Если вы постоянно думаете о том, что входит в вас, то вы никогда не разовьёте ту способность бытия, которая может преображать вещи. Тогда всё становится поверхностным и нелепым. Истинное — не то, что входит в вас, истинное в том, чтобы помнить, что вы должны преобразить это.
Однажды Шанкара был в Бенаресе, и как-то утром он пошёл совершить ритуальное омовение в Ганге, думая по старому браминскому образцу, что Ганг может его очистить. Когда он возвращался после омовения, один неприкасаемый, шудра, коснулся его. Он очень рассердился и сказал:
— Что ты наделал! Мне нужно вернуться и повторить омовение. Ты осквернил меня!
Говорят, шудра ответил:
— Тогда твой Ганг ничего не стоит, ведь если Ганг очистил тебя — и теперь ты был свежим и чистым, а я коснулся тебя — и ты осквернён, то я более велик, чем твой Ганг.
И шудра продолжал:
— Что ты за мудрец? Ведь я слышал, как ты говорил, будто в каждом существует Единый. Так позволь мне задать вопрос: как прикосновение моего тела могло тебя осквернить? Если это так, значит, моё тело может коснуться твоей души. Но ты говоришь, что тело — это, иллюзия, лишь сон, а как может сон коснуться реальности? И как может сон осквернить реальность? Как то, чего нет, может осквернить то, что есть? Либо, если ты говоришь, что не моё тело, но моя душа осквернила тебя, так как душа коснулась души, тогда почему я не Брахма, и почему я не тот Единый, о котором ты говоришь? Скажи мне, наконец, кто тебя осквернил?
Говорят, что Шанкара поклонился и сказал:
— До сих пор я лишь размышлял о Едином, это была лишь философия. Теперь ты указал мне истинный путь, теперь никто не сможет осквернить меня. Теперь я понял: только Единый существует, и он один и тот же и во мне, и в тебе.
Позже Шанкара очень старался найти этого человека. Он так никогда и не узнал, так и не установили, кем был тот человек.
То, что входит в вас, не может вас осквернить, так как что бы ни входило, оно входит в тело. Никто не может войти в вас, ваша чистота абсолютна. Но что бы ни выходило из вас — оно несёт ваше качество, аромат вашего бытия. Если из вас исходит ненависть, это указывает, что внутри вы больны, если из вас исходит злоба, это показывает, что внутри вы не целостны; если любовь, и сочувствие, и свет исходят от вас, это показывает, что целостность достигнута.