Викулова Оксана Николаевна. Использование элементов сказкотерапии в работе педагога-психолога.

Использование элементов сказкотерапии в работе педагога-психолога.

Современные технологии, используемые в работе педагога-психолога Викуловой О.Н. в МДОУ.

В своей практике я использую метод сказкотерапии, так как сказка не только позволяет лучше понять детей, обучать и воспитывать их, но и лечит, став эффективным, полезным и очень приятным "лекарством". Сказка помогает мне найти общий язык с ребёнком, помочь ему преодолеть первые трудности. Часто бывает сложно выяснить, что конкретно тревожит ребёнка, ведь многие дети стесняются своих страхов. Вот тут и приходит на помощь сказкотерапия, ребёнку легче рассказать о том, что беспокоит не его, а далёкого сказочного героя.

 

Скачать конспект

Сказкотерапия отлично подходит как для младших, так и для старших дошкольников. В зависимости от задач, я использую разные формы сказкотерапии. Её польза состоит в следующем:

  • помогает найти выход из проблемной ситуации (сложности во взаимоотношениях с родителями, сверстниками и т.д.);
  • расширяет знания ребёнка о нём самом и окружающем мире;
  • обогащает внутренний мир ребёнка духовно-нравственными ценностями;
  • корректирует поведение и развитие речи;
  • стимулирует психофизическое и эмоциональное развитие.

В индивидуальной работе с ребёнком, всегда спрашиваю о его любимой сказке. Эта сказка затрагивает очень важные для него вопросы. Ещё и ещё раз проговаривая, проигрывая с ребёнком сюжет сказки, важно понять, что привлекает ребёнка, какой из героев нравится больше всех, почему он выбирает именно эту сказку. Часто предлагаю сочинить самостоятельно сказку, например, в процессе игры с песком. Сочинение сказки ребёнком и для ребёнка — это основа сказкотерапии. Через сказку можно узнать о таких переживаниях детей, которые они сами не осознают, или стесняются обсуждать при взрослых. Со временем пристрастия к той или иной сказке меняется, и это означает, что ребёнок растёт, развивается и ставит перед собой новые жизненные вопросы.

На групповых занятиях использую разные виды сказок: русские народные и авторские, специально разработанные психокоррекционные, дидактические сказки. Обучающий материал, помещённый в волшебную сказочную обстановку становится близким и понятным, запоминают его дети гораздо быстрее. Заинтересованность повышает мотивацию познавательной деятельности, является стимулом для выполнения задания.

В работе с родителями я побуждаю родителей читать и рассказывать детям сказки. Размещаю информацию на сайте МДОУ, в папки-передвижки, на индивидуальных и групповых консультациях. Сейчас мы сталкиваемся с тем, что многие родители не читают сказки детям. А ведь это так важно! В сказках дети находят частички своей души, они вселяют в него надежду. Чем дольше ребёнок верит в волшебство, тем оптимистичнее будут его взгляды на жизнь. Через восприятие сказочного мира ребёнок чувствует поддержку взрослых. Сказка способствует развитию позитивных межличностных отношений, социальных умений и навыков поведения, а также нравственных качеств личности ребёнка, которые определяют его внутренний мир.

Свою работу со сказкой строю следующим образом:

  1. чтение или рассказ самой сказки; её обсуждение. Каждый имеет право на свою точку зрения.
  2. рисование по сказке; изготовление поделки-аппликации;
  3. проигрывание сказки в ролях;
  4. рассказывание сказки и придумывание к ней продолжения;

5)групповое придумывание сказок.

Идентификация ребёнка с героями сказки помогает понять, что у других имеются такие же, как у него, проблемы и переживания.

В сказочных историях можно выделить следующие группы тем, которые они поднимают:

  1. Трудности, связанные с общением (со сверстниками, с родителями).
  2. Чувство неполноценности, ощущение собственной малозначимости и попытки способом агрессии доказать обратное.
  3. Страхи и тревоги по самым различным поводам.
  4. Проблемы, связанные со спецификой возраста. Дошкольник сталкивается с необходимостью обходиться без мамы, быть самостоятельным.

Сказкотерапия — это метод, для применения которого могут быть использованы любые игрушки и игровые пособия. Я пользуюсь сказочными персонажами и различными видами театров. Применение кукол помогает детям в первую очередь защитить себя, кукла служит некоторым щитом, и за ней, а тем более от её имени не так страшно говорить о своих переживаниях. В дальнейшем кукла становится способом самовыражения себя. Для разыгрывания сказочных сюжетов я использую пальчиковые куклы, а так же использую шагающих кукол (они особенно полезны детям, с недостаточной развитой координацией движения), есть в нашей коллекции перчаточные куклы. Детям старшей и подготовительной группы уже больше нравится проигрывать роли, одевая различные атрибуты. Поэтому мы используем различные костюмы. и здесь проявляется полифункциональность, потому что используем костюмы совместно с музыкальным руководителем.

Сказка остаётся одним из самых доступных средств для развития ребёнка, которое во все времена использовали педагоги, является эффективным методом содействия гармоничному развитию и сохранению душевного здоровья и воспитания.

В моей образовательной программе "Я чувствую и понимаю" есть два блока, посвящённых сказкотерапии. Эмоционально-волевое развитие. Использована сказкотерапевтическая программа Н.М. Погосовой "Погружение в сказку" и познавательно-речевое развитие. Использовано методическое пособие О.Н. Каушкаль, И.Н. Чернышовой "Сказка в песочнице". Так же я веду в течение учебного года с детьми логопедической подготовительной группы кружок " В гостях у сказки!"

Данная работа является хорошей профилактикой психологического здоровья детей, способ избежать негативных переживаний. Диагностика показывает, что у детей после занятий налаживаются отношения со сверстниками, появляется умение наполнить себя положительными эмоциями, снижается уровень тревожности, повышается уровень мимики и пантомимики. Да и родители лучше находят общий язык со своими детьми.

Анализируя результаты динамики развития прихожу к выводу эффективности использования метода сказкотерапии в своей работе в МДОУ.

Просмотров: 357
Категория: По направлениям » Для детского сада » Для психолога в детском саду




Другие новости по теме:

  • Монахова Полина Владимировна. «Метод сказкотерапии и особенности его использования в работе с детьми разного возраста»
  • Яцентюк Татьяна Алексеевна. Консультация для родителей «Почему важно читать детям сказки?»
  • Худякова Елена Александровна. Конспект консультации-практикума для родителей детей среднего возраста, имеющих проблемы в развитии речи «Развиваем речь ребёнка с помощью сказки»
  • Желтова Светлана Александровна Шагинова Елена Александровна. Консультация для родителей «Почему важно читать детям сказки?»
  • Атабаева Мадина Тимуровна. ОДАРЕННЫЙ РЕБЕНОК. ЧТО МОГУТ СДЕЛАТЬ ДЛЯ НЕГО РОДИТЕЛИ?
  • Зыбцева Елена Александровна. Что такое мелкая моторика и почему так важно её развивать?
  • Бояршинова Валентина Александровна. Интегрированное занятие для детей 4-5 лет с нарушением зрения - «Ведь так не бывает на свете, чтоб были потеряны дети…»
  • Миникаева Елена Николаевна. Развитие устной речи детей через русские народные сказки Тема: «Как играть со сказкой».
  • Анастасия Владимировна Миллер. Раннее развитие: что лучше для Вашего малыша или Как развить ребенка и не навредить
  • Дурягина Э.А., Иванникова М.Д.. Сценарий новогодней сказки для детей среднего дошкольного возраста «Сказка о том, как звери ёлочку-подружку спасали».
  • Терехова Елена Васильевна. Викторина для детей подготовительной группы совместно с родителями на тему: «В гостях у сказки»
  • Ермакова Ирина Леонидовна. Открытое занятие с элементами сказкотерапии «В гостях у сказки»
  • Манастырная Ирина Леонидовна. Краткосрочный творческо-познавательный проект «Сказки детям» для подготовительной группы ДОУ
  • Бычкова Тамара Юрьевна. Сказка как один из видов игровой деятельности в процессе формирования и развития личности ребёнка.
  • Мальцева Наталья Викторовна. Консультация для родителей. Какие сказки читать детям младшего дошкольного возраста?
  • Осьминушкина Зоя Ивановна. Применение музыкальных групповых игр в работе педагога-психолога: развитие коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста
  • Ольга Ивакина. Индивидуальный подход к детям, как универсальный метод оздоровления ребёнка
  • Гладнева Елена Николаевна. Консультация для родителей 'Читайте детям сказки!'
  • Балакина Евгения Алексеевна. Мастер–класс с родителями и детьми подготовительной к школе группы «Изготовление светоотражающего элемента для одежды ребёнка»
  • Белоусова Ю.А.. Беседа с родителями «Что читать детям трусишкам»
  • Золотых Анастасия Викторовна. КОНСУЛЬТАЦИЯ для родителей на тему: «Как правильно читать ребёнку сказку? Правила, которые сделают чтение вслух привлекательным!»
  • Иванникова Валентина Николаевна. Консультация для педагогов 'Что за прелесть эти сказки!Алгоритм работы со слайдами'(из опыта работы)
  • Никулина Алина Викторовна. Краткосрочный проект во второй младшей группе «Сказки очень нам важны. Сказки очень любим мы»
  • Наталия Мороз. Конспект итогового логопедического занятия в подготовительной к школе группе Тема: «Что за прелесть эти сказки!»
  • Редактор. Сценарий новогодней сказки, Что дороже всего
  • Старцева Любовь Анатольевна Нестерова Ольга Александровна. Рекомендации для родителей «Как объяснить детям, что такое личное пространство человека»
  • Числова Елена. Сценарий праздника для детей раннего возраста «Путешествие в сказку» по мотивам русской народной сказки «Репка»
  • Ерошкина Валентина Васильевна. «…Воспитывать его так, чтобы он был счастлив…»
  • Марина Бурунова. Творческий проект: «Что за прелесть эти сказки!»
  • Каиль Ольга Викторовна. Патриотическое воспитание через русские народные сказки для детей младшего дошкольного возраста.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь