Большинство детей к моменту обучения в школе уже полностью овладевают звуковой стороной речи, имеют довольно развернутый словарный запас, умеют грамматически правильно строить предложения. В ряде случаев процесс овладения речью может задержаться, и тогда у детей отмечаются различные отклонения, нарушающие нормальных ход её развития.
Фонетические нарушения речи выражаются как в дефектах произношения отдельных звуков, так и их групп без других сопутствующих проявлений.
Фонематические нарушения выражаются в том, что ребёнок не только дефектно произносит те или иные звуки, но и недостаточно их различает, не улавливает акустической и артикуляционной разницы между оппозиционными звуками.
Формирование звуковой стороны речи при нормальном ее развитии происходит в двух взаимосвязанных направлениях: усвоение артикуляции звуков (движений и позиций органов речи, нужных для произношения) и усвоение системы признаков звуков необходимых для их различения.
Каждый язык, как показали лингвистические исследования, располагает своей фонематической системой, где определенные звуковые признаки выступают как сигнальные, смыслоразличительные (фонемы), в то время как другие звуковые признаки остаются несущественными (вариантами). Весь звуковой строй языка определяется системой и противопоставлений (оппозиций), где различие даже в одном признаке изменяет смысл произносимого слова.
Дифференциация звуков речи как при восприятии, так и при произношении происходит на основе выделения сигнальных признаков и отвлечения их от несущественных, не имеющих фонематического значения.
Затруднения в выработке звуковых дифференцировок у детей чаще всего проявляются в замене при произношении одного звука другим и смешении звуков.
Замена и смешение звуков наблюдаются внутри определенных фонетических групп: внутри свистящих.., шипящих.., звонких и глухих.., сонорных.., мягких и твердых и т. д. и, как правило, происходят лишь в пределах указанных групп. Исключения составляют свистящие и шипящие звуки, близкие по артикуляции, а также звуки [Ц] и [Ч], которые могут заменяться звуками [Т] – [Т’], [Д] – [Д’], опять-таки звуками близкими по своей артикуляции.
Замене или смешению подвергаются не обязательно все звуки определенной фонетической группы. Эти нарушения часто рас-пространяются лишь на какую-нибудь пару звуков. Иногда замена и смешение звуков сочетаются с искаженным произношением отдельных звуков. Чаще всего нарушения наблюдаются при произношении свистящих и шипящих звуков, звонких и глухих, а также сонорных [Р] и [Д].
|