Формирование агрессии и работа с ней

Автор: Жаркова Л.Г.   

Человек – самое агрессивное и сексуальное существо на земле. Это известно. Об агрессии, когда она воспринимается только как зло и разрушение в общественной жизни, написано и показано очень много. В повседневной жизни мы видим достаточно тому примеров. Соприкосновение с агрессией, как правило, рождает тоже агрессию. И только в случаях, когда, с нею сталкиваются эмоционально зрелые личности, психологические защиты которых сформированы, она нейтрализуется. Как реку рождают маленькие ручейки, так и агрессия не возникает вдруг, а формируется в определенных условиях. В этой статье я рассматриваю момент зарождения агрессии, и ее место в психотерапии.

Лапланш и Понталис в своем словаре дают определение агрессии: « Тенденция или совокупность тенденций, проявляющихся в реальном поведении или фантазировании, цель которых заключается в том, чтобы повредить другому человеку, уничтожить, понудить к каким- либо действиям, унизить его и пр. Агрессия может выражаться не только в прямом действии разрушения или насилия. Любое поведение, как негативное (например, отказ от помощи), так и позитивное, символическое (например, ирония), при действенном осуществлении может выполнять функцию агрессии. Психоанализ придает агрессивности все большее значение, показывая, как рано она включается в развитие субъекта, и выявляя сложную картину ее связей с сексуальностью и противостояние ей. Эта эволюция идей приводит к попыткам обнаружить в основе агрессивности единый субстрат всех влечений – влечение к смерти».

Как рано? С первых недель жизни. «Взаимодействия младенцев и матерей указывают на то, что в течение первых недель жизни происходит активация когнитивного потенциала младенца и аффективного поведения. Аффекты любви и ненависти обогащаются, модулируются, становятся более сложными. Затем, в процессе развития, они консолидируются в либидо и агрессию… Аффекты – это строительные блоки, или образующие, влечений». ( О. Кернберг).
Системы морали, идеи наказаний, которые часто направляются против себя – это влияние жесткого Супер-эго. Это самая мягкая форма ненависти. Более жесткие я не рассматриваю в этой статье.

Много написано и сказано о материнской депривации и ее губительном влиянии на ребенка. Но эта проблема существует сегодня, как существовала всегда. Я считаю, что именно депривация лежит в основе очень многих социальных бед, в том числе и агрессии. В периоды экономической депривации материнская депривация значительно усиливается, обостряется. Это то, что происходит в обществе сегодня. Ребенок является последним звеном в этой трагической цепочке детерминизма. И его психика ищет выход. И находит. В антисоциальном поведении, побегах из дома, заболеваниях, в зависимом поведении (наркотики, алкоголь, игры). Растет количество отказных детей в домах ребенка.

Психологи знают, что ощущение «какой я» ( любимый, принимаемый родными и близкими, или нет) складывается раньше, чем «кто я». Таким образом, самой важной внутрисемейной связью оказывается связь мать-ребенок. Именно она становится первым социальным зеркалом для Я. Материнская любовь и забота в младенчестве - фундаментальная основа развития самоидентичности и доверительного отношения к другим. Нельзя забывать и роль отца. Диадные отношения очень быстро переходят в триадные. Когда этот баланс нарушен, то возникает, фрустрация и желание избавиться от нее.

Чтобы избавиться от агрессивного, травмирующего объекта, существует три варианта.

1. Уничтожить объект. Этот вариант для ребенка труднодоступен, так как ребенок мал и не имеет достаточной физической силы. И тогда «уничтожаются» игрушки, вещи, значимые предметы и отношения.

2. Слиться с объектом. Этот вариант - «идентификация с агрессором», стать таким же жестоким, бессердечным, уничтожающим. И тогда сам страдающий объект выбирает из двух зол: быть атакующим или атакуемым. Он выбирает первое, что бы выжить, а не потому, что это нравится. Этакая мимикрия: «Если я такой же, то не так страшно».

3 .Удалиться от объекта на недосягаемое расстояние. Изоляция физическая или психологическая. Третий вариант мы видим, когда дети бегут из дома или в виртуальную реальность. И здесь встречаем ПК. Общение с компьютером безопасно. А это ощущение – базовое, и его хронически не хватает! Поэтому увлечения компьютерными играми приняло такой размах. Общение с компьютером – уход от травмирующей действительности. Компьютер не ударит, не упрекнет, не накажет за ошибку и не будет насмешлив и высокомерен, если что-то неправильно сделаешь. Он не скажет: «Отстань! Мне некогда!» Он всегда рад встрече и готов к общению. С ним ребенок не чувствует себя ненужным, отвергнутым, лишней помехой. Играя, ребенок чувствует себя героем, суперменом. Он добирает те чувства, которых ему не хватает в жизни: чувства своей значимости. Именно чувства. Об интеллекте и его развитии – это совсем другой вопрос. Этим вопросом озабочены и родители, и учителя. А сфера чувств остается «беспризорной».

Много нареканий, что дети сегодня не читают. Тем более стоит отметить огромный интерес к книгам Ролинг и их герою Гарри Поттеру. Эти книги читают. Почему? Ролинг - хорошо знает детскую подростковую психологию, и ее герой востребован, т.к. дети в нем узнают себя.

