Цель:
- помочь детям с нарушением зрения в накоплении информации об окружающем мире,
- развитие у детей творческих наклонностей,
- учить детей рисовать осеннюю веточку.
Задачи:
1. Образовательные:
- Познакомить с новым приемом рисования «штампованием».
2. Развивающие:
- Создавать условия для развития фантазии и творческой активности детей, наблюдательности, внимания.
- Развивать умение представлять предметы и явления, знакомые детям из предыдущего опыта, но отсутствующие в данный момент.
- Развивать умения и навыки детей видоизменять, преобразовывать, комбинировать имеющиеся представления памяти и создавать на этой основе относительно новые образы.
Материал:
засушенные листья, альбомные листы, гуашевые краски, кисти, салфетки, баночки для воды.
Организационный момент:
Цель: создание эмоционального настроя на совместную коллективную деятельность.
Звучит детская песня про осень.
-Здравствуйте, ребята! Сейчас мы послушаем песенку.
(После прослушивания, отвечают на вопросы)
-Скажите, про что эта песенка? А как вы догадались? (Ответы детей)
- Как вы думаете, почему я включила эту песенку? Что мы будем делать сегодня на занятии? (Ответы детей)
-Сегодня мы будем рисовать осеннюю веточку, но необычным способом. А вот каким, я расскажу вам позже. (Слушание песни про осень)
Создание проблемной ситуации:
– Ребята, на моём столе стоит коробочка. А знаете, что в ней? Ветер за ночь накидал полную коробку разноцветных осенних листьев. Я сейчас раздам их вам, давайте возьмём и рассмотрим. (Воспитатель раздаёт каждому ребёнку по несколько листочка)
– Какого цвета листочки? (Ответы детей)
– Давайте повернем листочки к свету и посмотрим на них снова. Что вы теперь видите? (Ответы детей)
– Да, на них прожилки. А давайте их потрогаем. Что вы чувствуете? (Ответы детей). Прожилки тонкие и изящные. Их очень много, как ниточек в паутинке. Какую красоту создала природа!
– А смогли бы вы нарисовать такие тонкие прожилки на листочках? (Ответы детей).
– А как же нам тогда нарисовать такие красивые листочки? Как вы думаете? (Ответы детей или нет ответов)
– Посмотрите на эти картины. Они красивые? Очень яркие, разноцветные! Вам нравятся? Что на этих картинах? (Ответы детей). Да, осень! Их нарисовали дети. Как вы думаете, как они их нарисовали? (Ответы детей)
– А вы хотите научиться так рисовать? Мы с вами сейчас порисуем засушенными листочками. Но сначала надо подготовить пальчики к работе…
Пальчиковая гимнастика
Раз, два, три, четыре, пять, (загибаем пальчики, начиная с большого) Будем листья собирать. (сжимаем и разжимаем кулачки) Листья березы, (загибаем пальчики, начиная с большого) Листья рябины,
Листики тополя, Листья осины, Листики дуба мы соберем, Маме осенний букет отнесем. (пальчики «шагают» по столу)
Создание условий для активизации знаний через размышление и выполнение практического задания:
– Давайте подумаем, как будет располагаться наша веточка на листе. (Педагог показывает разные варианты расположения веточки на листе бумаги). Дети внимательно слушают, выбирают расположение веточки на листе.
– Если вы выбрали расположение веточки, мы начинаем её рисовать пальчиком. Сначала прорисовываем сухим пальцем, представляя, как будет выглядеть композиция. А затем макаем палец в гуашевую краску. Какого цвета краску вы возьмёте для веточки? (дети отвечают, работают над созданием композиции.)
– Рисуем веточку: макаем палец в гуашь и, начиная с основания веточки, начинаем рисовать. (Дети рисуют пальцем веточку.)
– Молодцы! Дальше нам надо нарисовать листочки на ветке. Для этого мы берём берёзовый засушенный листок и намазываем обратную сторону листочка гуашью, прикладываем к листу бумаги, ближе к веточке, слегка прижимая, «штампуем». (Воспитатель показывает детям поэтапность выполнения работы. Дети пробуют рисовать приёмом «штампования»).
– Отпечатываются все прожилки, контур листочка. Очень красиво!
– А давайте попробуем намазать берёзовый лист гуашью двух цветов: зелёной и жёлтой. (Воспитатель берёт другой кленовый лист). Можно попробовать взять другие сочетания цветов, например, фиолетовый и красный или любые другие. (Дети видят яркие солнечные цвета, другие сочетания цветов выглядят мрачно, например, чёрного и фиолетового.)
Физкультминутка:
– Ребята, давайте сейчас отдохнём. Встаньте все в кружочек и представьте себе, что вы осенние листики.
– Мы листики осенние, (плавное покачивание руками вверху над головой)
На ветках мы сидим.
Дунул ветер – полетели. (руки в стороны) Мы летели, мы летели И на землю тихо сели. (присели) Ветер снова набежал
И листочки все поднял. (плавное покачивание руками вверху над головой) Закружились, полетели И на землю снова сели. (дети садятся по местам)
Дети повторяют слова и движения вместе с воспитателем.
– Итак, сейчас, попробовав сделать несколько отпечатков листиков, мы будем продолжать работу. На веточке много листочков. И они все такие разные.
– Скажите, если отпечатки делать тёмными цветами (черным, фиолетовым, синим), как будет выглядеть ваша картина? (Ответы детей)
– Да, она будет мрачной, тёмной, не очень красивой…
– А какими цветами лучше сделать отпечатки, чтобы картина была яркой, красочной, как настоящая осень? (Ответы детей). Воспитатель контролирует процесс работы, помогает детям индивидуально, если необходима помощь или коррекция работы.
– Вот и закончили вы свои работы! Давайте повесим их на стенд и посмотрим, что же у нас получилось? Какая красота!
– Ребята, чем мы сегодня занимались? Что вы нового узнали на занятии? Как называется новый приём рисования? Как вы думаете, у вас всё получилось? (Дети с удовольствием вешают свои работы на стенд. Улыбаются, с нетерпением и интересом отвечают на вопросы.)
– Некоторые ребята даже помогали другим, потому что сами научились. Молодцы!
– Ребята, мне сегодня очень понравилось работать с вами! Спасибо! А вам понравилось занятие? А какое задание вам понравилось больше всего, рисование пальцем или «штампование»? А что было труднее всего? (Ответы детей)
– Ребята, вечером родители увидят выставку ваших рисунков и порадуются, что вы умеете делать такую красоту!
|