В настоящее время является важным признать, что синдром профессионального выгорания не только существует, но что ему подвержено существенное число специалистов, работающих в помогающих профессиях. Это в свою очередь означает, что разработка мер профилактики профессионального выгорания является чрезвычайно важной.
Специалист, страдающий от синдрома выгорания, неспособен вести эффективную профессиональную деятельность и поддерживать здоровые межличностные отношения, как в семье, так и в рабочем коллективе. Таким образом, профилактика профессионального выгорания будет вести не только к сохранению психического и физического здоровья специалистов, не только будет увеличивать эффективность их профессиональной деятельности, но и оздоровлять сообщество в целом.
Первым этапом для разработки мер профилактики является описание и рассмотрение трех основных факторов профессионального выгорания: внутриличностных механизов выгорания, межличностных механизмов выгорания и внешних (социальных, культуральных) факторов, способствующих развитию выгорания.
Авторы тезисов хотели бы предложить профессиональному сообществу подход, в котором они используют концепции транзактного анализа для описания и понимания внутриличностных и межличностных причин, ведущих к профессиональному выгоранию.
В частности, авторы использовали концепцию Тайби Калера о драйверах и драйверном поведении, концепцию Стефана Карпмана о «Драматическом Треугольнике», концепцию проницаемости личностных границ Мюриэл Джеймс, концепцию Игр Эрика Берна и собственные оригинальные представлениях о связи сценарных стратегий с Я-концепцией, а также представления и переносе и контпереносе, представления о рестимуляции проблемы.
Причинами развития синдрома выгорания у специалистов помогающих профессий являются особенности структуры личности, использование стереотипных рабочих стилей и ограничивающих представлений о себе, других людях и качестве жизни.
Специалисты, которые имеют низкую самооценку, неясную Я-концепцию, имеют более проницаемые границы личности, следовательно они наиболее подвержены влиянию внешних стрессовых ситуаций. Например, когда им приходится выслушивать клиентов о психотравмирующих ситуациях, таких, как суицид, горе, траур. Или когда им приходится сталкиваться с клиентами, находящимися в неадекватном состоянии (алкогольное, наркотическое опьянение или психическое расстройство), иметь дело с угрозой, агрессией или гневом, взаимодействовать с клиентами, имеющими тенденцию к проявлению пассивности, к перекладыванию ответственности на консультанта. В этом случае они впускают в себя негативные эмоции, проявляя стереотипное эмоциональное отреагирование (контрперенос), выходят из контакта с клиентом и погружаются в свой личный внутренний процесс.
Другой фактор выгорания связан также со стереотипными установками специалиста, определяющими его профессиональный рабочий стиль. Например, стремление к перфекционизму. Эта позиция отражает условное, ограничивающее убеждение о себе - я хорош, пока я не делаю ошибок. Специалисты, имеющие данный рабочий стиль, чувствуют себя хорошо лишь до тех пор, пока они выполняют свою работу без ошибок. Однако выполнение данного условия на протяжении длительного отрезка времени невозможно, поэтому специалисты, имеющие данный стереотип поведения, находятся в группе риска.
В свою очередь стереотипные поведения (драйверы) опираются на ограничивающие убеждения по поводу себя, других, качества жизни (контаминации).
Один из межличностных механизмов выгорания - это взаимоотношения, которые в теории транзактного анализа называются психологическими играми. Эти отношения эффективно анализируются при помощи Драматического Треугольника Карпмана. В треугольнике существуют три роли, но для проигрывания всех ролей достаточно двух участников. Преследователь – выставляет границы и контролирует жестко, принижая своего партнера. Спаситель – выглядит на первый взгляд более позитивно, поскольку он осуществляет заботу, но осуществляет ее таким образом, что партнер чувствует себя не способным что-либо выполнить самостоятельно. Жертва – манипулирует как Спасителем, так и Преследователем, вызывая своей беспомощностью жалость или раздражение. В процессе взаимодействия все участники меняются ролями и обмениваются неприятными чувствами, такими, как беспомощность, гнев, вина, стыд и др., которые не способствуют разрешению ситуации и дают лишь временное облегчение после их выплескивания (разрядки).
К сожалению, объем тезисов не позволяет изложить все концепции, используемые авторами для описания и анализа синдрома профессионального выгорания. Авторы надеются представить их на конференции в рамках устного сообщения.
Сведения об авторах: Соболева Е.С. практический психолог, член Санкт-Петербургского объединения транзактного анализа, филиала Европейской ассоциации Транзактного Анализа, PTSTA(P) Соковнина М.С.,- психолог, член Санкт-Петербургского объединения транзактного анализа, филиала Европейской ассоциации Транзактного Анализа
Опубликовано в сборнике: Ананьевские чтения – 2004. Материалы науно-пратической конференции «Ананьевсие чтения -2004» / Под ред. Л.А.Цветковой, Г.М. Яковлева. – СПб.: Издательство С.-Петербургского университета, 2004. – 687 с., стр. 499-500.
|