ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «ЯМАЛ ПРОМЫШЛЕННЫЙ: вчера, сегодня, завтра!» муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения
детский сад «ВОЛШЕБНИЦА»
I. Целевой раздел рабочей программы
1. 1 Пояснительная записка
1. 2. Цель и задачи программы
1. 3. Целевые ориентиры
Скачать конспект
1. 4. Ожидаемые результаты
II. Содержательный раздел рабочей программы
2. 1 Описание образовательной деятельности
2. 2. Планирование образовательной деятельности
2. 3. Способы и направления поддержки детской инициативы
2. 4. Особенности взаимодействия с семьями воспитанников.
III. Организационный раздел рабочей программы
3. 1. Календарный учебный график
3. 2. Модель годовых праздников и традиционных событий
3. 3. Методическое обеспечение программы
3. 4. Материально-техническое обеспечение программы
3. 5. Кадровое и информационное обеспечение
АННОТАЦИЯ
Программа «ЯМАЛ ПРОМЫШЛЕННЫЙ: вчера, сегодня, завтра!» является продуктом инновационного проекта «Демонстрационно-выставочного комплекса «ЯМАЛ ПРОМЫШЛЕННЫЙ» (приказ департамента образования ЯНАО от 01. 04. 2019 № 292 «Об итогах конкурса на предоставление субсидий из окружного бюджета социально ориентированным некоммерческим организациям в системе образования Ямало-Ненецкого автономного округа в 2019 году») реализуемого в муниципальном автономном дошкольном образовательном учреждении детский сад «Волшебница», в течение 2019-2020 учебного года.
Данная программа позволяет через созданный на территории детского сада демонстрационно-выставочный комплекс «ЯМАЛ ПРОМЫШЛЕННЫЙ» наглядно представить крупнейшие отрасли промышленности Ямала и организовать комплексную просветительскую работу по ознакомлению детей дошкольного возраста с прошлым, настоящим и будущим промышленности Ямало-Ненецкого автономного округа.
Программы является авторской, разработана на основе личного практического опыта, отличается новым содержанием, построенным на местном, региональном материале, которого нет ни в одном российском учебнике, в этом ее огромная ценность.
В основание Программы легли общие принципы музейной педагогики: наглядность, доступность, содержательность и т.д., направленные на познавательное развитие ребенка в целом.
Программа модульная, что позволяет изучить объекты (экспонаты) более полно и качественно.
Предлагаемая программа может быть рекомендована педагогам дополнительного образования, воспитателям дошкольных образовательных учреждений, как дополнение к основной образовательной программе.
Востребованность дополнительной образовательной программы «ЯМАЛ ПРОМЫШЛЕННЫЙ: вчера, сегодня, завтра!» педагогами муниципальной системы дошкольного образования подтверждена высоким процентом заинтересованности в рамках сетевого взаимодействия при совместном планировании экскурсий, организацией методического сопровождения педагогов, желающих привести детей на практико-ориентированную экскурсию, а также положительными отзывами родителей (законных представителей) детей ссылка, ссылка.
Распространение опыта работы на региональном уровне дополнит постепенно формирующийся информационно-методический ресурс системы образования ЯНАО по формированию основ целостного мировосприятия средствами познавательно-исследовательской активности дошкольников через музейно – экскурсионную деятельность.
Методический продукт успешно прошёл внутреннюю и внешнюю экспертизу, в ходе которой подтверждена его актуальность, практическая значимость и целесообразность внедрения в массовую педагогическую практику.
РАЗДЕЛ 1. ЦЕЛЕВОЙ
1. 1. Пояснительная записка
Актуальность программы:
«Без прошлого нет настоящего, без настоящего – будущего»
В настоящее время Постановления Правительства РФ, Министерства просвещения, утвержденный ФГОС ДО нацеливают дошкольные образованные учреждения на новый уровень, который предусматривает формирование у подрастающего поколения познавательных интересов и познавательных действий в различных видах деятельности, а также воспитание патриотических чувств, любви к Родине, гордости за ее достижения, уверенности в том, что Россия — великая страна с героическим прошлым и счастливым будущим. Эту задачу невозможно реализовать без знакомства детей с историческим и культурно-трудовым наследием своего края и России в целом. Чем меньше ребенок, тем большее влияние педагог может оказать на его чувства и поведение. Дошкольный возраст — яркая, неповторимая страница в жизни каждого ребёнка, когда возникает масса вопросов, на которые ему нужно самостоятельно находить ответы. И важным условием для этого процесса является активизация познавательных способностей, то есть процесса, в результате которого происходит формирование личности человека, который умеет творчески решать задачи, самостоятельно критически мыслить, выдвигать и защищать свою точку зрения, обновлять свои знания и применять их в процессе жизнедеятельности.
Дополнительная образовательная программа «ЯМАЛ ПРОМЫШЛЕННЫЙ: вчера, сегодня, завтра!» (далее – Программа) туристско – краеведческой направленности, разработана на основании следующих нормативных правовых документов, регламентирующих функционирование системы дошкольного образования РФ:
- Федеральный закон от 29. 12. 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 года №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;
- Комментарии Министерства образования и науки РФ к ФГОС дошкольного образования от 28. 02. 2014 г. №08-249;
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 №26 «Об утверждении СанПиН 2.4. 1. 3049 – 13 «Санитарно-эпидемиологических требований к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных организаций»;
- Устав МАДОУ «Волшебница».
Отличительная особенность данной Программы от уже существующих в том, что дополнительная образовательная программа «ЯМАЛ ПРОМЫШЛЕННЫЙ: вчера, сегодня, завтра!» — является авторской, разработана на основе личного практического опыта, отличается новым содержанием, построенным на местном, региональном материале, которого нет ни в одном российском учебнике, в этом ее огромная ценность.
В основание Программы легли общие принципы музейной педагогики, направленные на познавательное развитие ребенка в целом. Любой музей, по существу, является пространством, организованным преимущественно в образовательных целях, где посетитель становится участником открытого диалога.
Существует большое количество педагогических программ и практик по формированию целостных представлений о родном крае – Ямале, через организацию музея в дошкольных образовательных учреждениях, но все они представлены в виде мини-музея в детском саду, например: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение ЦРР детский сад «Белоснежка» город Новый Уренгой «Мой край родной — Ямал» ссылка, Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Радуга» город Тазовск «Мини-музей русской избы» ссылка, Детский сад "Золотая рыбка" филиал ООО "Газпром добыча Уренгой" город Новый Уренгой «Мы живём на Ямале» ссылка, а в рамках программы «ЯМАЛ ПРОМЫШЛЕННЫЙ: вчера, сегодня, завтра!» дети получают свой практический опыт на интегрированной платформе Демонстрационно-выставочного комплекса «ЯМАЛ ПРОМЫШЛЕННЫЙ» (далее – ДВК), который размещен на территории детского сада, в виде музея под открытым небом, что даёт возможность организовать общение детей с уменьшенной моделью чего-то большего и лабораторией для проведения исследовательской, экспериментальной деятельности расположенной непосредственно в помещении сада, в этом и заключается уникальность Программы ссылка, ссылка.
Программа модульная, что позволяет изучить объекты (экспонаты) более полно и качественно.
Новизна программы заключается в нескольких аспектах. Первый проявляется в модульной структуре содержания, направленной на организацию исследования на основе регионального материала, использование результатов в практической деятельности, параллельное совершенствование навыков в области экскурсионного дела, приобретению умений по созданию и проведению экскурсии. Следующий аспект новизны проявляется в расширении практической составляющей программы, позволяющей повысить интерес к истории родного края через практико-экскурсионные образовательные маршруты.
Данная Программа рассчитана на один год обучения воспитанников подготовительной группы, имеющих высокий познавательный интерес и потребность в интеллектуальном развитии. Предусматривается 36 занятий в учебный год (1 час в неделю).
Программа реализуется в течение всего календарного года, включая каникулярное время.
Основной формой обучения является аудиторные (практико-экскурсионные) занятия, длительность которых регулируется с учетом возраста воспитанника и в соответствии с нормами СанПин, а также проводятся внеаудиторные (самостоятельные) занятия, в количестве 12 часов.
Практико-экскурсионные занятия по дополнительному образованию проводятся с сентября по май включительно, во второй половине дня.
Внеаудиторные (самостоятельные) занятия проводятся с июня по август и включают в себя самостоятельное проведение тематических экскурсий по индивидуальным заданиям (Приложение 1).
Любая экспозиция должна учитывать следующую логическую цепочку: восприятие — понимание — осмысливание – закрепление — применение.
Теоретической составляющей Программы является работы М.Ю. Коваль, О.В. Дыбиной, Л.В. Пантелеевой, Н.А. Рыжовой и др., которые считали, что фундаментом педагогики музея является идея погружения личности в специально организованную предметно-пространственную среду, включающую в себя памятники природы, экспонаты экологического содержания. Я. А. Каменский видел в природе источник знаний, средство для развития ума, чувства и воли. К. Д. Ушинский был за то, чтобы «ввести детей в природу», чтобы сообщить им всё доступное и полезное для умственного и словесного развития. Определить верный путь по воспитанию экологической культуры помогли идеи Л. С. Выготского, В. А. Сухомлинского, Б. Т. Лихачёва, которые придавали огромное значение нравственно-экологическому воспитанию, способствующему всестороннему развитию личности ребёнка. Становлению и развитию краеведения в советский период посвятили свои работы педагоги, социальные деятели, краеведы: В.Н. Татищев, В.Г. Л.А. Гольденберг, М.И. Калинин, Н.К. Крупская, А.И. Лазарев, П.И. Рычков, Н.А. Соболева, М.В. Соловьев.
Особенностями программы является:
взаимосвязь с другими сторонами воспитания (умственной, трудовой, нравственной и т.д.);
использование разных видов деятельности;
четкое определение содержания экологического воспитания;
использование эффективных средств диагностики, контроля экологического воспитания;
взаимосвязь семьи и дошкольного учреждения;
создание развивающей среды;
экологическая грамотность педагога.
1. 2. Цель и задачи программы
Целью данной программы является:
создание условий для формирования основ целостного мировосприятия средствами познавательно-исследовательской активности дошкольников через музейно – экскурсионную деятельность.
Задачи:
формировать у детей элементарные представления об крупнейших отраслях промышленности округа, основанных на ресурсной базе ЯНАО;
развивать критическое мышление;
формировать предпосылки поисковой деятельности, интеллектуальных способностей;
развивать умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;
развивать желание пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности;
формировать исследовательские навыки, умения анализировать, делать выводы и умозаключения;
формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении физических экспериментов;
развивать познавательный интерес к миру природы ЯНАО, понимания взаимосвязей в природе и место человека в ней;
развивать у детей интерес к инженерным профессиям;
воспитывать гуманное, бережное, заботливое отношение к миру природы и окружающему миру в целом.
Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что практико-экскурсионные образовательные маршруты, оказывают влияние на качественные изменения личности в связи с усвоением способов деятельности, приближают дошкольника к реальной жизни, пробуждают логически мыслить, способствуют умению анализировать, делать выводы.
Принципы заложенные в основу программы:
Наглядность.
Доступность (от простого к сложному) дети могут трогать экспонаты, изучать их, играть с ними.
Принцип научности — экспонаты должны достоверно отражать заявленную тему, объяснять различные процессы, явления на доступном и одновременно научном уровне.
Содержательность (материал должен иметь образовательно-воспитательное значение для детей, вызывать в детях любознательность).
Обязательное сочетание предметного мира музея с программой, ориентированной на проявление активности детей.
Последовательность ознакомления детей с экспонатами.
Гуманизм (экспонаты должны вызывать бережное отношение к природе вещей).
Здоровьесбережения (обеспечено сочетание статичного и динамичного положение детей, смена видов деятельности).
Возрастное соответствие (предлагаемые задания, игры учитывают возможности детей данного возраста).
Психологической комфортности — заключается в снятии стрессовых факторов.
Природосообразности — развитие в соответствии с природой ребенка, его индивидуальными особенностями, восприятием.
Поощрение детских вопросов и фантазий при восприятии.
Активность детей в усвоении музейного наследия, которая проявляется на уровне практической деятельности как отражении полученных знаний и впечатлений в продуктах собственного творчества, в продуктивной деятельности (экспериментальная исследовательская работа).
Подвижность структуры занятий-экскурсий (четкий сценарий, но возможность импровизации).
