Эпиграф
Многие люди полагают, что они думают, в то время как они просто пересматривают свои предрассудки.
(Уильям Джеймс, 1842-1910, американский философ и психолог)
Мой дедушка славился строгостью и крутым нравом. Еще он был ужасно упрям и абсолютно уверен в себе. Насколько нам известно, у него вообще не было чувства юмора, и поэтому то, о чем повествует эта история, вовсе не было поводом для шуток по крайней мере над ним.
В конце 30-х годов дедушка с бабушкой посетили Большой Каньон. В день из приезда стоял туман — обычное явление для тех мест. Они решили подождать до следующего утра, но туман так и не рассеялся. Терпение тоже не входило в число добродетелей моего дедушки. Он отказался ждать дальше, велел бабушке собираться, они сели на поезд и уехали в Калифорнию.
С тех пор много лет дедушка всем рассказывал, что хваленый Большой Каньон — просто ловушка для туристов. Он видел его своими глазами, и ничего особенного в нем нет. Мы пытались показывать ему фотографии, но он только отмахивался и заявлял: "Нет! Это — часть ловушки. Они показывают вам красивые фотографии, а потом вы туда приезжаете и видите совсем другую картину".
Урезонить его было невозможно. В конце концов, мы сдались и просто старались не упоминать при нем о Большом Каньоне.
Потом бабушка умерла, и дедушка женился снова. Уж не знаю, как ей это удалось, но его новая жена уговорила дедушку снова отправиться к Большому Каньону. На этот раз они приехали в прекрасный солнечный день, перед ними открылся захватывающий вид, и дедушка был в восторге. Он зашел в сувенирный магазинчик, купил открытку с изображением Большого Каньона и написал моим родителям: "Дорогие Нэнси и Пол! Большой Каньон очень изменился. Целую, Амос".
ВОПРОСЫ ДЛЯ РАЗМЫШЛЕНИЙ
- Чем вы сами или кто-то другой напоминаете дедушку из этой истории?
- Не слишком ли негибко ваше мышление? В чем?
- Как вы могли бы увидеть вещи по-другому?
- Есть ли что-то или кто-то, кого вам не мешало бы "посетить еще раз"?
- Есть ли что-то или кто-то, кого вы можете увидеть в более позитивном свете?
- Как вы могли бы "рассеять туман"? - Открыты ли вы мнениям других людей?
- Не позволяйте ли Вы негибкости и упрямству заслонять вам прекрасный вид?
Эпилог
Суждение можно опровергнуть, предубеждение – никогда.
(Мария фон Эбнер-Эшенбах, 1830-1916, австрийская писательница)