Каин — евр. qбjin < арамейского и арабского корня qjn — «ковать»; греч. Кain.
Каин был оседлым земледельцем, Авель — кочевником пастухом.
После убийства Авеля, Каин должен был стать «изгнанником и скитальцем на земле» (см. Агасфер), однако его нельзя было убить из мести, так как его защищал «знак», данный ему Богом («Каинова печать»), И на «востоке от Эдема» он становится прародителем людей-созидателей, например Тувалкаина, который был первым «ковачом всех орудий из меди и железа» (Быт 4:22).
В гностическом тексте «Тайнопись Иоанна» (Наг-Хаммади), Адам произвел двух персонажей — Яхве медвежье лицо и Элохима кошачье лицо. «Это те, кого люди из поколения в поколение называют Каином и Авелем», т.е. божьими именами Ветхого завета, причем Элохим означает праведный, Яхве — неправедный. Они управляют четырьмя элементами материи: Элохим — огнем и ветром, Яхве — водой и землей. Лишь потомки сына Адама Сифа станут спасенным человечеством.
Имя Каин стало нарицательным для злобного, завистливого человека, способного на подлости (необязательно на убийство) по отношению к самым близким людям.Восточнославянская народная этимология проводит параллель с именем Каина иглаголом др.-рус. окаяти в значении «проклясть», от которого произошло современное слово «окаянный».
Также можно заметить библейскую версию, что Каин попытался «скрыть» перед Богом факт содеянного:
«И сказал Господь Каину: где Авель, брат твой? Он сказал: не знаю; разве я сторож брату моему?»
Но свидетелей убийства не было и, скорее всего, не было доказательств. Говорить же, что в то время там жили только Адам, Ева, Авель и Каин, значить говорить не все. Там еще были другие библейские персонажи.
Как бы там ни было, но Каину была сохранена жизнь. Более того, было запрещено убийство Каина во множестве поколений.
И что за печать Каина, если после потопа никаких потомков Каина не должно остаться, но они остались? Ибо потомки или схожие с ним казнили И. Христа.
Также читая Библию, в главе третьей находим, что им выдали одежды кожаные. То есть и Каин и Авель вместе с родителями имели опыт порезов, травм и т.д.
Но еще четче очерчивается лик Каина в том, что Ева считала Каина Божьим ответом на пророчество, о чем также сказано в Библии: "Вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем ее; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту".
Следовательно, можно предположить, что не является лик Каина убийцей Авеля, поскольку он не признал обвинение, сказав: «не знаю; разве я сторож брату моему» и того, что Каин не осужден на смерть, а заклят на защиту от смерти. К тому же не установлено орудие убийства: камень, палка, камыш, удушение, …
Да и сам Библейский принцип "Вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем ее; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту" является более общим, чем обвинение Каина в братоубийстве. Так можно еще обвинять Пилата о казни И. Христа совсем не замечая поведение горожан, бросавших камни на Христа.
И то, что называется окаянство – есть библейское: "Вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем ее; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту".