Один молодой человек сказал аббату монастрыря:
- Мне очень хотелось бы стать монахом, но я еще не научился ничему важному в жизни. Единственное, чему научил меня мой отец, - это игре в шахматы, а она не годится для святой жизни. Кроме этого меня учили тому, что любая игра - порок.
- Игра может быть пороком, а может быть и развлечением, и кто знает, возможно наш монастырь нуждается в небольшом количестве того и другого. – таков был ответ.
Аббат попросил шахматную доску, позвал одного монаха и приказал ему сыграть с юношей. Но перед тем, как началась игра, он добавил:
- Даже при том, что мы нуждаемся в развлечении, мы не можем позволить, чтобы все здесь теряли время, играя в шахматы. Так что мы оставим у себя только лучшего игрока; если наш монах проиграет, он уйдет из монастыря и освободит место для тебя.
Аббат говорил серьезно. Юноша понял, что эта партия решит его судьбу, и его прошиб холодный пот; шахматная доска превратилась для него сейчас в центр вселенной. Монах начал проигрывать. Юноша провел нападение, и вдруг увидел святость во взгляде своего противника, и, начиная с этого момента, начал играть заведомо плохо. В конце концов он предпочитал проиграть, потому что монах мог быть полезным миру.
Аббат вдруг сбросил доску на пол.
- Ты знаешь намного больше того, чему тебя учили – сказал он. – Ты сосредоточился на победе, был способен сражаться за то, чего желал. И не смотря на это, ты проявил сочувствие и готовность к самопожертвованию во имя благородной цели. Добро пожаловать в монастырь, потому что ты умеешь совмещать дисциплину и милосердие.