Цель: развитие воспитательного партнёрства между семьей и детским садом.
Задачи:
- Увлечь родителей разнообразными способами работы, формировать чувство ответственности за воспитание детей
- Рассмотреть положительные и отрицательные моменты воспитательного воздействия родителей на ребенка
- Помочь родителям в выборе методов и средств воспитание личностных качеств детей
- Способствовать обобщению и распространению положительного опыта семейного воспитания
Предварительная работа
Оформление приглашения.
Создание презентации «Семья – основа воспитания»
Подготовка музыкального зала и памяток для родителей.
Оборудование и материалы: проектор, ноутбук, презентация, видеофильм, мольберт, лепестки цветка, фломастеры, клей, памятки.
Форма проведения: интерактивная игра, практикум, рассказ-презентация.
Ход семинара-практикума:
1. Вступительная часть
Педагог-психолог: Я рада приветствовать вас на нашей встрече и предлагаю поговорить о роли семьи в воспитании детей.
Семья-это близкие и родные люди, которые связаны чувствами, интересами, идеалами, отношением к жизни. Роль семейного окружения в процессе развития ребенка дошкольного возраста является главной.
Предлагаю вашему вниманию мудрые мысли о воспитании детей.
Для воспитания ребенка требуется более проникновенное мышление, более глубокая мудрость, чем для управления государством. У.Чэннинг
Наши дети – это наша старость. Правильное воспитание – это наша счастливая старость, плохое воспитание – это наше будущее горе, это наши слезы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной.
А.С. Макаренко
Воспитание — сложное и ответственное дело, должно начинаться с первых дней рождения ребенка. Для получения хороших результатов недостаточно одной любви.
2. Основная часть.
Интерактивная игра «Список прилагательных»
Педагог-психолог: Давайте представим ребенка в образе цветка и наделим цветок качествами, которые в первую очередь необходимо воспитывать в детях. Каждому родителю необходимо написать на лепестках, которые лежат на столах, те положительные качества, которые нужно формировать у детей.
Родители выполняют задание, прикрепляют лепесток к мольберту и называет подобранные прилагательные. Педагог-психолог так же выполняет данное задание, завершает игру, прикрепляя последний лепесток.
Воспитывая детей, мы хотим видеть наших мальчиков и девочек честными, добрыми, трудолюбивыми, ответственными, справедливыми. Эти качества закладываются в семье.
Но семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Положительное воздействие на личность ребенка состоит в том, что никто не любит его так, как самые близкие для него люди. И вместе с тем никакой другой социальный институт не может нанести столько вреда в воспитании детей, сколько это может сделать семья. В повседневном общении с детьми сеются семена характера, которые потом дадут злые или добрые всходы.
Предлагаю посмотреть вам видеофильм и разобраться, как под влиянием негативных факторов могут развиваться отрицательные качества детей.
Просмотр и обсуждение видеофильма «7 примеров того, как родители поощряют плохое поведение детей».
Прошу вас высказать свое мнение о просмотренном фильме. Что бы вы хотели взять себе на вооружение?
В качестве итога хочется сказать следующее. Любой отрицательный поступок не должен оставаться незамеченным, иначе у ребенка возникает чувство вседозволенности. Не нужно делать ребенка центром, вокруг которого вращаются все остальные члены семьи. Чаще всего дети капризничают в семьях, где между взрослыми нет согласованности и последовательности в запретах.
Мы начинаем задумываться над вопросом, как надо воспитывать ребенка, чаще всего лишь после того, когда видим плохие поступки и осознаем свою педагогическую беспомощность.
Воспитание в широком смысле слова – это не только умышленное воздействие на ребенка в моменты, когда мы его поучаем, делаем замечания, поощряем или наказываем. На ребенка значительно больше действует пример родителей. Несколько слов, которыми перебросятся родители между собой, могут оставить в ребенке значительно больший след, чем долгие поучения.
Правила общения в семье.
- Не грубите и не сквернословьте сами. Ваша привычка станет привычкой вашего ребенка.
- Не говорите о чужих людях плохо и неуважительно, если вы покажете этот пример своему ребенку, ждите, что очень скоро он скажет то же самое о вас.
- Будьте тактичны по отношению к другим людям. Это хороший урок добра и человечности.
- Не бойтесь извиняться перед кем то в присутствии своего ребенка. В тот момент вы ничего не теряете, лишь приобретаете его уважение.
- Проявляйте благородство даже тогда, когда вам очень не хочется его проявлять, учите благородству своего ребенка. Помните, что поведение – это зеркало, в которое вы смотрите.
Дети воспитываются не только родителями как таковыми, но и той семейной жизнью, которая складывается, отношениями, которые царят в семье. Воспитание происходит в совместной деятельности и делах каждого члена семьи.
3. Заключительная часть.
В воспитании ребенка важно сойти с высоты своего авторитета и так организовать жизнь и быт семьи, чтобы в ней главенствовало равенство всех членов, чтобы дети привлекались к решению хозяйственных вопросов, к посильному труду, чтобы семья проводила свободное время в совместных прогулках, чтении.
Рефлексия-упражнение «Закончи предложение». Каждому родителю предлагается закончить предложение «В хорошей семье всегда…»
Важно помнить, что на формирование личности ребенка оказывают влияние реальные поступки и поведение родителей.
Семинар-практикум завершается раздачей родителям памяток, в которых отражены главные теоретические аспекты, а также отдельные практические рекомендации.
|