Как общаются дошкольники?
Вопрос специфики общения дошкольников – один из базовых вопросов, которым задаются как родители, так и воспитатели. С дошкольниками надо продолжать общаться, как с малышами — с сюсюкающейся речью, или же общаться, как с равными?
Способен ли понять ребенок информацию, если с ним не играть, а только разговаривать?
С точки зрения коммуникации, дошкольный возраст является одним из самых интересных. Потому что это возраст ее активного развития. Младенцы, пред дошкольники не умеют общаться, так как они не могут создавать правила общения, управлять общением, все это за них делают взрослые. В дошкольном же
возрасте дети учатся сами создавать правила общения и их придерживаться.
Скачать: Как общаются дошкольники? (полный конспект)"
Часто возникает ситуация, когда родители говорят, что его ребенка не принимают дети в группе, при том что с ним интересно общаться. Секрет в том, что в значительной части случаев ребенок просто не умеет взаимодействовать со сверстниками. Да, он прекрасно общается с взрослым и может подстраиваться
под правила общения с ним. Но не может сам продуцировать правила, быть инициатором общения. Поэтому так важно, чтобы ребенок дошкольного возраста общался со сверстниками.
В дошкольном возрасте сфера коммуникации претерпевает значительные изменения. В частности, в общении с взрослыми, если в 3-4 года общение ситуативное, то к концу дошкольного возраста оно становится личностным. Уже в 4-5 лет в общении с взрослыми формируется потребность в уважении, а также развиваются чувства любви и привязанности.
Поэтому так важно в этом возрасте уже учитывать мнение ребенка и с ним договариваться. Для ребенка важно, что взрослые его слышат, понимают, а главное учитывают его интересы.
Общение со сверстниками также претерпевает ряд изменений. Если в 3-4 года ребенок лишь проявляет интерес, пробует общаться со сверстниками, то уже в 5-6 лет дети создают микрогруппы одного пола. Мнение группы для них становится важным, хотя состав групп все время меняется, но для дошкольников мнение большинства становится главенствующим. К 7 годам постепенно развивается способность отстаивать собственное мнение, и не соглашаться с
мнением группы.
Общение со сверстниками в большей степени проявляется в играх между детьми. Поэтому общение и игра практически синонимы в дошкольном возрасте. Дети
не всегда могут понять, что от них требуется, или как справиться с тем или иным переживанием, но легко могут ту же информацию усвоить через игру, в игре проиграть непонятную для них ситуацию. Не случайно одним из ведущих направлений в психологической помощи ребенку является игротерапия.
Значение общения со сверстниками невозможно переоценить, поскольку именно в совместных играх ребенок учится подчинять свое мнение, соподчинять свои мотивы, интересы, проявлять доброжелательность, умение отказаться от своих желаний ради других целей.
Поэтому так важно, чтобы ребенок как можно больше общался со сверстниками, при этом не только в детском саду, где в большей степени организацией игр заняты педагоги, но и вне его стен, где у детей больше возможности самим создавать и продуцировать правила общения, отстаивать собственное мнение.
Чем больше ребенок играет с другими детьми, тем у него больше возможности понять: «что такое общение и с чем его едят».
|