Дрига О.В. Марченко А С. «Тактильные сказки»

«Тактильные сказки»

  • Старший воспитатель Дрига О.В.
  • Педагог-психолог Марченко А С.

Ранний возраст- пора удивительного открытия и познания мира людей и вещей. Именно этот период является сенситивным для формирования психических процессов ребенка, формируется так называемое «базовое доверие к миру».

Понятие «базовое доверие» было введено американским психологом Э.Эриксоном "... матери формируют чувство доверия у своих детей благодаря такому обращению, которое по своей сути состоит из чуткой заботы об индивидуальных потребностях ребенка и отчетливого ощущения того, что она сама – тот человек, которому можно доверять, в том понимании слова «доверие», которое существует в данной культуре применительно к данному стилю жизни. Благодаря этому у ребенка закладывается основа для чувства «все хорошо»; для появления чувства тождества; для становления тем, кем он станет, согласно надеждам других".

Именно в этом возрасте большинство детей поступают в детский сад где впервые на долгое время расстаются с мамой и переживают разнообразные эмоции в процессе адаптации к детскому учреждению. Конечно, воспитатель не должен стремиться заменить маму малышу, но ему необходимо стать близким чужим взрослым, который будет продолжать формировать «базовое доверие» к миру. Как же это возможно сделать?

Одним из способов решения может являться использование «тактильных сказок». Они помогают детям отключиться от окружающей действительности, погрузиться в мир собственных чувств, переживаний, учат доверять взрослому. Тактильное восприятие предметов помогает ребенку сформировать образ предметов, что в дальнейшем необходимо для понимания свойств и особенностей окружающего мира.

 

Эти сказки мы сочиняем сами или используем русские народные сказки ( «Колобок», «Рукавичка» и т.д.), в соответствии с возрастом ребенка. Примером такой сказки, которую мы придумали сами, может служить сказка «Сон снеговика». Перед погружением детей в сказочную историю мы вместе с ними из соли, муки и воды изготовили тесто и слепили снеговичка. В этом процессе мы наблюдали, насколько комфортно или нет было детям, когда они столкнулись с липкой массой теста. Были такие дети, которые испытывали тактильный дискомфорт.

Для создания сказочной атмосферы были надеты на глаза темные повязки. Отключив на время зрительный анализатор, мы способствовали обострению сигналов, поступающих от органов чувств, а именно обоняние –нюхали цитрус, тактильное восприятие-трогали колючие, пушистые и холодные предметы, слуховой- слушали разнообразные звуки. Здесь мы так же увидели проявление комфорта или дискомфорта.

В заключении сказочной истории, детки поделились своими чувствами и эмоциями: что было самое приятное, что испугало, что развеселило.

Затем дети сами предложили слепить елочку и украсить ее новогодними игрушками для снеговика.

Использование такого приема, как «тактильные» сказки позитивно влияет на психоэмоциональное состояние ребенка, способствует выявлению психологических проблем и открывает путь для их коррекции, они стимулируют разнообразные органы чувств, обогащают воображение ребенка. Но погружение детей в мир «тактильных» сказок возможно только при сформированности доверия к воспитателю, принятию мира, как безопасного и комфортного.

Пример «тактильной» сказки «Сон снеговика»

Наступила зима…

Выпал снег и дети пошли лепить снеговика. (Раздать соль, муку — насыпаем, смешиваем).

-Из этого можно слепить?

-Нет, нельзя, не липнет. (Добавить воду — замесить тесто и лепим снеговика). Ребята стали лепить снеговика.

- Какой чудесный снеговик получился!

Наступил вечер, все легли спать (темные повязки для глаз) и нам приснился волшебный сон! Идет снеговик по лесу, под ногами хрустит снег (хрустим крахмалом), дует ветер (веер). Идет мимо елок (ветки елки), мимо берез (веточки березы), вдруг с ёлки упала шишка (даем в руку ребенка шишку), снеговик испугался, поскользнулся и съехал с горки прямо в сугроб (контейнер со снегом). Поднял он глаза и увидел пушистую белку (дети трогают мех).

-Снеговик, что ты тут делаешь? – спросила белочка.

-Ищу елку! — ответил снеговик

-Пойдем, я тебе покажу. (Коврики)

Вышли они на полянку, где стояла елочка, она была очень красивая, от нее пахло хвоей и мандаринами. (Аромат от мандаринов и елочных веток)

Вот и закончился волшебный сон, снеговик проснулся и оказался в детском саду. (Снять маски)

Рефлексия. Дети украшают заготовки елок.

Просмотров: 214
Категория: По направлениям » Для детского сада » Для психолога в детском саду




Другие новости по теме:

  • Анастасия Владимировна Миллер. Раннее развитие: что лучше для Вашего малыша или Как развить ребенка и не навредить
  • Сухова Наталья Александровна. Брошюра для родителей «Советы, что можно сделать или сказать, когда ребенок кричит и не хочет идти в детский сад»
  • Шипкова Вера Николаевна. Интегрированная театрализованная деятельность для детей 2-4 лет «Как снеговик елочку на праздник нес» с использованием ростовых кукол
  • Главный Редактор. Что такое добро и зло для ребенка
  • Белько А.А. Меркулова М.А.. Непосредственно образовательная деятельность для детей младшего дошкольного возраста. Образовательная область – коммуникация. «Как дети сказки искали»
  • Бояршинова Валентина Александровна. Интегрированное занятие для детей 4-5 лет с нарушением зрения - «Ведь так не бывает на свете, чтоб были потеряны дети…»
  • Подольная Ирина Васильевна. Проект «... Нам нужно, чтобы наши дети об этом помнили, как мы…»: в рамках осуществления проектной деятельности для детей различными стартовыми возможностями
  • Шевченко Евгения Александровна. Такие сНежные человечки или День рождения снеговика
  • Главный Редактор. Как определить что болит у ребенка
  • Милованова Людмила Николаевна. Консультация для родителей «Во что играют наши дети?!»
  • Иванникова Валентина Николаевна. Консультация для педагогов 'Что за прелесть эти сказки!Алгоритм работы со слайдами'(из опыта работы)
  • Кизыма Галина Васильевна. Консультация для родителей по теме: «Роль сказки в развитии ребенка»
  • Алчинова Екатерина Леонидовна. ЧТО ТАКОЕ ПСИХИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ И ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ МИР РЕБЕНКА
  • Архипова Оксана Михайловна. Консультация для родителей «Как объяснить ребенку что такое осень для детей раннего возраста?»
  • Как подготовить ребенка к условиям детского сада
  • Марченко Ирина Петровна. Конспект открытого мероприятия – развлечения по теме «Воспитание интереса к истории и культуре родной страны через русские народные сказки при организации физкультурно – оздоровительной работы» «Путешествие по сказкам»
  • Телешун Татьяна Александровна. Что необходимо знать и уметь ребенку поступающему в первый класс (анкета для родителей)
  • Будькова Людмила Владимировна. КВЕСТ — игра для детей младшего дошкольного возраста «Загадки снеговика»
  • Лариса Александровна Прохорова. Физкультурный досуг для детей средней группы «Путешествие веселого Снеговика»
  • Одинцова Яна Александровна. Сюрпризы как и ожидание сказки в развитии творческого потенциала ребенка.
  • Дрождина Любовь Александровна. «Как отдать ребенка в дошкольное учреждение или первый раз в детский сад»
  • Сладкина Оксана Алексеевна. Психотерапевтические сказки «Сказки-Мышки-Аришки» ( «Мышка-Аришка заблудилась», «Сон Мышки-Аришки»)
  • Зеленова Ирина Александровна. Круглый стол для детей и родителей «Что может быть семьи дороже?!»
  • Марина Бурунова. Творческий проект: «Что за прелесть эти сказки!»
  • Селезнёва Галина Николаевна. Консультация для родителей: «Как подготовить ребенка к детскому саду?»
  • Дубровина Алефтина Викторовна. Познавательно-развлекательная игра «Что? Где? Когда?» (для детей подготовительной группы) Тема: «Деревья и кустарники»
  • Ильинская Диана Витальевна. Сценарий праздника «Что за прелесть эти сказки»
  • Дурягина Э.А., Иванникова М.Д.. Сценарий новогодней сказки для детей среднего дошкольного возраста «Сказка о том, как звери ёлочку-подружку спасали».
  • Васильева Наталья Анатольевна. Рекомендация для родителей «Как правильно одеть ребенка в детский сад»
  • Карпова Надежда Михайловна. Конспект организованной образовательной деятельности для детей среднего дошкольного возраста по познавательному развитию «К нам в гости пришел Снеговик»



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь