Методическая разработка для воспитанников 6-8 лет "Турнир знатоков сказок"
Цель:
- Повторить ранее изученные произведения. Развивать у детей познавательные интересы, творческие способности.
- Формировать у воспитанников коммуникативно — речевые умения. Воспитывать интерес к чтению, доброту, благородство, смекалку, бережное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих, умение работать в группах.
Оборудование и оформление:
- мультимедийный проектор, экран (музыкальная заставка из отрывков сказок с песнями главных героев);
- карточки с вопросами для участников команд и капитанов; колокольчики, фишки, призы; эмблемы каждому участнику;
- выставка книг и детских рисунков «Рисуем сказку».
Плюсы данного сценария:
- В организации турнира участвует учитель (воспитатель) и его помощник (взрослый-ребёнок) (раунд «Вопрос-игра»).
- Сценарий несложный к запоминанию. Можно не заучивать вопросы, а пользоваться текстом – подсказкой, напечатанным на карточке с обратной стороны, которой написано «1 РАУНД», «2 РАУНД», «КАПИТАН», «ЗРИТЕЛИ».
- Сценарий позволяет максимизировать участие детей.
- Заранее проводиться конкурс рисунков.
- Реквизиты и костюмы для исполнителей легки к изготовлению.
- Целенаправленный активный досуг.
Действующие лица: ведущая (учитель или воспитатель), участники команд «Колобок» и «Репка», зрители, жюри.
ХОД ТУРНИРА.
ВЕДУЩАЯ: Здравствуйте, ребята! Я слышала, что вы очень добрые и любознательные. Приглашаю вас принять участие в «Турнире знатоков сказок».
- А за что вы любите сказки? (Добро побеждает Зло; в сказках много волшебства, чудес и приключений).
-Какую пословицу вы знаете про сказки? (Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок.) — А какие бывают сказки? (Народные и литературные).
-Кто написал народные сказки? (Народные сказки не имеют автора, т.к. не известно кто их сочинил. Они передавались из уст в уста.)
-Назовите русские народные сказки. ( «Колобок», «Курочка Ряба», «теремок», «Гуси – лебеди» и т. д.).
-Если известна фамилия автора, тогда как называется эта сказка? (Литературная или авторская.)
-Какие литературные сказки вы читали? (В. Даль «Девочка Снегурочка», В.Катаев «Цветик – семицветик», Ш.Перро «Красная Шапочка», и т.д.).
-Какой ваш любимый сказочный герой? (Золушка – трудолюбивая, добрая, вежливая, милая.)
-Когда вы были маленькими вам много читали или рассказывали сказок взрослые. И вот наступило время, когда вы пришли в школу и начинаете читать сами. Читая сказки вы проникаете в загадочный, чудесный, таинственный мир. Ведь в сказках совершаются самые невероятные чудеса.
Итак, начинаем «Турнир знатоков сказок». В нём участвуют две команды. Оценивает турнир жюри (представление жюри).
В 1 РАУНДЕ определяем игроков команды «КОЛОБОК». Ребёнок, правильно ответивший на вопрос, предоставляется возможность выбрать следующего участника команды и пройти за свой стол.
- вопрос. Кто из героев русских сказок просил: «Емеля, отпусти меня в воду, я тебе пригожусь?» (Щука)
- вопрос. Настоящее имя Царевны — лягушки. (Василиса Премудрая)
- вопрос. Чья это песенка: «Битый небитого везёт, битый небитого везёт»? (Лисы)
Для команды «РЕПКА» следующие вопросы.
- вопрос. Кто обидел Лису в сказке про Айболита? (Оса)
- вопрос. Кто спрашивал: «Бабушка, почему у тебя такие большие руки?» (Красная Шапочка)
- вопрос. Как зовут деревянного героя, который посеял деньги? (Буратино)
ВЕДУЩАЯ: Победители 1 раунда заняли свои места. Попрошу вас надеть эмблемы и выбрать капитанов.
2 РАУНД. «Чья команда лучше знает сказки?» (Перед вами колокольчик. У кого ответ будет готов, тот подаёт сигнал. За каждый правильный ответ даётся фишка.)
- вопрос. Как в сказках называют Лису? (Лисичка – сестричка, Кумушка, Лиса Патрикеевна, Лисонька.)
- вопрос. Кто помог девочке выручить братца, которого унесли гуси – лебеди? (Печь, яблонька, речка)
- вопрос. Кто может позвать Сивку – Бурку? (Сивка – бурка, Вещая каурка. Стань передо мной, Как лист перед травой.)
- вопрос. Кто и кого угощал горохом? (Лиса Петушка)
- вопрос. Где находилась смерть Кощея? (На конце иглы, игла в яйце, яйцо в утке)
- вопрос. Кто из героев сказок был хлебобулочным изделием? (Колобок)
ВЕДУЩАЯ: Молодцы! ЖЮРИ подводит итоги этого конкурса, а мы переходим к 3 РАУНДУ. «Конкурс капитанов». На столе лежат карточки с вопросами. Капитаны по очереди подходят к столу и берут по одной карточке. Каждый правильный ответ приносит очко своей команде.
1 вопрос.
Эта скатерть знаменита Тем что кормит всех досыта, Что сама собой она Вкусных кушаний полна. (Скатерть-самобранка)
2 вопрос.
Убежали от грязнули Чашки, ложки и кастрюли. Ищет их, она зовёт И в дороге слёзы льет. (Федора)
3 вопрос.
Уплетая калачи, Ехал парень на печи. Прокатился по деревне И женился на царевне. (Емеля)
4 вопрос.
Как у бабы у Яги Нет совсем одной ноги, Зато есть замечательный Аппарат летательный. (Ступа)
5 вопрос.
А дорога далека, А корзина нелегка, Сесть бы на пенек Съесть бы пирожок. (Медведь)
6 вопрос.
Появилась девочка В чашечке цветка И была та девочка Не больше ноготка.
В ореховой коробке Девочка спала, Ах, какая девочка, Как она мила. (Дюймовочка)
ВЕДУЩАЯ: Закончился конкурс. Капитаны приносят очки своей команде. Сейчас мы внимательно выслушаем результаты ЖЮРИ и приступаем к
4 РАУНДУ, который называется «Волшебный сундучок».
Это конкурс для самых быстрых и сообразительных.
Перед вами сундучок. Я буду доставать по одному предмету, а вы будете называть из какой сказки этот герой и кто ее написал.
- Яйцо (р. н. ск. «Курочка Ряба», р.н. ск. «Царевна лягушка»);
- Яблоко (р. н. ск. «Гуси-лебеди», ск. «О мёртвой царевне и 7 богатырях» А.С. Пушкина, «Крошечка — Хаврошечка»);
- Луковица ( «Чиполлино» Дж. Родарри);
- Туфелька ( «Золушка» Ш. Перро);
- Календарь ( «12 месяцев» С. Маршак);
- Пирожок (р. н. ск. «Маша и медведь», «Гуси-лебеди»);
- Телефон ( «Телефон» К.И. Чуковский);
- Цветок ( «Цветик-семицветик» В. Катаев, «Аленький цветочек» С.Аксаков, «Дюймовочка» Г.Х. Андерсен).
ВЕДУЩАЯ: Молодцы ребята! Хорошо потрудились! Показали свои знаная и смекалку в этом раунде. Продолжаем игру. 5 РАУНД «Игра со Зрителями». (Участники команд переодеваются для следующего 6 КОНКУРСА). Итак, из данных ответов нужно выбрать правильный.
1. «Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку…». Это сказка:
а. «Репка»
б. «Морозко»
в. «Терёшечка»
2. «Ловись рыбка, большая и маленькая»
а. «Лиса и заяц»
б. «Лиса и журавль»
в. «Лисичка сестричка и волк»
3. «- Я – мышка норушка.
– А я – лягушка-квакушка. А ты кто?»
а. «Зимовье зверей»
б. «Теремок»
в. «Звери в яме»
4. «Хоть пол света обойдешь,
обойдешь, обойдешь,
лучше дома не найдешь,
не найдешь, не найдешь!»
а. «Три медведя»
б. «Три толстяка»
в. «Три поросёнка»
5. «Съешь моего лесного яблочка – скажу!»
а) «Пастушья дудочка»
б) «Золотой петушок»
в) «Гуси – лебеди»
6. «Кто сидел на моем стуле и сдвинул его с места?»
а) «Семь Симеонов»
б) «Три медведя»
в) «Братья – охотники»
ВЕДУЩАЯ: Зрители громко себе аплодируют. И я приглашаю команды для 6 РАУНДА «Вопрос – игра». Инсценировка, выбранной сказки.
Команда «КОЛОБОК»:
Ах, ты гадкий, Ах ты грязный, Неумытый поросёнок! Ты чернее трубачиста,
Полюбуйся на себя: У тебя под шее вакса, У тебя под носом клякса У тебя такие руки,
Что сбежали даже брюки. Даже брюки убежали от тебя.
-Как называется эта сказка? Кто автор? И кого ругали? ( «Мойдодыр», К.И. Чуковский, грязнулю)
-Какие предметы необходимы для соблюдения гигиены? (Мыло, зубная щётка, паста, полотенце)
-Поднимите руки, кто чистит зубы по утрам и делает зарядку? (Дети поднимают руки.)
6. Вопрос – игра.
Команда «Репка»:
И прибежала зайчиха И закричала: «Ай – ай! Мой зайчик попал под трамвай! Он бежал по дорожке,
И ему перерезало ножки, И теперь он большой и хромой, Маленький заинька мой.
-Как называется эта сказка? Кто автор? Что случилось с Заинькой? ( «Доктор Айболит», К.И. Чуковский, зайка не знал правил дорожного движения).
-А сейчас я приглашаю вас поиграть (зрители встают и выходят на середину класса).
Красный свет — прохода нет (стоим на месте)
Ну, а жёлтый – погоди! (прыжок на месте)
А зелёный свет – иди! (шаг вперёд)
(Далее следуют команды: красный, зелёный, жёлтый, красный, жёлтый, зелёный, красный и т.д.)
ВЕДУЩАЯ: Похлопаем самым внимательным ребятам! Пока жюри подводит итоги этого раунда и всего турнира в целом, подумаем и мы, чем обогатил нас этот турнир. (Вспомнили сказки. Рисовали сказку. Проверили себя на сообразительность. Проявили смекалку.) Надеемся, что это путешествие в страну любимых сказок не последнее, и мы обязательно встретимся. Всем хорошего настроения!
ЖЮРИ подводит итоги. Объявляет победителя. Награждение участников команд. Фотографирование.
Автор-составитель: Сиводед Елена Николаевна воспитатель ГБУЗ Московский научно-практический Центр борьбы с туберкулёзом ДЗМ филиал Детское отделение
|