Я хотел умереть.
За окном расстилалось серое небо, серый город, улица шумела, как растревоженный муравейник, люди суетились, их фигуры сливались в сплошной поток, мчались, быть может, сами не зная куда. Зачем все это? А зачем я?
Когда-то и я шел – но все дороги привели в тупик. Я бежал, спотыкался, падал и поднимался вновь, замедлял шаг, чтобы оглядеться, но нигде не находил то, что искал. Я размышлял и не мог понять. Я спрашивал и не получал ответа.
Я поднял взгляд к небу. Слова не шли на ум, и заговорило сердце:
"Создатель… Ты ведь слышишь. Я не убью себя – это грех, но у меня нет сил жить. У меня нет ничего. Нечем дорожить, не к чему стремиться, нечего бояться. Если моя жизнь нужна Тебе – подай знак, ибо сам не могу понять, что должен! Сколько раз думал, что понял – столько ошибался… Если не нужна – прошу Тебя, отними ее!"
Мир померк в одно мгновение. Тьма обернула черным покрывалом, непроглядный мрак раскрыл объятия. Я посмотрел вниз – и не увидел тела. Я вгляделся во тьму – и ослеп от вспыхнувшего света.
"Ты пришел, чтобы узнать истину. Лишь этот путь ведет ко Мне."
Голос звучал в сиянии мириад звезд, что разрезали черный бархат тьмы, голос доносился отовсюду и насквозь пронизывал мою душу. Я оборачивался, вглядывался в светила, созвездия, облака звездной пыли, но не мог увидеть Того, Кто говорил.
- Где же Ты, Создатель?
- Я – в людях и зверях, травах и деревьях, в небе и земле, в огне и воде. Я – свет солнца, звезд и луны, Я – путь планеты вокруг светила. Я – в бескрайней бездне, Я – в мельчайшей пылинке. Я – все, что было, есть и будет.
Великая мощь Его повергла душу в трепет и восхищение, но страха не было, ведь я – частица Его. Если достоин, то пребуду с Ним в Вечности, если буду отвергнут и сброшен в небытие, в том лишь моя вина.
- Создатель…
- Зови Меня, как желаешь. Имена не меняют суть.
Звезды закружились, сверкающая спираль стремительно помчалась сквозь пространство, сила, которой невозможно противиться, подхватила меня. Звезды гасли и вновь рождались, от иных отделялись планеты. У небольшой, но яркой желтой звезды разглядел я девять планет, на третьей сквозь пелену облаков – океаны, равнины и горы. Полет замедлился, я различил, что на планете ни единого города, не видно кораблей, самолетов, ничего, что сделано руками человека. Там, где я помнил небольшие горы, подпирали облака снежные вершины, там, где помнил пустыню, шумел лес.
Планета приблизилась так, что я разглядел зверей и птиц. Вот на одном из деревьев обезьяна протянула лапу к сочному, румяному плоду. Я не успел разглядеть, что случилось после этого – увидел под деревом уже человека. Полудикий, обросший шерстью, но уже с разумом во взгляде, он растерянно озирался, смотрел на мир с тревогой и страхом.
- Свершилось то, что задумано, - молвил Создатель без печали. – Утрачен рай неведения. Человек познал Добро и Зло, но не Бессмертие. Он познает тяжкий труд, страх старости и смерти. Тебе жаль его?
- Ничуть, Создатель, - ответил я, - он обрел больше, чем утратил… хотя, быть может, не постиг обретенное до конца. Что есть Добро, а что – Зло, Создатель?
- Добро для человека – выполнять труд, для которого рожден, помогать в труде другим, думать о душе, развивать ум, давать пищу телу, не разрушать его чрезмерностью. Зло – разрушать свои душу, ум и тело, совращать с верного пути других, избегать труда.
Я взглянул на землю. По лесу бродили уже несколько десятков людей – одни собирали плоды, другие стреляли из луков в животных, иные мастерили из кости и камня, строили шалаши из шкур. В центре поселения человек тер куски дерева друг о друга, пытаясь добыть огонь.
- Лишь труд может возвысить человека. Лишь тот, кто понял, в чем его назначение на земле, и исполнял его, обретет вечность. Лишь человек, исполняющий свое назначение, счастлив. Земные блага не приносят счастья. Тот, кто идет по дороге с тяжелой ношей, страдая от зноя и жажды, но знает, куда ведет его дорога – богаче того, кто проезжает мимо в роскошной машине, не зная, куда едет и зачем.
Великая мудрость крылась в этих словах, но я воскликнул в изумлении:
- Почему же я предстал пред Тобой, Создатель? Почему оказался достоин чести, ведь так и не понял своего назначения на земле?
- Недостоин тот, кто не ищет. Тот же, кто ищет смысл, всегда найдет – кто в юности, кто позже.
Приняв это как ответ, я вновь смотрел на землю. Люди расселились по земле, строили города, избирали старших над собой. Вынужденные вместе устраивать свою жизнь, они по-разному представляли то, что лучше для всех, из-за этого ссорились, озлоблялись друг против друга, иногда дрались и убивали.
- Создатель, - обратился я к Тому, Кто наблюдал за этим беспристрастно, - быть может, зло происходит от того, что люди вынуждены жить стадом, как овцы? Что, если только одиночество дает человеку проявить лучшие черты?
Когда ответил Он, в голосе звучал укор:
- Ты сам не ведаешь, что говоришь. Если лучше человеку одному, не дал бы Я ему возможности рождать себе подобных. Люди рождаются разными, чтобы выполнять разный труд и помогать друг другу совершенствоваться. Бывает, что людям тяжело понять друг друга, но нужно к этому стремиться. Чтобы жить в согласии с людьми и Мной, достаточно соблюдать десять правил.
Первое: нет путей, кроме пути ко Мне и прочь от Меня.
Второе: все проходит, и все меняется. Не ищи на земле вечных истин.
Третье: исполняй сам то, что можешь, не взывай ко Мне понапрасну.
Четвертое: будь опорой тем, кто идет с тобою одним путем.
Пятое: чти отца и мать, заботься о детях, чтобы не угас род.
Шестое: убивай, чтобы защитить себя и близких, но не иначе.
Седьмое: плати за все цену, что надлежит.
Восьмое: не суди, прежде чем узнаешь истину.
Девятое: не разрушай себя, повинуясь животным желаниям.
Десятое: желай большего – не для тела, но для духа.
- В древней книге записано подобное, - вспомнил я, - но все же иное.
- Изменится ли вода, если налить ее в другой сосуд? – вопросил Создатель. – Всем говорю Я одно, но люди облекают в разные слова.
На земле войска сходились на полях сражений, реками лилась кровь, солдаты врывались в города, падали под мечами женщины и дети, уцелевшие бродили в развалинах, обезумев от ужаса, звали павших близких. Города и деревни вымирали от холода, голода, болезней, а люди в других странах, до которых доходила весть об этом, равнодушно пожимали плечами или злорадствовали, радуясь, что жребий миновал их.
Необъятное горе и боль всей земли рвали душу на части, вскрикнул я, себя не помня:
- Просты заповеди – почему же их не соблюдают?! Почему поступают наоборот – предают друзей, жалеют кусок хлеба для престарелых родителей, бросают детей, развратничают, воруют и навязывают другим свою волю? Неужели человеческая природа – зло?
- Нет ни тени без света, ни света без тени, - отвечал Создатель. – У любой вещи две стороны. Яд может лечить, лекарство может убить. Так и человек может обратить свои силы и на зло, и на добро. Одни от рождения более склонными ко злу, другие – менее, но нет заслуги в том, чтобы родиться беспорочным. Лишь преодолевая зло в себе, человек становится на путь совершенства.
- Но почему из-за тех, кто предался злу, должны гибнуть те, кто не виновен ни в чем?! Почему ты не защитишь их, Создатель?
- В силах человека предотвратить их гибель, устроив жизнь на земле мудро и справедливо. Я не вмешиваюсь в то, что человек должен делать сам. Гибель тела не так страшна – куда страшнее мертвая душа в живом теле. А душу погубить может только сам человек.
