Современные технологии, используемые в работе педагога-психолога Викуловой О.Н. в МДОУ.
В своей практике я использую метод сказкотерапии, так как сказка не только позволяет лучше понять детей, обучать и воспитывать их, но и лечит, став эффективным, полезным и очень приятным "лекарством". Сказка помогает мне найти общий язык с ребёнком, помочь ему преодолеть первые трудности. Часто бывает сложно выяснить, что конкретно тревожит ребёнка, ведь многие дети стесняются своих страхов. Вот тут и приходит на помощь сказкотерапия, ребёнку легче рассказать о том, что беспокоит не его, а далёкого сказочного героя.
Скачать конспект
Сказкотерапия отлично подходит как для младших, так и для старших дошкольников. В зависимости от задач, я использую разные формы сказкотерапии. Её польза состоит в следующем:
- помогает найти выход из проблемной ситуации (сложности во взаимоотношениях с родителями, сверстниками и т.д.);
- расширяет знания ребёнка о нём самом и окружающем мире;
- обогащает внутренний мир ребёнка духовно-нравственными ценностями;
- корректирует поведение и развитие речи;
- стимулирует психофизическое и эмоциональное развитие.
В индивидуальной работе с ребёнком, всегда спрашиваю о его любимой сказке. Эта сказка затрагивает очень важные для него вопросы. Ещё и ещё раз проговаривая, проигрывая с ребёнком сюжет сказки, важно понять, что привлекает ребёнка, какой из героев нравится больше всех, почему он выбирает именно эту сказку. Часто предлагаю сочинить самостоятельно сказку, например, в процессе игры с песком. Сочинение сказки ребёнком и для ребёнка — это основа сказкотерапии. Через сказку можно узнать о таких переживаниях детей, которые они сами не осознают, или стесняются обсуждать при взрослых. Со временем пристрастия к той или иной сказке меняется, и это означает, что ребёнок растёт, развивается и ставит перед собой новые жизненные вопросы.
На групповых занятиях использую разные виды сказок: русские народные и авторские, специально разработанные психокоррекционные, дидактические сказки. Обучающий материал, помещённый в волшебную сказочную обстановку становится близким и понятным, запоминают его дети гораздо быстрее. Заинтересованность повышает мотивацию познавательной деятельности, является стимулом для выполнения задания.
В работе с родителями я побуждаю родителей читать и рассказывать детям сказки. Размещаю информацию на сайте МДОУ, в папки-передвижки, на индивидуальных и групповых консультациях. Сейчас мы сталкиваемся с тем, что многие родители не читают сказки детям. А ведь это так важно! В сказках дети находят частички своей души, они вселяют в него надежду. Чем дольше ребёнок верит в волшебство, тем оптимистичнее будут его взгляды на жизнь. Через восприятие сказочного мира ребёнок чувствует поддержку взрослых. Сказка способствует развитию позитивных межличностных отношений, социальных умений и навыков поведения, а также нравственных качеств личности ребёнка, которые определяют его внутренний мир.
Свою работу со сказкой строю следующим образом:
- чтение или рассказ самой сказки; её обсуждение. Каждый имеет право на свою точку зрения.
- рисование по сказке; изготовление поделки-аппликации;
- проигрывание сказки в ролях;
- рассказывание сказки и придумывание к ней продолжения;
5)групповое придумывание сказок.
Идентификация ребёнка с героями сказки помогает понять, что у других имеются такие же, как у него, проблемы и переживания.
В сказочных историях можно выделить следующие группы тем, которые они поднимают:
- Трудности, связанные с общением (со сверстниками, с родителями).
- Чувство неполноценности, ощущение собственной малозначимости и попытки способом агрессии доказать обратное.
- Страхи и тревоги по самым различным поводам.
- Проблемы, связанные со спецификой возраста. Дошкольник сталкивается с необходимостью обходиться без мамы, быть самостоятельным.
Сказкотерапия — это метод, для применения которого могут быть использованы любые игрушки и игровые пособия. Я пользуюсь сказочными персонажами и различными видами театров. Применение кукол помогает детям в первую очередь защитить себя, кукла служит некоторым щитом, и за ней, а тем более от её имени не так страшно говорить о своих переживаниях. В дальнейшем кукла становится способом самовыражения себя. Для разыгрывания сказочных сюжетов я использую пальчиковые куклы, а так же использую шагающих кукол (они особенно полезны детям, с недостаточной развитой координацией движения), есть в нашей коллекции перчаточные куклы. Детям старшей и подготовительной группы уже больше нравится проигрывать роли, одевая различные атрибуты. Поэтому мы используем различные костюмы. и здесь проявляется полифункциональность, потому что используем костюмы совместно с музыкальным руководителем.
Сказка остаётся одним из самых доступных средств для развития ребёнка, которое во все времена использовали педагоги, является эффективным методом содействия гармоничному развитию и сохранению душевного здоровья и воспитания.
В моей образовательной программе "Я чувствую и понимаю" есть два блока, посвящённых сказкотерапии. Эмоционально-волевое развитие. Использована сказкотерапевтическая программа Н.М. Погосовой "Погружение в сказку" и познавательно-речевое развитие. Использовано методическое пособие О.Н. Каушкаль, И.Н. Чернышовой "Сказка в песочнице". Так же я веду в течение учебного года с детьми логопедической подготовительной группы кружок " В гостях у сказки!"
Данная работа является хорошей профилактикой психологического здоровья детей, способ избежать негативных переживаний. Диагностика показывает, что у детей после занятий налаживаются отношения со сверстниками, появляется умение наполнить себя положительными эмоциями, снижается уровень тревожности, повышается уровень мимики и пантомимики. Да и родители лучше находят общий язык со своими детьми.
Анализируя результаты динамики развития прихожу к выводу эффективности использования метода сказкотерапии в своей работе в МДОУ.
|