|
Психоаналитические афоризмы IV - Шандор ФеренциСоставитель: К.В. Ягнюк Психоанализ снимает с пациентов невольный статус объекта и вводит их в действие в качестве авторов, способных к ревизии собственной жизни.
Насколько исповедь другому действует сильнее и глубже, чем исповедь самому себе, настолько психоанализ эффективнее самоанализа.
Только то глубокое исследование своей индивидуальности, то полное самопознание, которое достигается посредством психоанализа, способно парализовать влияние окружение, действующее с самого детства.
Психоаналитический путь раскрытия истины - это путь "свободного ассоциирования", на который соглашается пациент. Это заставляет пациента, с одной стороны, признать неприятные истины, но, с другой стороны, обеспечивает свободу слова и выражения чувств, которая едва ли имеется в жизни.
Пациент должен как бы забыть, что по правильному следу его направил психоаналитик и найти истину сам.
Полностью избежать страдания не дано. Научить выносить страдание - одно из основных достижений психоанализа.
Психоанализ должен стать возвратным развитием человеческого дитяти. Все опять до некоторой степени должно стать расплывчатым, чтобы затем из временного, преходящего хаоса могла возникнуть новая, более приспособленная личность.
Личность психоаналитика имеет огромное значение; от нее зависит судьба других людей.
В ходе лечения психоаналитик нередко вынужден выступать в роли "силомера", на котором пациент испытывает свои аффекты неудовольствия.
Психоанализ не относится к тем удивительным методам, которые, подобно гипнозу, одним взмахом руки способны изгонять симптомы. И не доверяет им, поскольку пыль, поднятая такими методами, где-то осядет.
Когда случай излечивается легко, он мало что дает для науки.
Позволение критики и способность признавать, но не повторять свои ошибки обеспечивают нам доверие пациентов. Как будто это особое достижение - совершать ошибки, а потом в них признаваться.
Окончание психоанализа представляется следующим образом. Пациент должен сдать партию как безнадежную, после того как аналитически были закрыты все пути для отступления, за исключением одного - выздоровления.
В помещении, где горит одна единственная свеча, можно, одной рукой приблизясь к свету, затемнить половину помещения. Подобная ситуация складывается с ребенком: если вы в самом начале жизни причините ему самое незначительное повреждение, это может бросить тень на всю его жизнь.
Большинство патогенных потрясений приходится на период детства. Поэтому не следует удивляться, когда пациент, пытаясь объяснить происхождение своего страдания, внезапно впадает в детство.
Ребенка нужно привести к тому - даруя ему огромную любовь, нежность и заботу, - чтобы он простил родителей за то, что они произвели его на свет (без его ведома), иначе немедленно заявит о себе его потребность в разрушении.
Будучи жестоко выброшенным в мир, плод вынужден забыть излюбленные способы удовлетворения и приспособиться к новым. Такая же жестокая игра повторяется при переходе на каждую новую стадию развития.
Все дети живут в счастливой иллюзии всемогущества, которым они действительно когда-то обладали - пусть даже только в чреве матери. От интуиции и удачи зависит - смогут ли они сохранить чувство всемогущество в более позднем возрасте или приумножат собой число пессимистов, которые по самым ничтожным поводам чувствуют себя обойденными, считая себя пасынками судьбы, поскольку не могут оставаться ее единственными или любимыми детьми.
Страдающая мать может обрести в собственном ребенке вечную няню, то есть эрзац собственной матери.
Страх перед не контролирующим себя взрослым превращает ребенка в психиатра.
Странно, что родители не понимают как раз тех вещей, которые для детей являются само собой разумеющимися, а то, что не понимают дети, для родителей является ясным как день.
Дети считают взрослых опасными глупцами, которым нельзя сказать правду, не подвергаясь опасности быть наказанными. Глупость и непоследовательность взрослых приходится принимать в расчет. Дети здесь не так уж не правы.
Абсолютно недопустимо использование власти взрослых для штампования собственными окаменевшими правилами пластической душу ребенка. Авторитетная власть должна быть средством воспитания самостоятельности и отваги!
Человек - единственное живое существо, которое лжет. Это делает столь трудным для ребенка приспособление к окружению.
Сексуальность начинается не с появлением половой зрелости, а с "вредных привычек" ребенка.
Родители не в состоянии помыслить, что ребенок в своих гениталиях имеет схожие ощущения, каковые имеют они сами. Но вопреки этому чувству ребенок считает себя заброшенным и думает, что взрослые в этом отношении чисты и незапятнанны.
Сначала ребенок боится наказания, затем он идентифицируется с наказующим авторитетным лицом. Тогда отец и мать могут утратить свое значение для ребенка: в своем внутреннем мире он создал их некое подобие.
Вкушение алкоголя есть бессознательная попытка самолечения посредством "спаивания" внутренней стражи.
Чтобы обрести ту степень уверенности, которую мы называем убеждением, нужно ощутить нечто собственным животом.
Высшая деятельность человека - роды; духовные усилия мужчины - лишь смехотворные попытки подражания этому творческому акту.
Всякое приспособление есть частичная смерть, исчезновение частички индивидуальности.
Смотри Психоаналитические афоризмы на сайте Константина Ягнюка Категория: Психоанализ, Психология Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|