Проект: «Буду здоровым»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение “Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей №24 «Искорки» ”
Подготовили воспитатели: Соседкина Юлия Викторовна; Шибут Елена Владимировна г. Зеленогорск
Актуальность проекта.
В настоящее время идет постоянный поиск методов оздоровления детей в условиях детского сада. Основная цель – снижение заболеваемости детей.
От состояния здоровья в первую очередь зависит возможность овладения детьми всеми умениями и навыками, которые им прививаются в детском саду и которые им необходимы для эффективного обучения в дальнейшем. Для этого необходимо формировать у детей разносторонние знания и положительные черты характера, совершенствовать физическое развитие.
Педагогам необходимо правильно организовать воспитательно — образовательную работу с детьми дошкольного возраста. Надо учитывать возрастные, психологические особенности детей, создавать благоприятные гигиенические условия, оптимальное сочетание разнообразных видов деятельности.
Фундамент здоровья человека закладывается в раннем детстве.
Необходимо так же вести постоянный поиск новых форм взаимодействия с семьей воспитанников.
Проблемный вопрос: Как сохранить свое здоровье?
ЦЕЛИ:
- Сохранять и укреплять здоровье детей.
- Повышать стремление родителей использовать двигательную деятельность с детьми для формирования основ здорового образа жизни.
ЗАДАЧИ:
- Формировать понимание необходимости заботиться о своем здоровье, беречь его, учиться быть здоровыми и вести здоровый образ жизни.
- Прививать любовь к физическим упражнениям, закаливанию.
- Повышать грамотность родителей в вопросах воспитания и укрепления здоровья дошкольников.
- Заинтересовать родителей укреплять здоровый образ жизни в семье.
СОДЕРЖАНИЕ:
- Изучение состояния здоровья детей в группе.
- «Если хочешь быть здоров…» (физкультурно-оздоровительная работа, закаливание).
- «Я такой» (занятия по развитию представлений о мире и о себе).
- «Творческая мастерская» (изодеятельность детей и родителей).
- «На книжной полке» (чтение детской литературы, заучивание стихотворений, потешек).
- «Веселись, детвора!» (оздоровительные досуги, праздники, развлечения, дни здоровья, тематические прогулки, игровая деятельность)
- «Для мам и пап» (информация, фотовыставки, опросы, анкетирование, родительские собрания и др.)
СРОКИ: октябрь – сентябрь
«Одна из важнейших задач детского сада – привить ребятам навыки, укрепляющие их здоровье»
Н.К. Крупская
1. Изучение состояния здоровья детей в группе по четырем основным критериям:
Наличие или отсутствие заболевания.
Уровень физического развития.
Уровень физиологических систем организма.
Устойчивость к воздействию вредных факторов среды (в том числе к заболеваниям).
- 1 Заполнение «Тетради здоровья» воспитателями группы совместно с медработниками МДОУ, руководителем по физическому воспитанию.
- «Если хочешь быть здоров…»
ЗАДАЧИ: Использование различных методов оздоровления детей в соответствии с возрастом, индивидуальными особенностями детей и пожеланиями родителей.
2. 1 Опрос родителей «Методы закаливания во второй младшей группе».
2. 2 Методы закаливания (см. приложение).
2. 3 Перспективное планирование физкультурно-оздоровительной работы в группе на год.
3. «Я такой»
(занятия по развитию представлений о мире и о себе)
ЗАДАЧИ: Дать детям представление о себе: о своем теле, здоровье, безопасности и эмоциях.
3. 1 Планирование занятий (см. приложение).
4. «Творческая мастерская» (изодеятельность детей и родителей).
ЗАДАЧИ: Проведение оздоровительной работы с детьми и обогащение развивающей среды в группе при взаимодействии воспитателей, детей и их родителей.
4. 1. Пополнение уголка ИЗО в группе материалами для изодеятельности детей в соответствии с возрастом.
4. 2. Коллективные и индивидуальные работы детей.
4. 3. Создание развивающей среды для развития мелкой моторики рук.
4. 4. Изготовление уголка здоровья для родителей.
4. 5. Планирование занятий по изодеятельности (рисование, лепка, аппликация).
4. 6. Творчество родителей по темам «Я здоров!», «Средства личной гигиены», «Чтобы быть здоровыми…» и др.
