Семёнова Наталья Алексеевна. Увлекательная нейропсихология, как развитие межполушарного взаимодействия у детей дошкольного возраста.

Увлекательная нейропсихология, как развитие межполушарного взаимодействия у детей дошкольного возраста.

Развитие межполушарного взаимодействия является фундаментом интеллектуального развития ребёнка. Специалисты по нейропсихологии утверждают, что от совместной работы обоих полушарий во многом зависит успеваемость ребенка в школе и благополучие в жизни в целом. Недостаточное взаимодействие левого и правого полушария – одна из главных причин трудностей в освоении письма и чтения в школе, наряду с такими явлениями как дисграфия, дислалия и двигательная расторможенность.

Этой проблемой занимались многие учёные, ведущие специалисты в области нейропсихологии. Благодаря этому современные методики воспитания и обучения, сильно шагнули вперед. Они позволяют развивать мозг, способствуют формированию межполушарных связей, в результате чего дети показывают прекрасные результаты в освоении школьных программ любой сложности.

Межполушарные связи?

 

Мозг человека состоит из двух полушарий, и каждое из них выполнят свои определённые функции. Левое отвечает за речь, логику, анализ, математические способности, контролируют процессы восприятия вербальной информации с помощью устной речи, письма или текста. В правом полушарии головного мозга формируются пространственно-временные представления, одновременно обрабатывая множество блоков информации, обеспечивает её восприятие как единое целое. Правое полушарие отвечает– за восприятие информации на слух, планирование, творчество, образное мышление. Таким образом они влияют на обучаемость человека, его достижения и положительный результат во всех видах деятельности.

Распределение активности между полушариями постоянно чередуются. Наибольшая эффективность работы мозга достигается в момент одновременной слитной обработки поступающей информации от обоих полушарий. Для совместной работы обоих полушарий необходима их функциональная связь, которая осуществляется благодаря развитию координации движений и моторики у детей в возрасте от 3 о 8 лет.

В чём выражается несформированность межполушарных

взаимодействий?

Происходит неверная обработка информации и у ребенка возникают трудности в обучении:

  • ошибки в письме,
  • проблемы в устной речи;
  • в запоминании информации;
  • в счете как в письменном, так и в устном;
  • в искаженном восприятии учебной информации.

Изменение поведения таких детей сводятся к повышенной активности, причём она не имеет определённой цели, часто зависит от ситуации (это новая или незнакомая обстановка, при стрессовых воздействиях). Часто ребёнок не в состоянии сосредоточиться, фиксировать своё внимание, постоянно отвлекается. Таким детям присуща быстрая смена настроения, раздражительность, импульсивность, плаксивость. Они отдают предпочтение играм с детьми более младшего возраста, выбирают примитивные игры, иногда критично относятся к окружающим.

В чём проявляется несформированность межполушарного взаимодействия:

  • зеркальное написание букв и цифр на письме;
  • пишет и рисует то правой, то левой;
  • логопедические отклонения;
  • делает большое количество ошибок;
  • агрессия;
  • видит изображение, но не может назвать;
  • отсутствие познавательной мотивации;
  • инфантильность.

Что может послужить причиной плохого развития межполушарных связей у детей?

Слабое развитие межполушарных связей может быть обусловлено различными неврологическими расстройствами, патологиями мозолистого тела. Мозолистое тело – система нервных волокон, соединяющая полушария. Не редко причиной нарушения являются особенности анатомического строения головного мозга. Но зачастую слабость межполушарных связей вызвана отсутствием в жизни ребенка игр и занятий по возрасту. Окружающая среда должна быть развивающей с самого младенчества. Поэтому важно своевременно начать работу по развитию межполушарного взаимодействия.

Играем –развиваем

Развитие межполушарных связей построено на сеансах, упражнениях и играх, в ходе которых задействуются оба полушария мозга. Например, рисование обеими руками одновременно, выполнение зеркальных движений, упражнения на координацию, ловкость движений и ориентацию в пространстве.

Существует множество упражнений с детьми 2-х летнего возраста. Дети охотно включаются в процесс:

«Подбери пару» — можно очень широко использовать в работе с детьми:

  • Предложите малышу отсортировать собственные носки и перчатки
  • Распечатайте изображения животных и предложите сопоставить картинку и имеющиеся игрушечные модельки (то же самое можно проделать с любимыми машинками, цветочками и т.д.)
  • Предложите найти парные карточки (цвета, изображения, текстуры).

Когда малыш освоил пары, можно переходить к более сложному варианту – сортировкам:

  • Предложить разобрать по цветам карточки разных оттенков (можно нарезать картинки из журналов, лоскутов, цветного картона)
  • Вспомните Золушку и предложите перебрать разные виды крупы. В начале лучше брать зернышки покрупнее: бобы, фасоль, горох. Также могут быть удобны сухие детские завтраки с хлопьями, подушечками и колечками
  • Разберите по форме, цветам или количеству — шкатулку с бабушкиными пуговицами (у вас же точно такая найдётся)
  • Попросите малыша разложить по местам столовые приборы,
  • Предложите навести порядок на кухне и поставить все предметы похожие на цилиндры и шары в одну сторону, а на кубы и параллелепипеды в другую
  • При приготовлении салата из овощей: огурцы к огурцам, помидоры к помидорам и так далее.

Для более старших детей, начиная с 5-ти летнего возраста. Можно предложить очень увлекательное, пособие Т.П. Трясокуровой «Развитие межполушарного взаимодействия». Предлагаемая рабочая тетрадь является одним из направлений в развитии интегрированного межполушарного взаимодействия у детей, где в интересной и занимательной форме предлагаются игровые сеансы. Любимые детям птицы и животные приглашают выполнить весёлые упражнения с элементами: пальчиковой, артикуляционной, дыхательной гимнастики, зарядки. При этом включая такие задания как:

  • рисование левой и правой рукой одновременно
  • провести линии по пунктирам одновременно двумя руками
  • рисование и раскрашивание левой и правой рукой, используя разные цвета
  • дорисовать недостающие части тела животных и птиц
  • проведи линии по образцу

Глазодвигательные игры:

  • «Внимательный котёнок»
  • «Охота на уток».

Для детей более старшего возраста от 7 лет, можно предложить уникальную авторскую методику Ирины Праведниковой «Развитие межполушарного взаимодействия и графических навыков». Это пособие адресовано детям младшего школьного возраста, но из практики делаю вывод, что увлекательные упражнения вполне по силам детям старшего дошкольного возраста.

Данное пособие разработано с учётом принципов нейропсихологии и механизмов развивающего обучения, где содержит комплекс познавательных занятий с интересными графическими упражнениями, направленные не только на развитие межполушарного взаимодействия, зрительно-пространственной координации, мелкой моторики, но и синхронизацию работы глаз и рук, закрепления навыка зрительного восприятия, повышения уровня устойчивости и переключения внимания. Эта книга таит много загадок и открытий. А мальчик по имени Матвей и кот Гаврюша, приглашают ребят совершить удивительное, полное приключений путешествие по разным частям света.

Очень часто дети дошкольного и младшего школьного возраста зеркалят буквы на письме. Зеркальность букв свойственна многим дошкольникам и чаще всего проявляется у детей 5-7 лет. В этом возрасте данная проблема не является нарушением и не стало для ребёнка автоматизированным навыком, ведь освоение письма и образа буквы носит развёрнутый характер.

На созревания буквенного гнозиса, локализацией которого является височно-затылочные отделы левого полушария мозга, нужно время. Буквенный гнозис, определение и написание букв является наиболее высокой формой развития пространственного восприятия, тонкой моторики пальцев рук. В пособии И.И. Праведниковой «Развитие буквенного восприятия», представлен комплекс занимательных занятий с учебно-игровыми заданиями на:

  • усвоение зрительного образа буквы;
  • формирование правильного буквенного восприятия;
  • развитие пространственного мышления;
  • профилактику и коррекцию зеркальности букв при письме.

Помимо выполнения основной цели (усвоения образа буквы, коррекции зеркальности при письме) методика способствует:

  • развитию произвольного внимания;
  • улучшению зрительной памяти;
  • развитию мелкой моторики и тонкой дифференциации пальцев руки
  • формированию сравнительного анализа
  • формированию усидчивости и контроля собственной деятельности у ребёнка

Развитие межполушарных связей необходимо для всех детей, но особенно рекомендуется для старших дошкольников. Делая специальные задания и просто играя в игры, дошколята лучше подготовятся к школе. Снизится риск дисграфии – нарушения письма, повысится стрессоустойчивость, улучшатся память и внимание. При выявлении выраженных симптомов коррекцию слабости межполушарных связей лучше доверить специалистам: нейропсихологам и неврологам, дефектологам.

Литература:

  1. Лосев П.Н. Коррекция речевого и психического развития детей 4-7 лет. Планирование, конспекты занятий, игры, упражнения / под. Ред. П.Н. Лосева. – М.: Сфера, 2005. — 160 с.
  2. Праведникова И.И. Развитие межполушарного взаимодействия и графических навыков / Ирина Праведникова. — Изд. 3-е –Ростов н/Д: Феникс, 2020. -31с.: ил. — (Нейропрописи)
  3. Семенович А.В. Межполушарное взаимодействие: хрестоматия / А.В. Семенович, М.С. Ковязина. — 2-е изд., испр. и доп. – М.: Генезис, 2018. – 496 с.
  4. Трясокурова Т.П. Развитие межполушарного взаимодействия у детей: рабочая тетрадь / Т.П. Трясокурова. — Изд. 10-е. — Ростов н/Д: Феникс, 2019. — 78 с.: ил. – (Школа развития).

*

Просмотров: 733
Категория: По направлениям » Для детского сада » Для психолога в детском саду




Другие новости по теме:

  • Бубнова Е. А., Губина Н. В.. Использование авторских пособий для развития межполушарного взаимодействия у детей с ЗПР
  • Куничкина Ольга Геннадьевна. Семинар-практикум для родителей «Развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук у детей младшего дошкольного возраста»
  • Рыжих Татьяна Викторовна Кучеренко Марина Александровна Кутейникова Екатерина Александровна. Мастер-класс для педагогов и родителей «Совершенствование межполушарных связей у детей с ОВЗ»
  • Грачева Марина. ГРАФОМОТОРНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗИТИЯ ЗРИТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ И ТОНКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
  • Ольга Ляляева. Развитие мелкой моторики и координации движений рук у детей дошкольного возраста
  • Редькина Наталья Вячеславовна. Коррекция и развитие графических навыков у детей 6-летнего возраста с задержкой психического развития
  • Ильина Марина Васильевна. Сенсорное развитие детей раннего возраста: «Изучение света, как способ развития зрительного восприятия»
  • Царева Эльвира Ивановна. «Развитие мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста с помощью графических упражнений».
  • Надежда Щукина. Формирование навыков здорового образа жизни у детей дошкольного возраста посредством взаимодействия с семьей
  • Воробьёва Анастасия Владимировна. Обобщающий опыт педагога на тему: Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста как средство развития речи. Буклет памятка для родителей.
  • Яшнова Рабия Арслановна. Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики пальцев рук у детей младшего дошкольного возраста»
  • Ушакова Елена Юрьевна. Проект по формированию основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста в процессе взаимодействия с родителями на тему 'Уроки Неболейки'.
  • Петрунина Юлия Алексеевна. Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста посредством игр через разные виды детской деятельности
  • Курманова Злата Вячеславовна. Развитие мелкой моторики как эффективное средство развития речи детей дошкольного возраста
  • Николаева Светлана Ивановна, Шилова Анна Викторовна. Проектная работа «Организация взаимодействия с родителями по развитию мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста»
  • Трапезникова Ольга. «Упражнения и игры для развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста».
  • Сафарова Наталья Викторовна. Развитие речи как средство передачи информации и активизации мышления. Опыт работы
  • Сошникова Валентина Александровна. Игры и упражнения на развитие мелкой моторики пальцев рук
  • Ефремова Оксана Васильевна. Система работы по развитию зрительного восприятия через изобразительную деятельность у детей с нарушением зрения старшего дошкольного возраста
  • Кузнецова Марина Николаевна. Развитие мелкой моторики и воображения у детей младшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности.
  • Никитина Ирина Васильевна. Методическая разработка «Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста»
  • Чернобай Людмила Альбертовна. Развитие мелкой моторики у рук у детей младшего дошкольного возраста.
  • Гущина Надежда Петровна. Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста
  • Потапова Ольга. Опыт работы по теме «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста»
  • Редактор. Развитие мелкой моторики рук, координации движений, сенсорной активности
  • Ирина Дудорова. Развитие тонкой моторики рук у детей дошкольного возраста с ДЦП и нарушениями ОДА
  • Волкова Галина Николаевна. «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через дидактические игры»
  • Денисова Татьяна Викторовна (П. Адамовка). Проект «Развитие мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста»
  • О.Б. Спицина Е.А. Шуклина А.С. Бузинова. Консультация для родителей старшего дошкольного возраста на тему «Влияние мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста на развитие речи и мыслительных операций»
  • Забанова Ольга Анатольевна. Развитие мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста с помощью дидактических игр.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь