Проблема зарождения межличностных отношений детей в раннем возрасте изучена явно недостаточно. Наиболее систематичное и подробное исследование обращения детей в этот период в работе Л.Н Галигузовой. Как воспринимает малыш своих сверстников? Переносит ли отношения по взрослому на других людей, и в том числе на сверстников? Для выявления специфики отношения к сверстнику детям предлагалось: 1. Изображение сверстника. 2. Взрослого. 3. Игрушки, изображающей животное. Критериями наличия потребности в общении можно констатировать: 1. Внимание и интерес к другому человеку; 2. Эмоциональное отношение к нему; 3. Стремление привлечь к себе внимание;
4. Чувствительности к его воздействиям. 2 год жизни: Малыши реагировали лишь ориентировочноисследовательскими действиями и эмоциональными экспрессиями появление сверстника, т.е. 1 и 2 критерий. 3 год жизни: Появились 3 и 4 критерии потребности в общении. Таким образомпотребность в общении ребёнка со сверстниками возникает лишь на 3 году жизни. К 3 годам значительно сокращается частота действий со сверстниками как с игрушкой (2-я категория). Частота действий 3-й категории, напротив с возрастом увеличивается. Содержанием этих действий является наблюдение за игрой ровесника, подражание его действиям, которые сопровождаются эмоциями. 4-ю категорию действия определить достаточно сложно, т.к. детские контакты резко отличаются как от делового сотрудничества, так и от эмоционального общения со взрослыми. Итак. 1. Потребность в общении со сверстниками складывается на протяжении раннего возраста. 2. Развитие потребности в общении со сверстником пропадает ряд этапов. 2 год жизни - у детей наблюдается внимание и интерес друг к другу; К концу 2 года жизни наблюдается стремление привлечь к себе внимание сверстника и продемонстрировать ему свои успехи; На 3 году жизни появляется чувствительность детей к отношению сверстника, что приводит к окончательному формированию потребности в общении с ним. 3. Общение детей друг с другом в раннем возрасте имеет форму эмоционально-практического взаимодействия, характерными особенностями которого являются: 1) Непосредственность, отсутствие предметного содержания. 2) Раскованность, эмоциональная насыщенность. 3) Ненормированность и нестандартность коммуникативных средств. 4) Зеркальное отражение действий и движений партнёра. 4. Решающую роль в процессе формирования общения со сверстниками принадлежит взрослому. ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ. 1. Постарайтесь создать в семье спокойную, дружескую атмосферу. 2. Установите четкие требования к ребенку и будьте последовательны в их предъявлении. 3. Будьте терпеливы. 4. Формируйте у детей умения самообслуживания и личной гигиены. 5. Поощряйте игры с другими детьми, расширяйте круг общения со взрослыми. 6. Если Вы увидите, что ребенок что-то делает, начните «параллельный разговор» (комментируйте его действия). 7. Говорите с малышом короткими фразами, медленно; в разговоре называйте как можно больше предметов. Давайте простые и понятные объяснения. 8. Говорите с ребенком без «сюсюканий», называйте предметы своими именами (например, вместо «би-би» машина). 9. Спрашивайте у ребенка: «Что ты делаешь?» На вопрос «Почему ты это делаешь?» он ответит, когда подрастет. 10. Каждый день читайте ребенку. 11. Заботьтесь о том, чтобы у ребенка были новые впечатления: ведь лето - прекрасная пора для открытий! 12. Занимайтесь с малышом совместной творческой деятельностью: играйте, лепите, рисуйте... 13. Поощряйте любопытство. 14. Не скупитесь на похвалу. Радуйтесь Вашему малышу!!!
|