В некотором царстве, в некотором государстве, где уровень жизни был достаточно высок, и на службе у людей было электричество, жили люди, в большинстве своем невежественные в этом отношении, ибо знания об электричестве были доступны лишь немногим, посвятившим свою жизнь электричеству — истинным электрикам.
Так вот в одном доме в коммунальной квартире жили три семьи. Глава первой семьи был электриком со стажем. Он со своей семьей недавно переехал в эту квартиру. Глава второй — атеист, абсолютно не веривший в теорию о существовании тока, несмотря на то, что ежедневно пользовался его плодами: светом, телевизором, электроплитой, радио и т.д. Ну, а третий сосед — верующий — был полной противоположностью второго. Он не только слепо верил в электричество, но и поклонялся ему. В углу своей комнаты, возле розетки, он даже устроил алтарь, на котором зажигал благовония и у которого пел хвалебные гимны и возносил молитвы розетке, как источнику тока.
Надо сказать, что, несмотря на то, что воззрения атеиста и верующего относительно тока расходились, т.к. у них не преподавали в школе физику, они все же были дружными соседями. В выходные, по вечерам, особенно, когда на улице было холодно или шел дождь, они собирались на кухне за чашкой чая и непременно заводили разговоры об электричестве, и естественно, что каждый выражал свое отношение к нему.
Атеист говорил, что электричества нет, потому что его никто не видел и что все это предрассудки, суеверия и пережитки прошлого. А верующий говорил, что оно существует, и что надо в него верить и прославлять его, ибо оно может разгневаться и поразить нас своим электрическим гневом. Потом они расходились, чувствуя сочувствие друг к другу, и считая другого чудаком. Так было и на этот раз. Электрик сидел рядом, и улыбался, молча, слушая их детские разговоры, ведь он знал, что электричество существует, и как с ним нужно обращаться, потому что каждый день имел с ним дело. Когда атеист и верующий не договорились, они обратились к электрику и просили рассудить их или высказать свое мнение.
Электрик сказал:
— Ну, раз вы хотите, я расскажу вам о моем отношении к току. Я не верю, что он существует.
Тут верующий и атеист недоумевая переглянулись, а электрик продолжал говорить:
— Мне не нужно верить, я просто знаю, что оно существует, ибо во всем вижу его проявление, и я очень благодарен ему и очень ценю его, хотя оно ничего из этого не требует.
Имея дело с электричеством, главное знать, как оно действует, по каким законам, ибо в противном случае, оно действительно может повредить человеку, не соблюдавшему правила обращения с ним. Он только собрался начать рассказывать об этих правилах, как верующий резко встал и выбежал из комнаты. Электрик и атеист удивленно переглянулись, а через секунду верующий уже вбегал с ручкой и тетрадкой, чтоб все записать и ничего не пропустить. Вдруг в комнате раздался взрыв смеха, а верующий ничего не понимая, стоял, оглядываясь на покатывающихся со смеху соседей.
— Да зачем же тебе тетрадь, — улыбаясь, спросил электрик. — Ведь для вас главное понять, что и как действует, а конспектировать и дословно запоминать не надо. Я вам расскажу самое простое, лишь то, что необходимо в вашей повседневной жизни, я не буду вдаваться в дебри электротехники и рассказывать об устройстве сложнейших приборов.
Наконец смех умолк, и верующий смущенно сел за стол, приготовился записывать все, что собирался говорить электрик.
— Я попытаюсь рассказать вам все, как можно проще, — сказал электрик. — Но запомните, что, с того, кто знает и не исполняет, спрашивается вдвойне. Ну, как, вы согласны?
— Да, — сказали соседи не задумываясь, ибо атеист скептически относился к таким вещам, а верующий был слишком возбужден перспективой получить новую информацию о токе.
И он начал свой рассказ. Долго разговаривали они, до поздней ночи, а верующий все записывал. Но мало что дал этот разговор. Атеист ушёл, все еще сомневаясь. Он махнул на все это рукой и даже не удосужился разобраться, прав ли был электрик. А верующий — наоборот принял все слепо на веру, но знание это нисколько не изменили его. Он заучил правила, сообщенные электриком, и читал их, кланяясь у розетки, так и не вникнув в их смысл. А через некоторое время, жизнь преподнесла им такую ситуацию, в которой они могли бы применить, полученные знания.
У них в коридоре испортился выключатель, и атеист с верующим решили сами попробовать починить его. Атеист пошел за инструментами, а верующий побежал в свою комнату, стал на колени перед розеткой с алтарем и красиво, с выражением прочитал инструкцию, записанную со слов электрика. Он даже не подумал, что все это надо исполнить. И вот, через несколько минут они собрались в коридоре и приступили к работе. И конечно, из-за того, что они не соблюли правил, сообщенных им электриком, их ударило током. Раздался треск и крики, и во всем доме сразу же стало темно. Соседи повыскакивали из своих квартир, чтобы узнать, что же случилось, и увидели в задымленном коридоре лежащих на полу и корчившихся от боли горе-электриков. Вскоре приехала скорая помощь и забрала их.
Когда электрик вернулся домой, соседи все ему рассказали, и он решил пойти проведать больных. Придя в больницу, он узнал, что они сильно пострадали, но врачи прогнозировали относительно скорое выздоровление. Когда он зашел в палату, верующий начал причитать, говоря: «За что? За что такое наказание? Я же совершил все обряды поклонения. За что же ток разгневался на меня?» Тут он заплакал. А атеист сказал, что это все случайность. Электрик подошел к верующему и попытался успокоить его, что вскоре ему удалось.
Потом он начал расспрашивать их, как же это произошло. Они все подробно рассказали, причем верующий не преминул пустить слезу.
Ребята, неужели вы так и не поняли, что, работая с электричеством, нужно соблюдать правила, о которых я рассказывал вам? Оно никого не наказывает, ведь оно не человек и ни к кому предвзято не относится. Соблюдая правила, вы были бы целы и невредимы. Ему не нужны ваша вера или безверие, а так же ваше поклонение и молитвы. Единственное в чем вера может помочь вам — это признать существование тока, познать его закономерности и предать решимость исполнять их.