Гарри – сирота. Родственники, с которыми он живет, «ненавидят и презирают» то, что любит он, а ему «рады… как жуку-древоточцу», «валили на него всю вину за все неполадки в доме. …Гарри никогда не испытывал к ним доверия и не рассказывал о своей жизни в волшебном мире. …На самом деле ему хотелось (в чем он стеснялся признаться даже самому себе) иметь хоть кого-то наподобие родителей – взрослого волшебника, у которого можно было бы спросить совета, не боясь при этом выглядеть идиотом, кого-то, кто поддержал бы его…»

Знакомо? Кстати, взрослые тоже с удовольствием читают эти книги. Идентифицируясь с героем, читатели получают прекрасную библиотерапию, переживая те чувства, которых им так порой не хватает.

Что же происходит с аффектом в жизни? Существуют четыре основных пути.

1) Аффект может быть направлен в тело, но наружу. Это отреагтрованный аффект. Он проявляется криком, физическим действием.
2) Аффект может быть направлен в психику наружу. Это отреагированный аффект Он проявляется в чувствах (слезы, смех).
3) Аффект может быть направлен в психику во внутрь. Это не отреагированный аффект. И тогда неврозы. Получаем аутоагрессию.
4)Аффект может быть направлен в тело, во внутрь, вследствии длительно действующего и не разрешаемого конфликта. Это не отреагированный аффект. И тогда мы получаем психосоматические заболевания ( язвы желудка, двенадцатиперстной кишки, ишемическую болезнь сердца, бронхиальную астму и др.) Получаем аутоагрессию

Итак, 1 и 2 варианты ведут на стадионы, дискотеки, в театры и т. п. Это в лучшем случае. Худшие – не рассматриваю. Они и так хорошо известны.
3 и 4 варианты ведут к врачам и психотерапевтам.

Для того, что бы открыть канал агрессии, нужен кто-то, кто находится с человеком в эмпатийной связи. Это может быть кто-то из родителей, близкий человек или психотерапевт. Задача психотерапевта перенаправить агрессию, дать ей выход в ситуации, не разрушающей пациента. Это сложно, и требует определенной подготовки от терапевта. Фактически надо заполнить дефицит принятия, безопасности и любви, недополученной человеком в детстве. Именно любви, а не секса, который сегодня часто путают с любовью.

Здесь уместно вспомнить библейское: « Возлюби ближнего своего, как себя самого». Мало кто умеет любить себя. А уж ближнего… Приходится признать, что в мире очень не хватает любви и слишком много нуждающихся в ней. И агрессия, как протест, тому подтверждение.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Кернберг О. « Агрессия при расстройствах личности и перверсиях», «Класс», М. 1998г.
2. 2. Лапланш Ж., Понталис Ж-Б. «Словарь по психоанализу», М. 1996г.
3. Ролинг Дж. К. «Гарри Поттер и Кубок огня». М., 2002г.

 

Агрессия: Сборник материалов конференции. – СПб.: Институт биологии и психологии человека;
ООО «Издательство “ХАМЕЛЕОН”», 2004. СПб. – С. 96-100.


Источник:
Сайт
Санкт-Петербургской Организации Транзактного Анализа

Просмотров: 1681
Категория: По направлениям » Трансактный анализ




Другие новости по теме:

  • Нарицын Н. Н. Психологическая близость. Что это такое?
  • Шецов А.В. «Что-то со мной не так» или Родительские предписания
  • Драницына Марина. "Возьми себя в руки", или Все, что нужно знать о стрессе
  • Петровский Вадим. Трансактный анализ - это игра на всех психотерапевтических инструментах
  • Шмаков В. М. Взаимодействие между преподавателем психологических дисциплин и обучаемым как основа развития его личности
  • Смелых Любовь. Как люди манипулируют друг другом: кто Преследователь, кто Жертва, кто Спасатель...
  • Готлиб Татьяна. Игры, в которые играет с нами судьба, или что такое жизненный сценарий
  • Борисов Д. Е. Вирус зависимости или что находится внутри драматического треугольника
  • Кривова Ольга. Выпуск 1. Что делать, когда любовь «проходит»?
  • Стюарт Ян, Джойнс Вэн. Жизненный сценарий. Как мы пишем историю своей жизни
  • Пьер Николь. Вымогательство (рэкет) в сфере образования. Как защитить себя от вымогательства
  • Нечестная игра как способ жизни
  • Кремнева Ася, Алтухова Наталья. Как переписать сценарий жизни? — 4 практические рекомендации
  • Как изменить судьбу, или к гадалке не ходите!
  • Толопило Анатолий. Манипуляции в продажах, или как противостоять скрытому влиянию со стороны покупателей
  • Толопило Анатолий. Как хвост машет собакой, или методы противостояния манипулятивному воздействию со стороны подчинённых
  • Васильковская Татьяна. Кто ты: Родитель, Взрослый, Ребенок?
  • Гросс Бригитте. Сказки как указание на жизненный сценарий, идентификации и другие перенятые чувства
  • Хлебова Вероника. А что у нас с сексом?
  • Маслов М. Н. Сценарий жизни и судьба. Механизмы развития и реализации сценария жизни
  • Папуш М. П. Что делать с Эриком Берном
  • Ферапонтова О. И. Влияние внутригрупповых отношений на развитие личности студента как будущего профессионала
  • Ушакова Татьяна. "Да, но..." - игра или стиль жизни?
  • Волков Е.Н. Проблемы защиты семьи от психологической и духовной агрессии деструктивных культов
  • Нарицын Н. Н. "ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ КУПОНЫ". Чем их можно "отоварить" и как их "стригут"?
  • Хлебова Вероника. Почему так трудно ценить?
  • Анализ игр как метод транзактного анализа
  • Хлебова Вероника. Как вырастить внутреннего Взрослого
  • Чеглова И.А., Чеглов В.П. Ментальные вирусы или горе для ума
  • Хлебова Вероника. Когда нужно сохранять отношения?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь