Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/doshkolnikru/doshkolnikru_news.php on line 44 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/doshkolnikru/doshkolnikru_news.php on line 45 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/doshkolnikru/doshkolnikru_news.php on line 47 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/doshkolnikru/doshkolnikru_news.php on line 48 Черкасова Анастасия Сергеевна. Формирование речевых функций в онтогенезе



Черкасова Анастасия Сергеевна. Формирование речевых функций в онтогенезе

Формирование речевых функций в онтогенезе

Разработала: учитель – логопед Черкасова Анастасия Сергеевна. МДОУ «Д/с «Островок» с. Малокурильское, Южно – Курильский р-н. Сахалинская обл.

Речь – это особая и наиболее совершенная форма общения, присущая только человеку. В процессе речевого общения (коммуникации) люди обмениваются мыслями и воздействуют друг на друга. Осуществляется речевое общение посредством языка. (Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина).

Речь, служит основным средством общения. Без речи, не представилось бы возможности доносить и воспринимать информацию, которая несет в себе определенный смысл, который невозможно передать с помощью органов чувств. Коммуникация много значит в формировании человеческой психики, ее развитии и становление разумного, культурного поведения. Общаясь с психологически развитыми людьми, человек получает все свои высшие познавательные способности и качества. С помощью коммуникации с развитыми личностями, человек развивает в себе ту самую личность.

 

Согласно проведенным исследованиям, речь не является врождённой способностью человека, а развитие её у ребёнка зависит, прежде всего от взрослых, которые находятся в ближайшем окружении, а также от сверстников. Вместе с развитием речи у ребёнка в дошкольном возрасте закладываются и формируются основные черты личности, характер, формы социального поведения и т.д.

„Эмоциональное заражение" играет важную роль в формировании контактов ребенка с окружающими. Это основа для формирования индивидуальности ребенка как личности, в дальнейшем. Особенно значимыми для для ребенка в первые месяцы жизни являются положительные эмоции, что в дальнейшем благоприятно воздействует на его неврологичесое, психологическое и в том числе интелектуальное развитие. Исходя из этого мы можем сделать вывод, что главным источником положительных эмоций для ребенка 1-3 месяцев является мама. Главным фактором в развитии младенца можно определить ее простое присутствие рядом, вовремя бодрствования ребенка. Это закладывает те основы, на которых формируется эмоциональное взаимопонимание, контакт между матерью и ребенком.

При ощущении отсутствия матери или негативных эмоций, раздражения и т.д. у ребенка происходит вокализация крика, переходящая в плачь. Исходя из вышескаханного, мы можем сделать вывод, что происходит проявление первоначальных эмоциональных коммуникаций. На данной стадии формируются симптомы положительного и отрицательного эмоционального состояния ребенка (2—3 месяца).

Исследования показывают, что возникновение речевых нарушений у детей достаточно тесно связано с манерой и качеством общения с матерью: чем сильнее выражена материнская депривация, тем выше вероятность возникновения речевых расстройств.

В речи выделяют ряд составляющих, которые возникают в онтогенезе в разные периоды. По мере развития ребенка постепенно оформляются разные функции речи, и каждая из них укореняется на всю жизнь, постепенно совершенствуясь.

Существует два вида формирующейся речи: восприятие чужой речи и становление собственной. Данные виды речи формируются параллельно друг другу, но не синхронно.

Рассмотрим 7 периодов развития речи:

1. до рождения

Некоторые ученые выдвигают теорию, что в утробе матери, дети хорошо слышат внешний мир, считается, что именно в этот момент у ребенка начинает работать банк памяти, куда записывается вся информация. Эту версию поддерживают не все специалисты, но несмотря на это, большинство настоятельно рекомендуют будущим родителям больше времени уделять общению с еще не родившемся ребенком (вступать с ним в контакт как вербальным, так и невербальным способом), тогда его развитие будет протекать более благоприятным образом.

2. от рождения до 4 мес.

Восприятие чужой речи. Этот период сосредоточен на формировании банка памяти, туда активно поступает вся речь вокруг ребенка. Чтобы в банк памяти поступали качественные слова и запись проходила полноценно, родителям рекомендуют говорить в нормальном ритме, темпе, без искажений и сокращений. Мозговые рецепторы ребенка фиксируют не просто слова и звуки, но и мелодику в целом, что в дальнейшем сказывается на национальном акценте.

Становление собственной речи. Как известно, ребенок начинает активно общаться с внешним миром с первой минуты рождения, он использует единственный доступный ему способ, это крик и плач. Л.С. Выгодский не раз в своих работах подчеркивал, что крик ребенка несет в себе мысль. Плачь и крик младенца служат информатором окружающих о состоянии и самочувствии ребенка.

В случае, если мать придерживается принципа не подходить к кричащему ребенку, дабы не приучать его к рукам или научить самостоятельности, развитие речи тормозится. Главная потребность ребенка на этот период времени – это мать. В утробе младенец ощущал маму всей поверхностью тела, слышал еще регулярно, биение сердца, работа других органов, но вдруг все исчезло, и он оказался в незнакомой ему среде. Ему страшно, он призывает мать криком, и та должна немедленно оказаться рядом. В этом случае собственная речь ребенка, хоть и простая по форме, приобретает важный смысл: с ее помощью он может обратиться к матери и получить ее защиту. Если она на призыв не реагирует, речь лишается смысла, становится бесполезной, и с этого момента начинаются сбои в ее формировании.

3. от 4 до 10 мес.

Восприятие чужой речи. По старому принципу происходит запоминание и запись речи в банк памяти. На этом этапе к взрослым предъявляются все те же требования по поведению и разговору с ребенком.

На данном этапе ребенок начинает соотносить отдельные слова с объектами реального мира. Для более действенного запоминания предметов и действий во внешней среде, родители и окружающие должны проговаривать свои действия и называть предметы внешнего мира.

Становление собственной речи. Звуковое разнообразие речи ребенка становится богаче. Сохраняются прежние функции во время взаимодействия со взрослыми — информирование о самочувствии и состоянии в целом и подключается управление поведением взрослых, что способствует формированию таких ценных качеств личности, как воля, умение выразить свои желания, способность настоять на своем. Так же добавляется возможность сообщать о приятных моментах.

Нарушение развития речи произойдет в том случае, если взрослые не будут реагировать на просьбы ребенка. В таком случае умение сообщать о приятных моментах потеряет смысл, а плачь и крик превратится в истеричность и назойливость. Что со временем заложит в характер ребенка нежелательные черты, озлобленность, беспомощность, ненависть к окружающим. Основной причиной этих негативных отношений является недоверие, страх и незащищенность перед внешним миром.

4. от 10 мес. до 3,5 лет

Восприятие чужой речи. На данном этапе, чтобы облегчить поступление слов в банк памяти взрослым стоит контролировать темп речи и разговаривать более медленно и размеренно, так же для качественной записи нужно как можно чаще повторять одни и те же фразы. При повторении слов за ребенком, в искаженном виде, ребенок их запоминает вместе с правильным вариантом произношения и в будущем ему придется самостоятельно их дифференцировать их самостоятельно.

К 3,5 годам родители могут управлять ребенком с помощью слова. В отличии от первого года жизни, когда ребенок реагировал на интонацию и жесты, ближе к 3-3. 5 годам возникает смысловое восприятие.

Одним из важнейших условий является сообщение только той информации, которую ребенок сможет проверить лично. Поощрение или запрещение без реальной ситуации, в которой ребенок осознает смысл данных действий делает невозможной связь «код — событие» и, как следствие, ведет к отрыву речи от реальности. В памяти ребенка слова с прошлыми событиями формируются самостоятельно, со временем. Последствия бывают тяжелыми.

Становление собственной речи. В этот период происходит активнвное освоение языка. В 10-12 мес. он произносит отдельные слоги и слова, к 3 годам формируется фразовая речь. Слово окончательно приобретает функцию символа, и ребенок начинает пользоваться им самостоятельно.

Большую роль в данном процессе играет общение с близкими. В данный период родители должны помочь ребенку понять. Что это интересно, необходимо и несложно. Формирование речи нарушается, если ребенок не получает обратной связи на свой пока еще монолог.

Стоит учесть, что в этом возрасте разговор ребенка ограничивается исключительно разговором о себе и своем окружении (игрушки, мама, ребенок). Всех окружающих должно это интересовать, особенно маму.

5. от 3,5 до 7 лет

Начиная с этого периода, восприятие чужой речи (общение) и становление собственной идут параллельно.

В 5-й период происходит становление разговорной речи. Важно, чтобы к концу «4» периода у ребенка было сформированно понятие «я» и «ты». Любой диалог подразумевает два этих понятия и четкое разделение «ты» и «я», «мое» и «твое». Пока ребенок не ощутил себя как личность, говорить об освоении разговорной речи не приходится.

Когда человек имеет что-то «свое», автоматически человек чувствует себя защищенно, так же и с ребенком. Если есть «мое», значит есть и «я». Поэтому на данном этапе, торможение развитие может вызвать не разделение и неформированные понятия «я» и «мое». Это может случиться, если родители ограничивают ребенка в правах, оправдывая это хорошим воспитанием. Родители устанавливают запрет на такие элементарные права ребенка, как:

  • высказывать свои мысли (Помолчи; Не перебивай взрослых, когда они разговаривают; Успокойся);
  • иметь свое место в пространстве (Не бегай; Посиди спокойно; Не бери без моего разрешения);
  • иметь свое место в социуме (Раз пришли гости, уйди в свою комнату; Не приводи своих друзей);
  • иметь свою собственность (Отдай ему машинку, он тоже хочет поиграть; Какой ты жадный).

Многим родителям кажется, что отказ от подобных назиданий нарушит формирование дисциплины. Однако, искусство воспитания заключается в умении сделать так, чтобы ребенку самому захотелось следовать общепринятым нормам, а подобное желание у ребенка можно вызвать уважением со стороны взрослого. Ребенок знает, что его не прервут, не продемонстрируют его глупость, извинят за невольные ошибки. Он добровольно посидит тихо и не будет вмешиваться в разговор, если имеет собственные интересные дела и совершенно уверен в любви взрослых. Те дети, что систематически нарушают правила поведения, отчаянно пытаются отвоевать место в социуме и в пространстве в целом. А тем временем, взрослые, под предлогом воспитания, обрывают все те тонкие грани. Что ребенок пытается установить.

Из других факторов, негативно влияющих на формирование речи, можно назвать следующие:

  • взрослые не дают возможности говорить ребенку, не выслушивают его;
  • если ребенок по своей инициативе пытается завязать разговор, его слушают со скучающим или раздраженным выражением лица, смотрят мимо, подчеркивают примитивность его суждений, не помогают взглядом при возникновении затруднений.

При нормальном общении с ребенком со стороны окружающих на 4-м году жизни способна сформироваться богатая речь и привычка смотреть собеседнику в глаза. Дети, которых ограничивали в правах, как правило отличаются назойливостью, прерывистая речь, неприятное поведение.

Так же одним из важнейших пунктов становления речи является выбор тем для разговора с ребенком. У ребенка нет границ в сфере интересов. На данный период ему интересно все, почему он растет, что такое космос, почему ездят машины и т.д. Когда интересы ребенка не поощряются, а напротив сопровождаются недовольными возгласами вроде, «ты мне уже надоел своими вопросами» или «не знаю» и разговоры с ребенком ограничиваются повседневными проблемами, что поел, когда ложиться спать и т.п., то родители невольно сами ограничивают развитие своего ребенка, что в речевой сфере, что в сфере умственной.

Исходя из вышеперечисленных факторов изменяется информационная функция речи. Начиная с пятого года жизни ребенка можно просвещать и обучать с опорой на предметы с которыми от лично не знаком и даже вряд ли познакомится. Взрослым в свою очередь стоит проявлять неподдельный интерес к умозаключениям и эмоциям ребенка об окружающей его среде.

Наконец, еще один важный пункт в становлении речи ребенка. На четвертом году жизни проявляется такой важный фактор, как – сверстники. Между общением со взрослым и общением со сверстником есть разница, с одной стороны это куда легче, но есть и другая сторона медали. Дабы донести до сверстника то, чего хочет ребенок, приходится делать речь более четкой и прозрачной. Так же приходит понятия о способах общения. Ребенок должен понимать, что товарищ не должен подчиняться, но и сам ребенок не подчинённый — оба равны. Но и должен понимать, что по отношению к взрослому он занимает подчинительное положение.

6. после 7 лет

В этот период все навыки ребенка развиваются и усложняются в соответствии его возрасту и интересам.

Появляется интериоризация речи. Имеет место быть, короткая стадия, когда ребенок озвучивает мысли, возникшие в голове, так как он еще не умеет отделять внутреннюю речь от внешней.

Интериоризация речи пройдет успешно, если родители создадут благоприятные условия. Когда ребенок сталкивается с жизненной ситуацией которая требует решения, родитель может выслушать, оказать поддержку дать дельный совет взрослый должен выслушать, в коем случае не диктовать готовое решение, для данной ситуации. Ребенок имеет право на самостоятельно принятое решение, пусть в дальнейшем это и будет ошибкой, родитель уважающий своего ребенка, даст ему такое право.

Нарушение интериоризации возникает при неправильном отношение родителей к самостоятельности ребенка или порицании за совершенные ошибки. Так же если у ребенка не бывает сложившихся трудностей или проблем, потому что родители обеспечивают ребенку сверх опеку, провоцируя тем самым полную несамостоятельность; либо требуя совершения как либо действий только с разрешения (пока я не скажу, нельзя; кто тебе разрешил?!).

7. после 12 лет

После 10-12 лет слово становится инструментом словесно-логического мышления. Данная функция возникает в онтогенезе последней. Теперь эта функция должна использоваться постоянно.

К нарушению формирования словесно-логического мышления предрасполагают следующие условия:

  • малый удельный вес поисковых методов обучения;
  • минимальное количество практических занятий;
  • минимальная необходимость для подключения логического мышления к процессу занятий.

Усугубляет данное положение, если данные условия сохранны и дома. Выполнение сложных ситуаций, предназначенных ребенку, родителями. Таким образом, ребенок лишен возможности совершить ошибку самостоятельно, а также проверить верность своих суждений на практике. При таких условиях воспитания дети становятся пассивными и не заинтересованными в решении сложившихся ситуаций в их жизни, либо агрессивными и грубыми по отношению как к родителям, так и к окружающим. Но оба исхода данного воспитания мешает развивать мышление, лишает ребенка возможности думать. Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что торможение в развитии внутренней речи необратимо, а, следовательно, внешняя речь тоже будет страдать. Инволютивный период. Этот период характерен протеканием в обратном порядке, нежели предыдущие. Этот период протекает в пожилом возрасте. На первом этапе пропадает способность к словесно лексическому мышлению, после чего человек вовсе перестает воспринимать новую информацию.

Возрастая деградация становится более заметна, когда пропадает возможность воздействовать на человека со стороны окружающих. Следующей стадией принято считать потерю памяти на слова, человек может их забывать, так же пожилой человек может потерять связь между словом и объектом. Со временем он перестанет узнавать даже самых близких людей и предметы, которыми чаще всего пользовался. В дальнейшем объём словаря сократится вплоть до полной потери речи.

И в результате, на последней стадии онтогенеза человек утрачивает членораздельную речь. Потом, подобно первым годам жизни, издает отдельные звуки, с помощью которых информирует окружающих о самочувствии или привлекает внимание, просит о помощи. И наконец, сознание отключается.

Просмотров: 299
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развитие речи детей дошкольного возраста




Другие новости по теме:

  • Пушкарева Ольга Сергеевна. Конспекты занятий по активизации и обогащению речи ребенка 4,5 лет с тяжелым нарушением речи
  • Комиссарова Светлана Николаевна. Развитие речи ребенка с помощью музыки.
  • Анна Ивановна Воробьёва. Консультация для родителей: 'Родители и речь ребенка'
  • Конечная Ирина Николаевна. Статья 'Влияние речи взрослых на речевое развитие ребенка'
  • Алла Ивановна Будякова. Роль эмоций в развитии речи детей раннего возраста в условиях Дома ребенка»
  • Зиангирова Екатерина Владимировна. Значение речи в становлении личности ребенка
  • Оксана. Психологическое значение подражательных игровых действий ребенка. Влияние семейного застолья на развитие, воспитание и социализацию ребенка
  • Мартынова Родика Павловна. Развитие мелкой моторики рук способствует развитию речи ребенка.
  • Фарахтдинова Зульфия Равиловна. Речевое развитие детей 4-5 лет. Рекомендации по развитию речи ребенка в семье. Профилактика задержки речевого развития.
  • Екатерина Киракосян. Работа с семьей в центре игровой поддержки ребенка как возможность укрепления взаимодействия в диаде ребенок раннего возраста-значимый взрослый в рамках подходов отечественной культурно-исторической психологии
  • Холодова Лариса Анатольевна. Родительское собрание 'Роль артикуляционной и пальчиковой гимнастики на развитие речи ребенка'
  • Мишкуц Наталия Николаевна. Семинар-практикум для родителей «Развитие образной речи ребенка как важнейшие условие качественной подготовки к школе»
  • Свинцова Наталья Александровна. Речь и развитие ребенка.
  • Даутова Венера Хамбаловна. Игры для развития речи ребенка раннего возраста
  • Половинкина Ирина Евгеньевна. Авторская книга «Сказочка-развивалочка» как обучающий фактор для развития речи воспитанников дома ребенка
  • Наумова Мария Александровна. Адаптированная образовательная программа для ребенка с ОВЗ (Тяжелое нарушение речи) в условиях логопедического пункта
  • Залуцкая Евгения Викторовна. ЕСЛИ ВАМ НЕ НРАВЯТСЯ НЕКОТОРЫЕ ЧЕРТЫ ХАРАКТЕРА ВАШЕГО РЕБЕНКА
  • Главный Редактор. Роль общения со взрослым в развитии ребенка
  • Сухова Наталья Александровна. Брошюра для родителей «Советы, что можно сделать или сказать, когда ребенок кричит и не хочет идти в детский сад»
  • Бойцева Анжелика. Мастер-класс для родителей - «Развитие речи ребенка посредством использования развивающих игр «Шнур-затейник», кораблик «Брызг- Брызг» В.В. Воскобовича».
  • Клюбина Инна Викторовна. Рекомендация для педагогов и родителей на тему: «Значение употребления предлогов в речи ребенка»
  • Шаврина Наталья Александровна. Семинар — практикум для родителей «Развиваем речь ребенка в дома»
  • Оксана Владимирова. Как вести себя, если ужалила ребенка пчела
  • Косенкова Ирина Петровна. Консультация для родителей 'Речь вашего ребенка'.
  • Кумаченко Наталья Анатольевна. Родительского собрание-практикум: «Преодоление фонетико-фонематического недоразвития речи ребенка».
  • Зоя Егина. Обучение связной речи – важное условие подготовки ребенка к обучению в школе (творческий отчет по самообразованию)
  • Колесниченко Ирина Григорьевна. Становление личности ребенка в семье
  • Исмаилова Севиндж Гудрат Кызы. Персональная выставка творческих работ ребенка «Мир глазами ребенка»
  • Худоерко Оксана Петровна. Рекомендации родителям в период адаптации ребенка в детском саду
  • Папазьян Анастасия Игоревна. Консультация для родителей на тему: «Эмоциональное состояние ребенка в период достижения им трех лет»



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь