Применение в работе педагога–психолога ДОУ здоровьесберегающих технологий
XXI век, век социальных перемен, эпоха кризисов. На некоторых людей жизненные сложности действуют угнетающе, приводят к эмоционально- психическому напряжению, к ухудшению физического состояния. Рост эмоционально – психического напряжения среди взрослых приводит к распространению невротических явлений среди детей. Проблема состоит еще и в том, что дети легко перенимают образцы агрессивного поведения взрослых, повсеместно демонстрируя их в группах детского сада. В связи с этим перед психологом встает задача развитие умения детей жить в обществе сверстников и взрослых, охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия
Неслучайно именно эти задачи являются приоритетными в программе модернизации российского образования. Одним из средств решения обозначенных задач становятся здоровьесберегающие технологии, без которых немыслим педагогический процесс современного детского сада.
В последние годы среди практических психологов широкое распространение получила идея сказкотерапии. Сказка дарит ребенку мечту, волшебную страну, где сбываются его желания. Это уникальная возможность пережить, проиграть жизненные ситуации без ущерба для собственной жизни и судьбы. Сказка может в увлекательной форме и доступными для понимания словами показать окружающую жизнь, людей. Их поступки и судьбы, дает возможность за 15 – 20 минут примерить на себя и пережить чужую судьбу, чужие чувства, радости и горести, предлагает ребенку образы, которыми он наслаждается, незаметно для себя усваивая жизненно важную информацию.
Целью образовательной деятельности с применением метода сказкотерапии является: гармонизация эмоционально – личностного развития каждого ребенка, формирование умения говорить о своих чувствах, выражать и разделять их с другими. На занятиях по сказкотерапии дети учатся придумывать свои сказки, переживают за героев, бурно выражают свое мнение к происходящему. В процессе работы со сказками у детей развивается фантазия и воображение, способность слушать другого. Ребенок учится понимать и принимать окружающий мир, развивается чувство собственного достоинства, умение адекватно и конструктивно реагировать на проявления людей в отношении себя.
Наблюдение и опыт показывают, что игра в песок позитивно влияет на эмоциональное самочувствие детей, и это делает его прекрасным средством для саморазвития ребенка. Песок – прекрасный материал для работы с детьми практически по любой проблеме. Из песка можно построить предмет, который вызывает страх, и сломать его, в него можно закапать предметы страха и залить водой. Песок снимает стресс, снижает уровень нервно – психического напряжения, поднимет настроение, способствует возникновению положительных эмоций. Игры в песке группы детей направлены в основном на развитие коммуникативных навыков, т. е. умение гармонично и эффективно общаться друг с другом. Применяя в коррекционной деятельности песочную игротерапию можно решить ряд проблем в эмоциональном развитии детей таких как: расстройства настроения, трудности в общении, взаимоотношение детей и родителей. У детей повышается самооценка, обретают веру в себя. Дети становятся более ответственными в своих действиях и поступках, могут выразить свои мысли, чувства и эмоциональные переживания.
Снять психическое напряжение, помочь достичь полного сосредоточения на себе, своих переживаниях и ощущения, отключение от неприятных мыслей помогает метод релаксация. Один из эффективных методов развития эмоционально – личностной сферы. Занятия с элементами релаксации помогают детям освоить умение владеть своими эмоциями и достигать состояние покоя и расслабленности. Чтобы помочь каждому ребенку овладеть навыками саморегуляции и релаксации подбираю специальные упражнения в стихотворной форме и под музыкальное сопровождение, т. е. применение в комплексе с музыкотерапией (используется классическая музыка, голоса природы). Музыка положительно влияет на мозг ребенка, активизируя соединения между нервными клетками. Для детей активно использую песенки и попевки в сочетании с движениями. Пение песен, слушанье музыки создают для ребёнка чувство психологического комфорта и расслабления. Умение расслабляться помогает одним детям снять тревожность и напряжение, а другим – сконцентрироваться, погасить возбуждение.
Не менее важно использовать в психопрофилактической работе психогимнастику. Психогимнастика, представляет собой специальные занятия (этюды, игры, упражнения), направленные на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка (его познавательной и эмоционально – личностной сферы). Особенно эти занятия нужны детям с чрезмерной утомляемостью, истощаемостью, непоседливостью, обладающим вспыльчивым или замкнутым характером. Но не менее важно проигрывать эти комплексы упражнений и со здоровыми детьми в качестве психофизической разрядки и профилактики.
В работе психогимнастика помогает преодолевать барьеры между детьми в общении, развивает понимание себя и других, снимает психическое напряжение, создает возможность для самовыражения. В образовательной деятельности дети обучаются азбуке выражения различных эмоций (радости, интереса, удивления и др.), выразительным движениям. Используется бессловесный материал. Широко применяются упражнения на приобретение навыков в саморасслаблении.
Таким образом, здоровьесберегающие технологии, используемые в работе с детьми, позволяют своевременно скорректировать имеющиеся психоэмоциональные нарушения у ребенка и в дальнейшем оказывают существенное влияние на качество обучения.
И важно понимать, что забота о здоровье наших детей сегодня – это полноценный трудовой потенциал нашей страны в ближайшем будущем. Это важнейший показатель благополучия общества и государства, не только отражающий настоящую ситуацию, но и дающий прогноз на будущее.
|