5. «На книжной полке»
(чтение детской литературы, заучивание стихотворений, потешек).
ЗАДАЧИ:
Воспитывать бережное отношение к своему здоровью через чтение детской литературы.
Использование русских народных потешек, приговорок, пестушек при умывании, расчесывании и заплетании волос девочкам.
Заучить стихотворения о здоровье.
5. 1 Чтение детской литературы (см. список).
5. 2 Заучивание потешек, приговорок, пестушек.
5. 3 Заучивание стихотворений.
5. 4 Инсценировка по стихотворению Ю.Тувима «Овощи»
5. 5 Рассматривание иллюстраций.
6. «Веселись детвора»
ЗАДАЧИ:
Воспитывать бережное отношение к своему и чужому здоровью.
Развивать двигательную активность детей.
Создавать психологический и эмоциональный комфорт в группе.
6. 1. Оздоровительные досуги
6. 2 Праздники
6. 3 Развлечения
6. 4 Дни здоровья
6. 5 Тематические прогулки
6. 6 Игровая деятельность:
- Дидактические игры
- Сюжетно-ролевые
- Подвижные
- Психологические
6. 7 Оздоровительные минутки:
- Пальчиковые игры
- Физминутки
7. «Для мам и пап»
ЗАДАЧИ:
Знакомить родителей с методами оздоровления детей в детском саду и дома.
Привлекать родителей к работе по оздоровлению детей в детском саду.
«Забота о здоровье невозможна без постоянной связи с семьей» В.А. Сухомлинский
7. 1 опросы
7. 2 информация
7. 3 фотовыставки «Мы мороза не боимся», «Моя семья на прогулке»
7. 4 родительские собрания
7. 5 выставки работ детей
7. 6 творческая деятельность родителей
Приложение
Приложение 1.
Изучение состояния здоровья детей.
Сводная таблица заболеваемости детей (ОРВИ и ГРИПП)
(20.. – 20.. учебный год).
Название месяца (сентябрь, октябрь...) / Дней по болезни.
Приложение 2.
К разделу «Если хочешь быть здоров…»
2. 2 Методы закаливания во второй младшей группе:
- Утренняя гимнастика.
- Профилактическая гимнастика (дыхательная, улучшение осанки, плоскостопия)
- Облегченная одежда в группе и на улице (по погоде).
- Прогулки каждый день с подвижными играми.
- Сон без маек (с учетом температуры воздуха в группе и пожеланиями родителей).
- Хождение босиком до и после сна.
- Гимнастика и хождение по дорожке «здоровья» после сна.
- Фитонциды – лук, чеснок.
- Умывание холодной водой.
- Воздушное закаливание
- Горячее обтирание
- Хождение по песку – лето
- Душирование
- Бассейн
Приложение 3.
К разделу «Я такой»
3. 1 Планирование занятий по развитию представлений о мире и о себе.
Занятия важно строить так, чтобы дети получали знания о том, от чего зависит наше здоровье, приобретали навыки самосовершенствования.
Занятия о пище, питании можно проводить прямо за столом перед приемом пищи (знакомить с правилами хорошего тона, формировать положительный настрой, закреплять здоровые принципы питания (тщательное пережевывание, разумное отношение к приему жидкости)).
Примерное планирование занятий:
Где живет витаминка? (Рассказать детям о пользе овощей и фруктов для здоровья человека. Воспитывать бережное отношение к своему здоровью).
Это я! (Дать ребенку знание о себе, о своем теле, формировать любовь к жизни, чувство радости существования).
Органы чувств (глаза, уши, нос). Общее понятие. (Закреплять знания детей о своем теле. Рассказать детям, что на голове у человека много нужных и полезных органов).
Для чего нужны глаза? (Познакомить детей с тем, что такое глаза и зачем они нужны. Воспитывать бережное отношение к своим глазам, желание ухаживать за ними (мыть, делать гимнастику, соблюдать правила безопасности).
Орган слуха – уши. (Познакомить детей с тем, что такое уши и для чего они нужны. Воспитывать бережное отношение к ушам, желание ухаживать за ними (мыть, не совать посторонние предметы).
Органы слуха, вкуса, обоняния (уши, рот – язык, нос). (Познакомить детей с тем, что такое нос, рот и для чего они нужны. Воспитывать бережное отношение к своему здоровью).
Для чего нужны зубы? (Познакомить детей с тем, что такое зубы и для чего они нужны. Воспитывать бережное отношение к своему здоровью).
Моя одежда (зима, весна, лето, осень). Занятия проводятся по временам года. (Учить детей правильно одеваться, учитывая природные особенности).
Экскурсия в медицинский кабинет детского сада. (Познакомить с медработниками детского сада, их кабинетом, для чего необходим медкабинет, что в нем есть; учить, не бояться, врачей).
Как быть здоровым? (Воспитывать бережное отношение к своему здоровью). Комплексное занятие развитие представлений о мире и о себе (изо).
Конспект занятия по валеологии в младшей группе
Тема: «Победим микробов»
Цель:
- Дать детям элементарное представление, о микробе.
- Сформировать представление, о том, что большинство заболеваний носит инфекционный характер.
- Разъяснить, что человек в силах уберечь себя сам от болезней.
- Воспитывать желание быть здоровыми, сопротивляться болезням.
- Продолжать просветительскую работу с родителями в направлении здоровье сбережения детей. Привлечь к оказанию помощи в подготовке к занятию (сделать поделку, подобрать костюмы, провести с детьми дома предварительную беседу, закрепить дома материал занятия).
Тема: Победим микроба.
Задачи:
- Дать детям элементарное представление о микробе.
- Сформировать представление, о том, что большинство заболеваний носит инфекционный характер.
- Разъяснить, что человек в силах уберечь себя сам от болезней.
- Воспитывать желание быть здоровыми, сопротивляться болезням.
- Просветить родителей о том, что дети должны знать о микробах, о вреде их организму. Привлечь к оказанию помощи в подготовке к занятию (сделать поделку микроба).
Ход занятия: (Звучит музыка) — Что нас ждёт впереди? Поскорей за мной иди!
(идём с детьми по залу, делая простые движения).
Воспитатель: Дети, давайте поздороваемся с гостями! Здравствуйте, гости!
(сели на стульчики)
- Ребята, а знаете, ведь слово «здравствуйте», не только вежливое слово-приветствие, но и слово пожелание. Пожелания здоровья! Я желаю вам здоровья! — Здравствуйте! — Будьте здоровы! А здоровье, ох как нам сейчас понадобиться, ведь сейчас зима. Холодно. В зимний период люди часто простужаются (вбегает кошка).
Кошка: Мяу-мяу, помогите. Со мной приключилась большая беда,
Сметану холодную ела всегда
И вот такая картина, -
Ко мне привязалась ангина.
Воспитатель: Кошечка, да на тебя напали микробы! Дети, а вы выдели микроба? (нет)
Я вам сейчас про него расскажу, а вы слушайте и представляйте:
Не будь он так вертляв и мал, Я бы для вас его поймал. И вы бы увидали сами Микробью мордочку с усами
Шесть быстрых ног и три хвоста. Ужас или красота? (ужас)
(показываю макет)
Воспитатель: Ребята, микробы — существа могущественные. Стоит только им пробраться в тело человека, сразу же начинают безобразничать и размножаться внутри. Человеку становится плохо, он заболевает. Его трясёт, колотит, начинает кашлять и чихать. А вы случайно не знаете, микробы могут попасть к нам в организм? (да) – А как? (немытые овощи и фрукты, человек кашляет, и рот не прикрывает рукой, ребёнок, сосущий палец…) Молодцы!
Кошечка: Мне не нравится болеть, Если так случилось - Буду горло себе греть, В носочки класть горчицу.
Врач придёт ко мне домой, Выпишет лекарства. Не хочу болеть зимой- Кашлять и сморкаться.
Воспитатель: Дети, нужно обязательно помочь кошечке избавиться от микробов. Мы сейчас с вами пойдём по первому пути к спасению от микробов. Приведёт нас – синяя ленточка — цвета свежести и чистоты. Вставайте в круг и ты, кошечка, с нами. Со многими микробами помогает справиться обыкновенное мыло (массаж «Умывалочка»)
Надо, надо нам помыться (хлопают) Где тут чистая водица? (ладоши вверх) Кран откроем — Ш-Ш-Ш (показывают, как открывают) Ручки моем — Ш-Ш-Ш (растирают)
Щечки, шейку мы потрем (сверху вниз поглаживания) И водичкой обольём, (показывают обливание) И на стульчики пройдем.
Воспитатель (пока проходят на стульчики): Не зря в народе говорят: «Чистота-залог здоровья».
А еще, кошечка, мы с ребятами можем научить тебя делать специальный оздоровительный массаж «Неболейка» для профилактики простудных заболеваний. Ты будешь его выполнять и перестанешь болеть. Это еще один путь к спасению от микробов:
Чтобы горло не болело, Мы его погладим смело. (гладят) Чтоб не кашлять, не чихать - Надо носик растирать. (растирают крылья носа)
Лоб мы тоже разотрём, Ладошку ставим козырьком. (рука ладошкой вниз ставится ко лбу) «Вилку» пальчиками сделай, Массируй ушки ты умело. (растираем между пальцами мочки ушей)
Знаем, знаем, Да-Да-Да! Нам простуда не страшна. (хлопаем в ладоши)
Воспитатель: От простуды и ангины нам помогут — витамины. И к ним нас поведёт зелёная ленточка – цвета сочной зелени (подходим к столику с накрытой корзиной, в ней овощи, фрукты)
-Дети, чтобы наши органы хорошо работали, кости, и мышцы нормально росли и развивались – необходимы – витамины. Эти витамины находятся, как вы думаете в чём? (в овощах и фруктах) Молодцы!
(открываю корзину со словами) — Это вам подарок от Айболита, чтобы вы не болели! Мы возьмём корзину и вернёмся на стульчики.
Воспитатель: Сейчас давайте проверим, хорошо ли вы ребята и ты, кошечка, запомнили, что же нам помогает бороться с микробами? Если то, что я скажу правильно, вы отвечаете: «Правда!». А если я скажу что-то неверно, отвечайте «Неправда!».
Проводится игра «Правда или нет»
Чтоб с микробами не знаться, надо, дети, закаляться? (правда)
И от гриппа и ангины нас спасают – витамины? (правда)
Никогда, чтоб не хворать, нужно целый день проспать? (неправда)
Будешь кушать лук, чеснок –
Тебя простуда не найдет? (правда)
Воспитатель: Ну что ж, пора прощаться!
Кошечка: А горлышко моё уже почти не болит. Горлышко разогрелось!
Становитесь в круг, улыбайтесь всем вокруг (дети танцуют под веселую музыку), (кошечка после танца уводит детей в группу).
Приложение 4.
К разделу «Творческая мастерская»
4. 5 Планирование занятий по изодеятельности: рисование, лепка, аппликация, (см. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Младшая группа. – М.: «КАРАПУЗ – ДИДАКТИКА», 2009.)
На занятиях проводятся вступительные беседы о здоровье, о значении игры, пищи, природных явлений для здоровья детей.
Аппликация:
- «Яблоко с листочком» (изо)
- «Шарфик для папы» (сенсорное воспитание)
Лепка:
- «Ягодки в корзинке»
- «Снеговик»
Рисование:
- «Вьюга – завируха» (изо)
- «Полосатые полотенца для лесных зверушек» (изо)
- «Ходит в небе солнышко» (изо)
- «Сосульки – плаксы» (изо)
- «В гостях у зубика» (развитие представлений о мире и о себе)
- «Мойдодыр» (изо — сотворчество детей и родителей)
Коллективные творческие работы детей:
- Коллаж: «Где живет витаминка?».
- Коллаж: «В гостях у Мойдодыра».
Приложение 5.
К разделу «На книжной полке»
5. 1 Детская художественная литература:
- Чуковский К.И. «Айболит», «Мойдодыр»
- Тувим Ю. «Овощи»
- Шалаева Г.П., Журавлёва О.М., Сазонова О.Г. «Правила поведения для воспитанных детей»
- Михалков С. «Про девочку, которая плохо кушала»
- Токмакова И. «Колыбельная», «Мне грустно – я лежу больной»
- Крылов А. «Как лечили петуха»
- Маяковский в. «Что такое хорошо и что такое плохо»
- «Ладушки» (Русские народные песенки)
- Прокофьев А. «Как на горке, на горе»
*
5. 2 Потешки, пестушки, приговорки, загадки:
Потешки:
Водичка, водичка. Водичка, водичка. Умой моё личико, Чтобы щечки краснели,
Чтобы глазки блестели, Чтоб смеялся роток, Чтоб кусался зубок. Расти, коса.
Чешу, чешу волосыньки, Расчесываю косыньки. Расти, коса, до пояса, Не вырони ни волоса!
Расти, коса, не путайся… Дочка, маму слушайся. Ай, лады. Ай, лады, лады, лады,
Не боимся мы воды. Чисто умываемся, Маме улыбаемся. От простой воды и мыла У микробов тают силы.
5. 3 Стихи для заучивания.
Смотрит солнышко в окошко. Светит в нашу комнатку, Мы захлопаем в ладоши, Очень рады солнышку!
А.Барто
Мыло, мыло заюлило, А потом запузырило! Ты, водица, лей, лей! Будут щёки розовей!
Г. Лагздынь
Приложение 6.
К разделу «Веселись детвора»
6. 6 Игровая деятельность:
«Игра есть потребность растущего детского организма. В игре развиваются физические силы ребенка, тверже делается рука,
гибче тело, вернее глаз, развиваются сообразительность,
находчивость, инициатива»
Н.К. Крупская
Дидактические игры.
- «Овощи — фрукты» разложить отдельно овощи и фрукты).
- «Узнай на ощупь», «Узнай по запаху», «Узнай по вкусу» на развитие тактильно-вкусовых ощущений.
- «Что полезно и что вредно для зубов?», «Подбери зубную щетку к стаканчику», «Что лишнее?».
- «Что одеть на улицу», «Одень куклу на прогулку».
Игры с зеркалом.
- «Мои зубки»
- «Мои глазки»
- «Мои ушки»
Развивающие игры.
- «Послушаем тишину»
- «Сравни картинки»
Сюжетно-ролевые игры.
- «Больница» (врач – пациент, врач проверяет шофера перед поездкой).
- «Телефонный разговор» (вызов «Скорой помощи»).
- «Кукла заболела» (воспитывать у детей умение сопереживать, сочувствовать, внимательно относиться к больному).
- «Магазин» (покупаем продукты, полезные для здоровья).
Игровая обучающая ситуация:
Заяц приносит в корзинке овощи. Пытается угостить детей, дети объясняют, почему нельзя есть немытые овощи. (в немытых овощах микробы)
Игры малой подвижности на развитие внимания.
- «Покажите мне…» (Дети показывают те части тела, которые называет ведущий).
- «Повтори за мной» (Дети повторяют движения воспитателя).
- «Запретное движение» (Ведущий говорит, какое движение нельзя повторять и в дальнейшем старается запутать играющих).
Список используемой литературы.
- Богина Т.Л., Терехова Н.Т. Режим дня в детском саду: Кн. для воспитателя детского сада. – М.: Просвещение, 1987.
- Большакова С.Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. – М.: ТЦ Сфера, 2006 (Логопед в ДОУ).
- Блинова Г.М. Познавательное развитие детей 5-7 лет. Методическое пособие. М.: ТЦ Сфера, 2009. (Вместе с детьми).
- Картушина М.Ю. Сценарии оздоровительных досугов для детей 3-4 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – (Вместе с детьми).
- Ковалева Г.А. воспитывая маленького гражданина…: Практическое пособие для работников ДОУ. – М.: АРКТИ, 2003 – (Развитие и воспитание дошкольника).
- Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Артикуляционная, пальчиковая гимнастика и дыхательно-голосовые упражнения. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2005.
- Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Младшая группа. – М.: «КАРАПУЗ – ДИДАКТИКА», 2009.
- Новиковская О.А. Сборник развивающих игр с водой и песком для дошкольников. СПб.: «ДЕТСТВО_ПРЕСС», 2005.
- Обухова Л.А., Лемяскина Н.А. Тридцать уроков здоровья для первоклассников: Методическое пособие. М.: ТЦ Сфера, 2002.
- Тимофеева Е.А. Подвижные игры с детьми младшего дошкольного возраста: Кн. Для воспитателей дет. Сада. – М.: Просвещение, 1986.
- Шипицына Л.М., Защиринская О.В., Воронова А.П., Нилова Т.А. Азбука общения: Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками. (Для детей от 3 до 6 лет.) – «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004
- Шилаева Г.П., Журавлёва О.М., Сазонова О.Г. Правила поведения для воспитанных детей. – М.: Филологическое общество «СЛОВО»; Эксмо, 2007.
- Шорыгина Т.А. Беседы о здоровье: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2008. — (Вместе с детьми).
|