «любимчиков» и «нелюбимчиков». Ему трудно принимать жесткие решения, например кого-то уволить. С таким типом начальника нужно установить четкие границы: дружеские отношения только в течение рабочего дня. Робот — в сознании робота вы сотрудник №72 с производственным выходом 84% и уровнем опыта 91%. Таким боссам важна статистика. Когда ему приходится принимать решение без соответствующих данных, он самоликвидируется. Робот не налаживает связи в коллективе. Ему важен только результат работы. Чтобы добиться успеха у робота, научитесь говорить на его языке. Есть идея — подкрепите ее данными. Покажите, что вы поддерживаете его методы работы и докажите свою ценность как сотрудника. Если вам это удалось, попробуйте его вытолкнуть из антисоциальной зоны. Например, отвечайте на электронные письма в разговоре и не давите на него. Вскоре такие действия выделят вас из общего списка чисел. Чайка — такие боссы выставляют себя напоказ, принимают скоропостижные и опрометчивые решения. Они стремительно бросаются выполнять поставленную задачу и при этом не советуются с коллегами. С таким типом боссов лучше всего работает групповой подход. Подчиненные должны все вместе признаться чайке, что его стиль работы их не устраивает и им трудно выполнять обязательства. Дальновидный — такой босс постоянно генерирует идеи. Но такой предпринимательский подход может быть опасным, когда реализуется конкретная задача. Он попросту не может сосредоточиться на задании. Сосредоточьте его внимание на чем-то менее глобальном и заставьте рационально подойти к решению задачи. Для этого задавайте ему наводящие вопросы и рассматривайте возможные нюансы. Попробуйте не отвергать его идеи, а спрашивайте, что конкретно он предлагает сделать для реализации плана. Источник:ЛИГАБизнесИнформВ продолжение темы: Как «поставить на место»
зарвавшегося босса Категория: Коммуникация, Профотбор, Психология Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|