Эрик Берн (1910-1970), влияние на которого идей Дж.Л.Морено отмечается рядом авторов, начал практиковать групповые формы психологической работы в годы 2-й мировой войны вне зависимости от психодрамы и груповой терапии в понимании Дж.Л.Морено. Первоначально эта работа строилась как беседы с группами военнослужащих относительно вреда использования алкоголесодержащих веществ. Собственно теоретические и психотерапевтические идеи, послужившие основой трансакционного анализа как такового, сформировались к 60-м годам, причем не были первоначально позитивно восприняты профессиональным сообществом. При этом Э.Берн проанализировал и свой опыт в качестве участника и наблюдателя сессий различных терапевтов группового направления, в том числе побывал на нескольких сессиях Дж.Л.Морено . Основное внимание Э. Берна обращено к межличностной жизни индивида. В основе трансакционного анализа лежит представление о том, что жизнь человека в том виде, в каком она складывается в межличностных взаимодействиях вербального и невербального плана (трансакциях), а также жизненный путь личности (без использования этого термина) определяется сценариями - своего рода программами, складывающимися в детстве в результате повторяющихся в структурно-содержательном плане родительско-детских интеракций. Убеждение Э.Берна относительно фатальной предопределенности психологического пути человека детским опытом, неоднократно подвергавшиеся критике - в том числе со стороны его последователей - и родственные представлениям А.Адлера об общих закономерностях формирования жизненного стиля, аналогичны идеям Дж.Л.Морено относительно консервированных ролей. Само представление о сценарии могло бы послужить основанием для предположения о заимствовании психодраматических идей, однако - с учетом отсутствия отчетливых указаний на это у Э.Берна - мы считаем это недостаточно обоснованным, тем более, что аналоги можно найти не только в идеях Дж.Л.Морено, но, к примеру, в персонологии Г.Меррея (так называемые сериальные темы). Общность или сходство терминологии в концепциях Дж.Л.Морено и Э.Берна обманчивы. Наиболее очевидно это проявляется в использовании центрального для того и другого понятия игра: для Дж.Л.Морено игра - проявление спонтанности и креативности, т.е. сущностного человеческого, роднящего с Божественным творчеством; для Э.Берна игра - серия скрытых трансакций, направленная на выигрыш в виде определенного эмоционального состояния и осуществляющаяся за счет проигрыша другого. Равным образом мы не считаем возможным утверждать кажущуюся достаточно очевидной параллель между ролевой теорией Дж.Л.Морено и идеями Э.Берна относительно трех эго-состояний (Родитель, Взрослый, Дитя), с позиций которых осуществляются трансакции, в связи с тем, что у Берна эти эго-состояния выступают не в качестве обозначений ролевых позиций, а как реальные структурные элементы личности, находящиеся в динамических взаимоотношениях.
Таким образом, в теоретическом отношении общность концепций Дж.Л.Морено и Э.Берна ограничивается вниманием к межличностным отношениям, представлениями о фиксированных - и могущих быть неадаптивными или деструктивными - формах бытия, в этих отношениях складывающихся.
Э. Берн, основываясь на наблюдении некоторых демонстраций психодрамы, осуществленных Дж.Л.Морено, следующим образом обозначает связь транзактного анализа и психодрамы.
Психодраматист дает клиенту возможность вновь пережить часть его жизненной истории - транзактный аналитик рассматривает то, что происходит спонтанно во время групповой встреч, как полное или частичное воспроизведение жизненного сценария не в символической - подчеркивает Э.Берн - форме, а в форме реальных взаимодействий.
В транзактном анализе возможны постановки, аналогичные психодраматизации.
Сходство с психодрамой наблюдается в тех случаях, когда катектируются эго-состояния терапевта с целью катектирования эго-состояний клиента.
Эго-состояния не являются ролями. Вместе с тем, в различных эго-состояниях возможно исполнение ролей, обозначаемых через другие эго-состояния.
Различные эго-состояния клиента могут катектироваться посредством разыгрывания ролей.
Психотерапевтические аспекты той и другой концепции сходны в следующих отношениях.
Та и другая ориентированы на расширение возможностей самопознания и взаимодействия. В терминах Дж.Л.Морено это означает расширение ролевого репертуара, в терминах Э.Берна - пересмотр сценариев. В том и другом случае имеет место групповая терапия, с активным использованием проработки межличностных взаимодействий и моделированием коммуникативных ситуаций. В том и другом случае в качестве материала для проработки выступают как взаимоотношения вне группы, так и непосредственные внутригрупповые межличностные отношения.
Вместе с тем наиболее явным различием выступает то, что трансакционный анализ представляет собой директивную терапию, в ходе которой осуществляется обучение трансакциям с позиции Взрослого. Психодрама же - при несомненной возможности использования психодраматических техник в директивном плане - исходно представляет недирективную психотерапию, ориентированную на инсайт исходя из признания уникальности субъективной ситуации протагониста и не допускающую ее оценки и интерпретации.
Источник: Гриншпун Игорь Борисович. "Идеи Джекоба Леви Морено в контексте развития западноевропейской и североамериканской психологии ХХ столетия" // Диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук // На правах рукописи
|