Обратная связь


Интеграция методов психодрамы и транзактного анализа в психологическом сопровождении участников образовательного процесса

Автор: М. С. Соковнина, В. Н. Алешин   

В групповой психологической работе с участниками образовательного процесса наиболее эффективными для коррекции взаимоотношений и личности с нашей точки зрения являются игровые методы. Это связано с тем, что обучение через игровую деятельность, в которой на первом месте стоит действие, а мыслительные процессы стимулируются полученным новым опытом проживания, в наибольшей степени соответствует возрастным особенностям детей. В то же время другие методы и обучения и сопровождения, в которых познавательный цикл начинается с подачи информации на рациональном уровне, используются чаще, что создает дисбаланс в сторону когнитивно-рациональных подходов, опирающихся на понятийное мышление.

Такие направления групповой работы как психодрама и транзактный анализ (ТА) широко используют ролевое проигрывание в своем практическом подходе.

Авторы этой статьи сначала использовали каждый отдельно психодраму и ТА. Но практика использования в психодраме подходов ТА и в транзактном анализе техник психодрамы создает дополнительные ресурсы для психологической помощи и решения личностных проблем и проблем развития учащихся. Поэтому авторы решили провести анализ сходства и различия теории психодрамы и ТА и найти точки соприкосновения этих двух теорий для лучшего понимания принципов их совмещения.

Исторически эти два направления подпитывались друг от друга, так как разработка психодрамы и ТА (их создателями были Джекобо Морено и Эрик Берн) проходила в один и тот же исторический период. Как пишет библиограф Рене Ф. Марино, в 1942 году в Институте социометрии в Нью-Йорке, который организовал Морено, собирались профессионалы разных специальностей и «в собраниях, проходивших по пятницам, принимали участие, например, Фриц Перлс, Фулкс и Эрик Берн.» [8, c. 15]. А известная немецкая психодраматистка Грете Лейц отмечает, что эти занятия влияли на включение участниками встреч ролевой игры в свои методы, и она считает, что под влиянием этих встреч и Эрик Берн отвел разработанным им трансактным играм важное место в своей теории[6].

Э. Берн так видит сильные стороны психодрамы: «В психодраме можно воспроизвести тяжкие эмоциональные потрясения, что дает субъекту возможность полностью выразить свои чувства и осознать, таким образом, свои накопившиеся страхи и провинности.»[2, c.279].

Рассматривая теорию психодрамы и теорию ТА, надо сразу обратить внимание на то, что понятия, которые ввели Морено и Берн в свои концепции, очень близки: это – игра, спонтанность, креативность, взаимодействие, и др., У них также близки некоторые практические подходы в психотерапевтической работе. Представим в таблице аспекты сходства и различия этих двух подходов.

Таблица 1

Сравнение концепций психодрамы и транзактного анализа

 

Направление

Психодрама

Транзактный анализ

1.

Цель терапии:

Пробуждение спонтанности, которая выражается в акте творчества, то есть проявлении некой модели поведения в ситуации "здесь и сейчас" Киппер Д. [4, с.12]. Морено также связывал спонтанность и психическое здоровья. Отсутствие спонтанности означало для него эмоциональное нездоровье, следовательно, цель психотерапии - "обучение спонтанности"[4].

Формирование автономной личности. При этом автономность определяется через три способности - осознания, спонтанности и интимности [9]. (По определению Берна автономность характеризуется высвобождением или восстановлением трех человеческих качеств: осознания, спонтанности и интимности.)

 

Направление

Психодрама

Транзактный анализ

2.

Определение спонтанности

«Спонтанность — ключевое понятие в теории Морено — не означает рефлекторного действия, отсутствия контроля и необдуманности. В психодраматическом смысле спонтанность предполагает способность движения в заданном направлении, а, следовательно, она не чужда контроля над собой» [4].

Под спонтанностью понимается способность выбирать из всего возможного диапазона чувств, мыслей и поведения [9].

3.

Задачи /этапы

1. Облегчить проявление скрытых чувств

2. Обеспечить достижение инсайта

3. Помочь клиенту создать новые и более эффективные формы поведения

4. Раскрыть неисследованные возможности разрешения конфликтов

 

1. Прояснить проблему

2. Сформулировать желаемый результат

3. Развивать понимание механизмов личного сценарного поведения

4. Подвести к переоценке ранних решений и принятию новых решений

5. Закрепить новые формы поведения через практику


Скачать: Соковнина М. С., Алешин В. Н. Интеграция методов психодрамы и транзактного анализа в психологическом сопровождении участников образовательного процесса (полная версия)"
Просмотров: 1693
Категория: По направлениям » Для психолога в школе




Другие новости по теме:

  • Паттерсон Сесил, Уоткинс Эдвард. Транзактный анализ: Берн
  • Иванова Н.В. Сценарий начинается с... или транзактный анализ для непосвященных
  • Папуш М.П. Эрик Берн
  • Коноваленко М. Ю. Анализ причин поведения людей в ситуациях искажения информации
  • Анализ игр как метод транзактного анализа
  • Туровец А. А. Транзактно-аналитическая семейная терапия (ТАСТ) – интегративная модель системной семейной терапии с использованием теории и практики транзактного анализа
  • Петровский Вадим. Берн ДЛЯ ЧАЙНИКОВ
  • Шецов А.В. «Что-то со мной не так» или Родительские предписания
  • Гриншпун И. Б. Идеи Дж.Л.Морено в сопоставлении с идеями Э.Берна
  • Нарицын Н. Н. Психологическая близость. Что это такое?
  • Гейс Каталин. Модель процесса общения – полезный инструмент для развития международного менеджмента
  • Гамзина Е.Н. Методы трансактного анализа в решении коммуникативных проблем в паре учитель-ученик
  • Готлиб Татьяна. Игры, в которые играет с нами судьба, или что такое жизненный сценарий
  • Меринов А. В. Сценарные аспекты поведения жен мужчин больных алкоголизмом
  • Березин С.В. и др. Принципы, формы и методы терапии созависимости
  • Толопило Анатолий. Как хвост машет собакой, или методы противостояния манипулятивному воздействию со стороны подчинённых
  • Шмаков В. М. Взаимодействие между преподавателем психологических дисциплин и обучаемым как основа развития его личности
  • Борисов Д. Е. Вирус зависимости или что находится внутри драматического треугольника
  • Гулина М. А. Транзактный анализ после Э.Берна
  • Петровский Вадим. Трансактный анализ - это игра на всех психотерапевтических инструментах
  • Хлебова Вероника. А что у нас с сексом?
  • Шустов Д.И. Терапия разрешением: Берн и Христос
  • Папуш М. П. Что делать с Эриком Берном
  • Драницына Марина. "Возьми себя в руки", или Все, что нужно знать о стрессе
  • Кривова Ольга. Выпуск 1. Что делать, когда любовь «проходит»?
  • Теория транзактного анализа
  • Шумилов В. В. Модель коммуникационного процесса и 6 типов личности
  • Перминова Н. А. Трансактный анализ, как метод психотерапии
  • Олейник А. Н. Позиционный анализ как средство деятельности сотрудника ОВД в ситуациях конфликтов



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          
    <НА ГЛАВНУЮ>