Ничто не дается нам так дешево и не ценится так дорого, как вежливость. М.Сервантес
Воспитание и образование очень важны для каждого ребенка, но вежливость – это прежде всего проявление человеческих отношений ко всем людям, проявление искренней доброжелательности, по отношению ко всем окружающим, независимо от того, где ты находишься, дома, в детском саду, в общественном месте.
Вежливость – это умение вести себя так, чтобы другим было приятно с тобой общаться.
Вежливость – это качество человека, для которого уважение к людям стало повседневной нормой поведения и привычным способом общения с окружающими.
Вежливость человек приобретает в результате правильного воспитания и чтобы это качество стало нормой поведения для наших детей, учиться ее основам нужно с дошкольного возраста. Находясь в обществе, контактируя друг с другом, общаясь между собой дети осваивают нормы поведения и этикет.
Не имея навыков вежливого общения трудно произвести хорошее впечатление на окружающих, поэтому необходимо воспитывать в ребенке вежливость и приучать детей выполнять элементарные правила вежливости.
Наблюдая за детьми, можно заметить такую проблему, что в общении друг с другом они почти не употребляют вежливых слов и выражений, редко благодарят, во время игры не делятся игрушками, могут не поздороваться. Воспитателю приходится часто напоминать о правилах вежливого общения со сверстниками и взрослыми.
В связи с этим систематически стала проводиться работа по воспитанию вежливости у дошкольников и определены пути решения этой проблемы. Это – изучение методической литературы по теме, создание атмосферы общей культуры в группе, дополнение материально – технической базы развивающей среды (беседы, дидактические игры, сюжетно – ролевые игры, подборка художественной литературы, занятия, работа с родителями).
Необходимым условием для воспитания вежливости является создание доброжелательной атмосферы в группе. Воспитание культуры поведения со сверстниками на занятиях, в играх, режимных моментах, беседах, происходит естественно и целенаправленно. Одним из средств воспитания вежливости является общение детей друг с другом. Воспитатель должен поощрять тех детей, которые овладели формами вежливости.
Работа по эффективности воспитания вежливости у дошкольников включает в себя:
- систематизацию и расширение знаний о вежливости на занятиях и в бытовых ситуациях, соответствующих возрастуметодов и приемов нравственного воспитания
- постоянное проявление вежливости в процессе общения воспитателя с детьми и взрослыми;
- обогащение и активизация словаря вежливых слов в разных видах деятельности.
В своей работе использовала такие методы и приемы воспитания вежливости как:
разъяснения, напоминание, показ, контроль за выполнением правил, оценка действий и поступков, упражнения, поручения, беседы, решение проблемных ситуаций, игры,
чтение художественной литературы.
Систематически учу воспитанников применять правила вежливости:
- Здороваться, прощаться, приветствовать родных, знакомых, друзей словами: здравствуйте, доброе утро, привет, добрый день и т. д.
- Называть взрослых по имени отчеству, обращаться на «вы», называть детей по именам.
- При обращении с просьбой употреблять в речи слова: пожалуйста, будьте добры, помогите пожалуйста.
- Благодарить взрослого и товарища за оказанную помощь: спасибо, благодарю.
- Извиняться за причиненную неприятность словами: простите пожалуйста, извините пожалуйста, простите меня.
- Не перебивать, когда разговаривают взрослые, обращаться со словами: скажите пожалуйста, помогите пожалуйста.
- На улице вести себя вежливо: ходить спокойно, говорить негромко.
- Вежливые слова за столом: приятного аппетита, спасибо, пожалуйста.
С целью формирования вежливости провожу беседы с детьми:
Беседа: «Правила вежливого поведения»
Цель: выяснить у детей какие правила поведения они называют хорошими
(здороваться, благодарить за помощь и т.д.)
Беседа: «Кто такой вежливый человек?»
Цель: какие представления дети имеют о вежливом человеке, понимание значений слов
«вежливый», «воспитанный», «грубый».
Хорошим средством воспитания является чтение и обсуждение художественной литературы, например: В.Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо», В.Осеева «Волшебное слово», А.Усачев «Уроки вежливости», Н.Носов «Огурцы», И.Пивоваров «Вежливый ослик», Н.Чуб «Азбука вежливости», К.Реннер «Сказка про вежливые слова».
В своей работе использую дидактические игры по речевому этикету, такие как:
Дидактическая игра «Ласковое имя»
Цель: учить ласково произносить имена детей.
Дидактическая игра «В мире вежливых слов»
Цель: дать представление о том, зачем нужны вежливые слова, познакомить с правилами поведения во время беседы.
Дидактическая игра «Прощание с гостем»
Цель: познакомить детей с правилами речевого этикета в минуты прощания с гостем, а также вежливыми выражениями.
Упражнение «Передай улыбку»
Цель: передавать улыбку по очереди друг другу, пока все не получат улыбку.
В своей практике провожу с детьмиразбор проблемных ситуаций, например:
- что ты сделаешь, если мальчики не могут поделить игрушку?
- к нам в группу зашел другой воспитатель, что надо сделать?
- если ты хочешь что-то спросить у воспитателя, как ты обратишься?
Употребление вежливых слов хорошо проявляется в сюжетно-ролевых играх: «Семья», «Магазин», «Гости», «Парикмахерская» и т.д.
В сюжетно-ролевых играх, я, как воспитатель, постоянно обращаю внимание на то, как общаются дети в игре, акцентирую внимание на правила вежливого поведения.
Воспитание вежливости у детей невозможно без участия родителей. Находясь в общественных местах, общаясь с родными или друзьями, дети неосознанно наблюдают за поведением своих родителей, принимая его за норму. Дети копируют манеры поведения, речевые выражения своих родителей. Если же, родители, с улыбкой здороваются, уступают место пожилым людям в транспорте, предлагают свою помощь нуждающимся, то и ребенок будет пользоваться таким примером поведения.
Родителям предлагаем консультации «Воспитание вежливости у детей», «Как приучить ребенка вежливости?», «Вежливость в детском возрасте и ее формирование», папки-передвижки, памятки, совместный просмотр мультфильмов по этой теме и т.д.
В результате проведенной работы дети изменили свое отношение друг к другу, стали выполнять правила вежливого поведения в общении со сверстниками и взрослыми, вместе с детьми составили «Книгу вежливых слов» на основе детских рисунков, составлен словарь вежливых слов, в группе выросло «Дерево добра», пополнена картотека игр на развитие коммуникативных способностей.
Вежливость помогает дошкольнику развивать общение со сверстниками и взрослыми, способствует развитию коммуникативных способностей ребенка. Воспитывая вежливость у детей дошкольного возраста, мы формируем культуру поведения детей, а следовательно закладываем основу для формирования общей культуры человека.
Если будем вежливы каждый день и час – станет мир счастливее в миллионы раз!
Список литературы.
- Васильева – Гангнус Л.П. Азбука вежливости. -М., 1996
- Богуславская Н.Е., Купина Н.А. Веселый этикет. Развитие коммуникативных способностей ребенка. — Екатеринбург, 1997
- Юдина Н. Уроки вежливости. Дошкольное воспитание. — 1988 №4
- Петерина С.В. Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста, М.Посвещение
|