Учитель-логопед высшей кв. категории Макеева Марина Олеговна ГБОУ Школа №1571
Около 80% дошкольников с нарушениями зрения имеют нарушения речи. Формирование речи таких детей протекает в более сложных условиях, чем у детей с сохранным зрением, что связано с недостаточностью зрительного опыта, нечеткостью и узостью восприятия предметов и явлений окружающего мира. Тифлопедагоги и тифлопсихологи (З. Г. Ермолович, С.Л. Жильцова, М.И. Земцова, Н.А. Крылова и др.) отмечают замедленность формирования речи и связывают эту особенность с недостаточно активным взаимодействием с окружающим миром в процессе предметно-практической деятельности. Специфика и особенности формирования речи у детей с нарушениями зрения ярче проявляются в раннем, дошкольном и младшем школьном возрасте. Так, у детей дошкольного возраста, имеющих нарушения зрения, отмечаются нарушения лексико-грамматического строя речи, фонематических процессов, слоговой структуры слова, звукопроизношения, связной речи.
Одной из важнейших задач обучения ребенка родному языку в системе дошкольного образования является формирование грамматически правильной, лексически богатой и фонетически четкой речи. Для формирования правильного звукопроизношения, слоговой структуры слова, лексико-грамматического строя речи, для овладения навыками письма и чтения, для успешного обучения ребенка в школе необходим определенный уровень развития фонематических процессов. Большинство дошкольников с нарушениями зрения имеют фонетико-фонематические нарушения, несформированность процессов фонематического анализа и синтеза, поэтому значительное место в логопедической работе с данной категорией детей отводится развитию фонематических процессов. К фонематическим процессам относят: фонематический слух, фонематическое восприятие, фонематический анализ, фонематический синтез. Следует различать понятия «фонематический слух» и «фонематическое восприятие».
Фонематический слух — способность к слуховому восприятию речи, фонем. Другими словами, фонематический слух – это тонкий, систематизированный слух, позволяющий различать и узнавать фонемы родного языка. Фонематический слух имеет важнейшее значение для овладения звуковой стороной языка, на его основе формируется фонематическое восприятие.
Фонематическое восприятие — это способность различать фонемы и определять звуковой состав слова.
Фонематический анализ — мысленный процесс выделения отдельных фонем.
Фонематический синтез — мысленный процесс соединения частей в целое.
В норме дети достаточно рано усваивают основные звуки языка. В силу физиологических особенностей развития артикуляционной моторики они не могут правильно воспроизводить все фонемы родного языка, но при этом дети хорошо слышат звуки языка в соответствии с их фонетическими признаками. Ребенок способен проводить различие между правильным и неправильным произношением, но не всегда может правильно произнести то или иное слово. В возрасте 5-6 лет у детей уже должен быть сформирован высокий уровень развития фонематического восприятия. К этому возрасту у них должны правильно формироваться тонкие и дифференцированные звуковые образы слов и отдельных звуков.
Дети с хорошо развитым фонематическим восприятием говорят чисто, так как они чётко воспринимают все звуки нашей речи. У детей же с недостаточно развитым фонематическим восприятием страдает не только звукопроизношение, но и понимание речи, так как они не могут разделить близкие по звучанию фонемы. Для таких детей слова с такими фонемами звучат одинаково, например: точка – дочка, коса – коза, почка – бочка, лиса (животное) – леса (мн. число слова «лес»). Словарь ребёнка с недостаточно развитым фонематическим восприятием не пополняется теми словами, в состав которых входят трудноразличимые звуки. По той же причине не формируется в нужной степени и грамматический строй речи, так как многие предлоги или безударные окончания слов для ребёнка остаются «неуловимыми». Также у детей с недостаточно развитым фонематическим восприятием нарушаются процессы формирования навыков звукового анализа и синтеза, что приводит ещё и к нарушению слоговой структуры слова, а в дальнейшем к нарушениям процессов письма и чтения. Так ребёнок постепенно начинает отставать от возрастной нормы.
Одним из основных направлений логопедической работы с детьми дошкольного возраста, имеющими нарушения зрения, является преодоление нарушений фонематических процессов.
Основными задачами развития фонематических процессов являются: обучение умению выделять заданный звук в чужой и собственной речи; развитие навыков контроля и самоконтроля за произношением звуков; развитие навыков звукового анализа и синтеза.
Работа по преодолению нарушений фонематических процессов проводится поэтапно.
Первый этап – узнавание и различение неречевых звуков.
Второй этап – различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звукоподражаний, слов, фраз.
Третий этап – различение слов, близких по своему звуковому составу.
Четвертый этап – дифференциация слогов.
Пятый этап – дифференциация фонем.
Шестой этап – развитие навыков элементарного звукового анализа и синтеза.
На первом этапе ребёнку предлагаются игры и упражнения, в процессе которых развивается способность узнавать и различать неречевые звуки. Например: шум дождя, шелест листвы, звук проезжающих машин, гул самолёта и т.д. Выполнение таких упражнений способствует также развитию слухового внимания и слуховой памяти, что является крайне важным для дальнейшего развития фонематических процессов.
На втором этапе ребёнка учат различать высоту, силу, тембр голоса, ориентируясь на одни и те же звуки, звукосочетания, слова, фразы. Например, ребенку предлагается определить, кто его «зовёт» – медведь (взрослый говорит низким голосом) или мышонок (взрослый говорит высоким голосом).
Третий этап включает игры, которые научат ребенка различать слова, близкие по звуковому составу. Например, показать на картинке, где коса, а где коза; где каска, а где кашка.
На четвертом этапе дети учатся различать слоги, включающие близкие по звучанию звуки: па-ба, ку-гу, ма-на и др.
На пятом этапе дети учатся различать фонемы родного языка. Следует начинать с дифференциации гласных звуков. Например: взрослый называет звуки (А, И, У, О и т.д.), а ребенку предлагается хлопнуть в ладоши, когда он услышит звук А. Аналогично продолжается работа на материале согласных звуков.
Шестой этап предполагает игры и упражнения, направленные на формирование навыков звукового анализа и синтеза. На этом этапе важно соблюдать определенную последовательность. Сначала необходимо сформировать навык определения наличия заданного звука в слове. Затем следует учить ребенка определять первый и последний звук в слове, а также определять место заданного звука в слове (начало, середина, конец слова). И только после этого можно переходить к формированию более сложных форм фонематического анализа и синтеза таких, как: определение последовательности и количества звуков в слове, а также определение места заданного звука по отношению к другим звукам в слове.
Таким образом, при работе в данном направлении необходимо следовать принципам последовательности и «от простого к сложному», а также предлагать ребенку задания в игровой форме, благодаря чему повышается интерес к учебной деятельности.
Игры и упражнения для формирования фонематических процессов.
Игры и упражнения первого и второго этапов.
- Игра «Угадай, что звучит». Ребенку предлагается послушать звук (шум дождя, шелест листьев, звук мнущейся бумаги, звук переливающейся воды и т.д.) и отгадать, что звучит. На первых этапах ребенку можно давать картинки-подсказки. Сначала ребенок рассматривает несколько картинок (дождь, машина, поющие птицы), затем слушает звук и выбирает соответствующую картинку.
- Игра «Отгадай музыкальный инструмент». Ребенку предлагается прослушать отрывок записи игры на каком-либо музыкальном инструменте. Ребенок должен отгадать, какой музыкальный инструмент звучал. Так же, как и в предыдущей игре, ребёнку можно дать картинки-подсказки.
- Игра «Транспорт». Ребенку предлагается прослушать звуки, которые издают разные виды транспорта (гудок паровоза, сигнал машины, стук колёс поезда, работа мотора мотоцикла и т.д.), отгадать, какой вид транспорта издаёт такой звук.
- Игра «Погремушки». Для игры понадобится несколько погремушек, издающих разные звуки и отличающихся по цвету. Взрослый, после знакомства ребенка со звучанием каждой погремушки, прячет их за ширму (либо ребенок закрывает глаза), издает звук одной из них, а ребенок должен отгадать, какая погремушка издала этот звук (например, синяя, красная или зеленая).
- Игра «Отгадай звучащую игрушку». Для игры понадобится несколько звучащих игрушек, издающих разные звуки (свисток, дудочка, погремушка, музыкальная шкатулка и т.д.). Игра проводится аналогично предыдущей.
- Игра «Баночки». В маленькие разноцветные баночки (или маленькие пластиковые контейнеры из «Киндер-сюрпризов») насыпать разные наполнители (макароны, пшено, рис и т.д.). Взрослый издает звук одной из баночек, ребёнок отгадывает, какая баночка издала этот звук.
- Игра «Что это за зверь?». Ребенку предлагается прослушать запись голосов животных (лай собаки, мычание коровы и т.д.), пение и голоса птиц, а затем отгадать, кто из животных (птиц) так подает голос.
- Игра «Кто тебя позвал?». Для игры понадобится две-три игрушки, например, медвежонок и мышка. Взрослый изображает их «голоса»: у медвежонка низкий голос, а у мышонка – высокий. Ребенок закрывает глаза, в это время взрослый зовёт ребёнка по имени, изображая голос одного из животных, ребенок должен отгадать, кто его позвал.
- Игра «Лесенка». Для игры понадобится картинка с изображением лесенки и маленькая игрушка (любой персонаж, например, зайчик). Зайчик «шагает» по лесенке – взрослый передвигает зайчика снизу-вверх и потом обратно (затем это может делать и сам ребенок) – и поёт песенку «а-а-а-а» (или «ля-ля-ля») то тихо, то громко. Если зайчик внизу лесенки, то петь нужно тихо, постепенно зайчик поднимается по лесенке вверх, песенка становится всё громче и громче.
- вариант: после показа взрослым ребенок сам поёт песенку с разной силой голоса (тихо-громче-громко и наоборот) в соответствии с передвижением зайчика по лесенке.
- вариант: ребенок закрывает глаза, взрослый поет песенку то тихо, то громко, ребенок должен отгадать, где находится зайчик – вверху или внизу лесенки.
- Игра «Тихо-громко».
- вариант: взрослый говорит какое-либо слово или короткую фразу с разной силой
голоса.
Ребенок должен сказать «тихо» или «громко» было сказано это слово (фраза).
2 вариант: для игры понадобится две игрушки, например, собачка и котик. Взрослый
определяет, кто из них говорит громко, а кто – тихо, и демонстрирует на примере фразы
или одного слова. Затем ребенок должен отгадать, кто – собачка или котик – сказал
фразу (слово).
Игры и упражнения третьего и четвертого этапов.
- Игра «Покажи». Ребенку предлагается рассмотреть картинки с изображением предметов со схожими по звучанию названиями: коса – коза. Взрослый называет предмет, а ребенок должен показать этот предмет на картинке. Например: покажи, где коса, а где коза; где трава, а где дрова; где почка, а где бочка.
- Игра «Закончи предложение». На столе несколько картинок с изображением предметов, названия которых схожи по звучанию. Взрослый говорит предложение, но недоговаривает последнее слово в нем. Ребенок должен подобрать нужное слово, выбрав из числа картинок-подсказок. Например: «У Сони длинная … (коса)», «На лугу пасётся … (коза)».
- Игра «Назови». Ребенку предлагается назвать предметы, изображенные на картинках: коза – коса, бочка – почка, точка – дочка и т.д.
- Игра «Найди ошибку».
- вариант: взрослый называет предметы, изображенные на картинках, сознательно делая ошибки в некоторых словах. Например, показывая на каску, взрослый говорит: «Это кашка». Ребенок должен хлопнуть в ладоши (поднять флажок, либо подать другой условный сигнал, заданный в начале игры), услышав ошибку в слове, при возможности (если ребенок выговаривает все звуки, входящие в состав этого слова) ребенок называет правильный вариант.
- вариант: аналогичным образом можно поиграть в эту игры с предложениями. Взрослый делает ошибку в предложении, например: у Сони длинная коза (вместо «коса»); Мама сварила вкусную каску (вместо «кашку»).
- Игра «Шаг вперед». Взрослый называет слова, близкие по звуковому составу, ребенок должен сделать шаг вперед, услышав заданное слово. Например, нужно сделать шаг вперед, услышав слово «коза», взрослый называет слова: коса, каша, коза.
- Игра «Правильно-неправильно». Взрослый демонстрирует ребенку картинку, называет, что на ней изображено, при этом дает несколько неправильных вариантов и один правильный, ребенок должен хлопнуть в ладоши (поднять руку или помахать флажком), услышав правильный вариант. Например: это масына, это масина, это мафына, это махына, это машина.
- Игра «Гномы». Эта игра проводится аналогично предыдущей, только взрослый дает ребенку две карточки: одну с изображением веселого гнома, другую – с изображением грустного гнома. Если ребенок слышит неправильный ответ, он поднимает карточку с изображением грустного гнома, если ребенок услышал правильный ответ, то он поднимает карточку с изображением весёлого гнома.
- Игра «Хлопай, не зевай». Взрослый называет слоги, ребенок должен хлопнуть в ладоши, услышав заданный слог.
- Игра «Попугайчики». Взрослый предлагает ребенку повторить слоги, а затем слоговые ряды из двух, а потом из трёх слогов, в состав которых входят оппозиционные звуки. Например: па-ба, сы-ши, ка-га-ка, са-за-са, мо-мё-мо.
- Игра «Будь внимательным». Взрослый даёт ребенку две карточки: на одной изображена машинка, на второй – мышка. Взрослый объясняет, что сигнал машинки звучит так: «би-би» (или «би»), а мышка пищит так: «пи-пи» (или «пи»). Затем взрослый называет слоги (или слоговые ряды из двух одинаковых слогов), а ребенок должен поднять соответствующую карточку – с изображением мышки или машинки.
Игры и упражнения пятого и шестого этапов.
- Игра «Поймай звук». Следует помнить, что на первых этапах игра проводится на материале гласных звуков, а уже позже – на материале согласных звуков. Взрослый называет звуки, а ребенок должен «ладошками поймать» звук, т.е. хлопнуть в ладоши, услышав заданный звук.
- Игра «Флажок». Эта игра проводится аналогично предыдущей, только ребёнку предлагается поднять флажок, услышав заданный звук. Если игра проводится на материале гласных звуков, то целесообразно дать ребёнку флажок красного цвета. Если ребенку предлагается выделить из звукового ряда твёрдый согласный звук, целесообразно использовать флажок синего цвета. Соответственно, выделяя мягкий согласный звук из звукового ряда, можно поиграть с флажком зелёного цвета.
- Игра «В каком слове (слоге) спрятался звук?». Взрослый называет слова (слоги), ребенок должен хлопнуть в ладоши (или поднять руку, помахать флажком), услышав заданный звук в слове.
- Игра «Какой гласный звук спрятался в слове?». Взрослый называет слово с одним гласным звуком (мак, лук, мост, лист), и бросает мяч ребенку. Ребенок называет только гласный звук, который есть в этом слове, и бросает мяч обратно: мак – [а], лук – [у], дом – [о] и т.д. На первых этапах взрослый должен произносить гласный звук в слове утрированно, чтобы ребёнок «научился слышать» этот звук.
- Игра «Назови слова с заданным звуком». Взрослый называет три-четыре слова (затем можно увеличивать количество слов), ребенок, прослушав эти слова, должен назвать только те из них, в которых есть заданный звук.
- Игра «Выбери подходящие картинки». Взрослый кладет на стол несколько картинок. Ребенку предлагается выбрать картинки с изображением предметов, в названиях которых есть заданный звук.
- Игра «Разложи картинки». Игра проводится на материале слов, в состав которых входят аппозиционные звуки (с – ш, с – з, к – г, л – л", п" – б" и т.д.). Взрослый предлагает ребенку разложить картинки на две стопки: в одну стопку нужно положить картинки с изображением предметов, в названиях которых есть, например, звук [с], в другую – картинки с изображением предметов, в названиях которых есть звук [з].
- Игра «Назови первый (последний) звук в слове». Взрослый называет слово и бросает мяч ребенку. Ребенок называет первый (последний) звук в слове и бросает мяч обратно. На первых этапах следует учить ребенка определять гласный звук в начале (конце) слова.
- Игра «Паровозик». Ребенку предлагается определить место заданного звука в слове: начало, середина, конец слова. В качестве зрительной опоры на первых этапах обучения используется картинка с изображением паровозика с тремя вагонами: первый вагон – звук находится в начале слова, второй – в середине слова, третий вагон – в конце слова. Ребенок произносит слово и проводит пальчиком от первого к последнему вагону, где был его пальчик в момент произнесения заданного звука, там и находится звук в слове. Сначала следует учить ребенка определять место гласного звука в слове, а уже позже – согласного.
- Игра «Где спрятался звук». Взрослый бросает мяч ребенку, называет слово с заданным звуком. Ребенок должен определить, где находится заданный звук в слове (в начале, середине или конце слова) и бросает мяч обратно. Этот вариант игры стоит предлагать ребенку для закрепления навыка определения места звука в слове.
- Игра «Найди слово». На столе лежат несколько картинок. Ребенку нужно определить слово, соответствующее заданным условиям. Например, найти слова, в которых звук [с] находится в начале (середине или конце) слова.
- Упражнение «Составь схему слога (слова)» (звуковой анализ слога (слова)). Ребенку предлагается составить звуковую схему слога (слова), дать характеристику каждому звуку, определить общее количество звуков, количество согласных (твёрдых, мягких) и гласных звуков, назвать все звуки в слове по порядку. Начинать обучать ребенка звуковому анализу следует с обратных слогов (ап), затем проводится анализ прямых слогов (па), затем слов из трёх звуков (мак, сок), из четырех звуков с двумя прямыми слогами (мама), и только позже переходить к анализу более сложных слов (со стечением согласных – стол, трёхсложных – канава и др.).
- Игра «Назови звуки». Взрослый бросает мяч ребенку, называет слово. Ребенок называет по порядку все звуки в слове и бросает мяч обратно.
- Игра «Подбери слово». Ребенку предлагается подобрать (придумать, либо выбрать из числа предложенных) слово в соответствии с инструкцией. Например: придумать слово из трёх звуков; придумать слово соответствующее заданной звуковой схеме; найти из числа предложенных слов те, которые начинаются с мягкого согласного звука.
- Игра «Хлопаем». Ребенку предлагается разделить слова на слоги, отхлопывая каждый слог, затем назвать количество слогов в слове.
- Игра «Посмотри вокруг». Ребенку предлагается найти в окружающей обстановке предметы, в названии которых есть заданный звук, определить его место в слове.
- Игра «Я знаю три слова». Дети встают в круг, взрослый по очереди бросает каждому ребенку мяч, называя разные задания (например: слова со звуком [л] в начале; слова с двумя гласными звуками и т.д), ребенок называет три слова, соответствующих условию, и бросает мяч обратно.
- Игра «Бусинки». Детям предлагается собрать рассыпавшиеся бусы, расставив по порядку «слова-бусинки» (для игры используются заранее подобранные картинки): каждое последующее слово начинается со звука, на который заканчивается предыдущее (радуга – аист – туфли – иголка и т.д.).
- Игра «Цепочка». Ребенку предлагается назвать слово, которое получится, если в нем что-то изменить: заменить один звук на другой, убрать или добавить заданный звук, поменять заданные звуки местами. Например, цепочка слов может быть такой: мак – маки – раки – рак – бак – бык – бок – ток – кот – ком – дом.
- Упражнение «Собери слово из слогов». Игра может проводится устно, либо с карточками, на которых написаны слоги, если ребенок умеет читать. Ребенку предлагается собрать слово из данных слогов: ка, ру – рука, бу, га, ма – бумага.
|