Приёмы, используемые при реализации программы
- работа в малых группах;
- создание проблемных ситуаций; решение
- создание ситуаций, побуждающих детей оказывать помощь друг другу;
- моделирование и анализ различных ситуаций;
- работа по инструкции для выполнения самостоятельных упражнений.
Практическая значимость:
Практическая значимость для воспитанников
Возможность включения детей дошкольного возраста в открытый образовательный процесс с использованием практико-экскурсионных образовательных маршрутов, стимулирующих их познавательную активность, повышение информационной компетенции, способствование ранней профессиональной ориентации и обеспечение возможности общения с детьми старшего дошкольного возраста.
Практическая значимость для педагогов
Повышение информационной компетентности педагогов, укрепление социально-коммуникативных, профессиональных связей педагогов системы дошкольного и дополнительного образования.
Практическая значимость для социума:
В наше время проблемы загрязнения окружающей среды, разумного потребления и использования материальных ресурсов, утилизации отходов становятся все более актуальными для современной цивилизации. Экологически осознанное отношение к окружающему может способствовать формированию устойчивой позиции сохранения окружающей среды будущим поколением.
Возрастные особенности воспитанников 6-7 лет:
В этом возрасте у детей совершенствуется познавательная активность, детям необходимо разнообразие форм межличностного сотрудничества, такие как сотрудничество со сверстниками и взрослыми, игры, общение и совместная экспериментальная деятельность, способствующая формированию личностных особенностей ребенка.
Ребенок 6 -7 лет, превосходящий основные нормы и уровень развития познавательных функций, отличающийся остротой мышления, наблюдательностью и исключительной памятью, проявляющий выраженную и разностороннюю любознательность.
1. 3. Целевые ориентиры
1. 3.1. Планируемые результаты освоения Программы
Освоение Программы не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации воспитанников. Планируемые результаты освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров – возрастных характеристик возможных достижений ребёнка.
Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей.
Целевые ориентиры на этапе завершения освоения Программы:
У ребёнка:
сформирован интерес к крупнейшей промышленности региона;
сформированы знания инженерных профессий;
сформировано бережное отношение к родной стране, к родному краю, к дому;
проявляется интерес к природным явлениям родного края, формируется доброе отношение к природным объектам окружающего мира;
проявляется интерес к быту, культуре и традициям коренных жителей нашего региона;
сформировано чувство гордости за своих родителей и людей, живущих в нашем городе, округе.
1. 4. Ожидаемые результаты Программы
Ожидаемые результаты:
- в отношении детей:
- умение слушать;
- умение обратиться к взрослому с вопросом;
- умение ребенка отвечать на вопросы;
- умение осуществлять поиск информации, иллюстраций, материалов, необходимых для экскурсий и исследований по определенной тематике;
- умение обрабатывать собранный материал;
- умение представить экскурсионный материал;
- в отношении родителей:
- повышение педагогической компетентности в вопросах организации и проведения экскурсионной деятельности;
- повышение вовлеченности родителей в образовательный процесс.
1. 5. Технология педагогической диагностики (мониторинга) индивидуального развития детей
Педагогическая диагностика (мониторинг) опирается на принципы поддержки специфики разнообразия детства, а также уникальности и самоценности детства, как важного этапа в общем развитии человека.
Педагогическая диагностика (мониторинг):
- не содержит каких – либо оценок развития ребёнка, связанных с фиксацией актуальных образовательных достижений;
- позволяет фиксировать актуальный индивидуальный профиль опытно-исследовательской деятельности дошкольника и оценить его динамику;
- учитывает зону ближайшего развития ребёнка.
Мониторинг осуществляется 2 раза в год (в начале и конце учебного года со всеми детьми) и имеет качественную оценку. Педагог заполняет индивидуальную карту, отражающую уровень сформированности умений и навыков экскурсионной и исследовательской деятельности дошкольников по следующим критериям: сформирован, не сформирован, формируется.
Диагностика основана на методе наблюдений за действиями детей во время проведения практика – ориентированных экскурсионных маршрутов по следующим критериям (Приложение 2):
- степень проявления познавательной активности;
- уровень развития исследовательских умений (исследовательское поведение)
Формы подведения итогов:
Защита краткосрочных проектов.
Конкурс исследовательских проектов и творческих работ «Я — исследователь».
Фестиваль детского творчества «Я экскурсовод».
|