Я видел, как мир становится сытым и спокойным, как прекращаются войны, как страны сливаются в единое государство. Видел прекрасные здания, статуи и картины, великие достижения мысли, видел совершенный внешний облик самого человека, но под красотой тела таилась заживо гниющая душа, под самой совершенной плотью проступало ее тление и отравляло зрелище. И услышал скорбный голос, которым говорило все сущее:
- Самый страшный грех, в который может впасть человек – решить, что его путь пройден до конца. Возомнить, что достиг совершенства. Что дальше и выше нет ничего… Нет Меня.
- Ты наказываешь их, Создатель?
- Зачем? Наказывают себя сами. Воображают, что на вершине, а с вершины можно идти только вниз. Так гибнут великие государства и народы.
Я видел, как страдают люди этой совершенной, на первый взгляд, эпохи, не находя в жизни смысла, как в беспамятстве рушат все, что создали поколения предков. Видел, как страдает живое тело, вынужденное носить мертвую душу, как призывает к себе болезни, неуязвимые для лучших лекарств. Видел, как люди дурманят себя мерзостными снадобьями, чтобы загасить искру разума, извергнуть плод познания, тщетно пытаясь вернуться в рай (тщетно – ибо нет для человека рая на земле, есть лишь жизнь в стремлении к совершенству и жизнь без цели), дурманят и убивают себя, лишь бы не слышать неумолимый голос, вопрошающий:
- Так ли ты живёшь, как должно? Достойна ли твоя жизнь человека?
- Можно ли этого избежать, Создатель?
- Можно, если не останавливаться в пути. Цени то, чего достиг, но всегда помни, что можешь и большее.
Увидел я и то, как среди хаоса, что поглотил великую страну, родились новые народы, как собрались вместе, мечтая возвести Башню до небес. День и ночь стучали молоты, этажи Башни росли выше и выше, камень сверкал на солнце, как знамя победы, но конец строительства был бесславен.
- Эти люди не останавливались и желали большего, - сказал я, замирая от собственной дерзости. – Мечтали встать вровень с Тобой, но потерпели неудачу…
Небо и звезды вздрогнули от Его смеха.
- О, если бы так! Они мечтали обрести могущество богов, оставаясь животными, а это совсем не то. Они строили Башню из алчности и тщеславия, а не из желания познать Меня и совершенствовать себя, потому были обречены.
Душа моя вновь замерла, прежде чем задать вопрос:
- Создатель… а может ли человек сравняться с Тобой?
Ответил Он не в гневе, но ласково, как неразумному ребенку:
- Помысли сам: для чего человеку дано было познание Добра и Зла? Для чего ждет своего часа плод Бессмертия?
Я молчал, не зная, что сказать. Я не привык раздумывать над подобным, принимал на веру то, что сказано или написано другими…
- Ты вернешься и расскажешь все, что видел и слышал.
Глаза моей души уже видели родной город, улицу, дом, комнату, где, приникнув к стеклу, скорчилось на подоконнике мое тело.
- Да, Создатель… Прошу, скажи последнее: что ждет человечество в будущем?
- Великие потрясения, войны и смуты. И настанет день, когда каждый сделает выбор между жизнью духа своего и жизнью плоти. Немногие изберут дух, и Я буду с ними, прочих же оставлю. Уже летит сквозь пространство огненная гора, что уничтожит землю. Я мог бы изменить ее путь, но не сделаю этого. В силах человеческих ныне спасти себя самим, а Я не помогаю в том, что может сам человек.
Я ощутил Его грусть, но вместе с тем надежду, веру в разум и дух созданных Им – и через миг очнулся возле окна. Гигантский муравейник города все так же шумел, сияние звезд и неземной голос медленно покидали сознание. Неужто привиделись во сне?
Что нового скажу я? Все сказано давным-давно, только другими словами, но если такова воля Создателя… Быть может, мой рассказ поможет кому-то. Путь один, он лишь дробится на множество тропинок. Если в конце пути ждет то же – не все ли равно, по которой идти?