Дрига О.В. Марченко А С. «Тактильные сказки»

«Тактильные сказки»

  • Старший воспитатель Дрига О.В.
  • Педагог-психолог Марченко А С.

Ранний возраст- пора удивительного открытия и познания мира людей и вещей. Именно этот период является сенситивным для формирования психических процессов ребенка, формируется так называемое «базовое доверие к миру».

Понятие «базовое доверие» было введено американским психологом Э.Эриксоном "... матери формируют чувство доверия у своих детей благодаря такому обращению, которое по своей сути состоит из чуткой заботы об индивидуальных потребностях ребенка и отчетливого ощущения того, что она сама – тот человек, которому можно доверять, в том понимании слова «доверие», которое существует в данной культуре применительно к данному стилю жизни. Благодаря этому у ребенка закладывается основа для чувства «все хорошо»; для появления чувства тождества; для становления тем, кем он станет, согласно надеждам других".

Именно в этом возрасте большинство детей поступают в детский сад где впервые на долгое время расстаются с мамой и переживают разнообразные эмоции в процессе адаптации к детскому учреждению. Конечно, воспитатель не должен стремиться заменить маму малышу, но ему необходимо стать близким чужим взрослым, который будет продолжать формировать «базовое доверие» к миру. Как же это возможно сделать?

Одним из способов решения может являться использование «тактильных сказок». Они помогают детям отключиться от окружающей действительности, погрузиться в мир собственных чувств, переживаний, учат доверять взрослому. Тактильное восприятие предметов помогает ребенку сформировать образ предметов, что в дальнейшем необходимо для понимания свойств и особенностей окружающего мира.

 

Эти сказки мы сочиняем сами или используем русские народные сказки ( «Колобок», «Рукавичка» и т.д.), в соответствии с возрастом ребенка. Примером такой сказки, которую мы придумали сами, может служить сказка «Сон снеговика». Перед погружением детей в сказочную историю мы вместе с ними из соли, муки и воды изготовили тесто и слепили снеговичка. В этом процессе мы наблюдали, насколько комфортно или нет было детям, когда они столкнулись с липкой массой теста. Были такие дети, которые испытывали тактильный дискомфорт.

Для создания сказочной атмосферы были надеты на глаза темные повязки. Отключив на время зрительный анализатор, мы способствовали обострению сигналов, поступающих от органов чувств, а именно обоняние –нюхали цитрус, тактильное восприятие-трогали колючие, пушистые и холодные предметы, слуховой- слушали разнообразные звуки. Здесь мы так же увидели проявление комфорта или дискомфорта.

В заключении сказочной истории, детки поделились своими чувствами и эмоциями: что было самое приятное, что испугало, что развеселило.

Затем дети сами предложили слепить елочку и украсить ее новогодними игрушками для снеговика.

Использование такого приема, как «тактильные» сказки позитивно влияет на психоэмоциональное состояние ребенка, способствует выявлению психологических проблем и открывает путь для их коррекции, они стимулируют разнообразные органы чувств, обогащают воображение ребенка. Но погружение детей в мир «тактильных» сказок возможно только при сформированности доверия к воспитателю, принятию мира, как безопасного и комфортного.

Пример «тактильной» сказки «Сон снеговика»

Наступила зима…

Выпал снег и дети пошли лепить снеговика. (Раздать соль, муку — насыпаем, смешиваем).

-Из этого можно слепить?

-Нет, нельзя, не липнет. (Добавить воду — замесить тесто и лепим снеговика). Ребята стали лепить снеговика.

- Какой чудесный снеговик получился!

Наступил вечер, все легли спать (темные повязки для глаз) и нам приснился волшебный сон! Идет снеговик по лесу, под ногами хрустит снег (хрустим крахмалом), дует ветер (веер). Идет мимо елок (ветки елки), мимо берез (веточки березы), вдруг с ёлки упала шишка (даем в руку ребенка шишку), снеговик испугался, поскользнулся и съехал с горки прямо в сугроб (контейнер со снегом). Поднял он глаза и увидел пушистую белку (дети трогают мех).

-Снеговик, что ты тут делаешь? – спросила белочка.

-Ищу елку! — ответил снеговик

-Пойдем, я тебе покажу. (Коврики)

Вышли они на полянку, где стояла елочка, она была очень красивая, от нее пахло хвоей и мандаринами. (Аромат от мандаринов и елочных веток)

Вот и закончился волшебный сон, снеговик проснулся и оказался в детском саду. (Снять маски)

Рефлексия. Дети украшают заготовки елок.

Просмотров: 221
Категория: По направлениям » Для детского сада » Для психолога в детском саду




Другие новости по теме:

  • Марченко Ирина Петровна. Конспект открытого мероприятия – развлечения по теме «Воспитание интереса к истории и культуре родной страны через русские народные сказки при организации физкультурно – оздоровительной работы» «Путешествие по сказкам»
  • Прусакова Лариса Викторвна. Роль сказки в развитии ребенка
  • Солопова Наталья Александровна. Влияние сказки на формирование личности ребенка.
  • Одинцова Яна Александровна. Сюрпризы как и ожидание сказки в развитии творческого потенциала ребенка.
  • Козлова Марина Анатольевна. Сценарий развлечения «Дети народов мира» Старший дошкольный возраст
  • Кизыма Галина Васильевна. Консультация для родителей по теме: «Роль сказки в развитии ребенка»
  • Щербинина Татьяна Александровна. Развитие личности ребенка через сказки. (из опыта работы)
  • Шевченко Евгения Александровна. Такие сНежные человечки или День рождения снеговика
  • Васюкова Анастасия Александровна. Использование сенсорной комнаты в процессе адаптации ребенка к ДОУ
  • Шипкова Вера Николаевна. Интегрированная театрализованная деятельность для детей 2-4 лет «Как снеговик елочку на праздник нес» с использованием ростовых кукол
  • Белько А.А. Меркулова М.А.. Непосредственно образовательная деятельность для детей младшего дошкольного возраста. Образовательная область – коммуникация. «Как дети сказки искали»
  • Лариса Александровна Прохорова. Физкультурный досуг для детей средней группы «Путешествие веселого Снеговика»
  • Будькова Людмила Владимировна. КВЕСТ — игра для детей младшего дошкольного возраста «Загадки снеговика»
  • Романенко Дарья Андреевна. Интегрированное занятие в период адаптации к детскому саду в 1 младшей группе по сюжету русской народной сказки «Колобок»
  • Лысова Ольга Дмитриевна. СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С СЕМЬЕЙ В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ РЕБЕНКА РАННЕГО ВОЗРАСТА К ДЕТСКОМУ САДУ
  • Плужник Любовь Николаевна. Презентация «Снеговик в детском саду» (украшение групповой комнаты).
  • Худоерко Оксана Петровна. Рекомендации родителям в период адаптации ребенка в детском саду
  • Пятигора Людмила Егоровна. Роль дидактической игрушки в период адаптации ребенка в детском саду.
  • Никулина Алина Викторовна. Краткосрочный проект во второй младшей группе «Сказки очень нам важны. Сказки очень любим мы»
  • Редактор. Изготовление новогодних открыток своими руками - снеговик
  • Иванова Наталья. День рождения Снеговика
  • Редактор. Стихи про снеговика и снежную бабу
  • Ерощенкова Инна Владимировна. Статья на тему: «Аппликация не только развивает творческое мышление и воображение, но и учит ребенка предвосхищать результат своей работы, укрепляет пальчики, развивает моторику»
  • Подольная Ирина Васильевна. Проект «... Нам нужно, чтобы наши дети об этом помнили, как мы…»: в рамках осуществления проектной деятельности для детей различными стартовыми возможностями
  • Портнова Елена Михайловна. Конспект сюжетной прогулки «Загадки Снеговика»
  • Исмаилова Севиндж Гудрат Кызы. Персональная выставка творческих работ ребенка «Мир глазами ребенка»
  • Ольга Ошева. МАДОУ 'Центр развития ребенка Детский сад №11, воспитатель 1КК, НОД ' Путешествие в страну Грамоты'
  • Ляшенко Елена Сергеевна. Советы родителям по адаптации ребенка к детскому саду
  • Семёнова Мария Константиновна. Конспект открытого занятия на тему «Варежка для снеговика»
  • Ковригина Светлана Николаевна. Конспект организованной образовательной деятельности «Подсказки снеговика»



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь