Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/doshkolnikru/doshkolnikru_news.php on line 44 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/doshkolnikru/doshkolnikru_news.php on line 45 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/doshkolnikru/doshkolnikru_news.php on line 47 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/doshkolnikru/doshkolnikru_news.php on line 48 Соснова Юлия Алексеевна. Экологическая тропа в детском саду



Соснова Юлия Алексеевна. Экологическая тропа в детском саду

Экологическая тропа в детском саду

В современном мире экологическое воспитание носит приоритетный характер.

Ознакомление с окружающим миром природы реализуется в рамках образовательной области «Познавательное развитие» и предусматривает решение таких задач, как

  • формирование представлений о живой и неживой природе
  • воспитание гуманного, эмоционально-положительного, бережного отношения к миру природы.

Ребенок не полюбит природу, пока не увидит красоту, пока не обрадуется ей, пока не удивится. Сухое понимание природы, рассматривание её на картинках ни к чему не приведет. Не видя красоты вокруг, не воспринимая эту красоту, не радуясь, не восхищаясь, ребенок остается глухим, безучастным к тому, что его окружает. Он знает правила поведения в природе, но легко ломает ветку, ловит сачком бабочку. Чтобы красота затронула душу и сердце ребенка, чтобы он смог её увидеть и ощутить, рядом должен быть взрослый помощник.

 

Для решения этих задач в детском саду «Ласточка» (с. Ребриха, Алтайский край) был создан экологический комплекс, одним из составляющих которого является экологическая тропа. В ходе ее формирования педагоги отталкивались от естественных условий местоположения детского сада, особенностей его природного окружения, климатических особенностях региона.

Экологическая тропа ДОУ насчитывает 33 точки. Это сиреневая аллея, пруд, муравейник, старая берёза с дуплом, грачевник в тополиной аллее, молодые дубки, живая хвойная изгородь, трухлявый пень, аптечный огород, поле, метеопощадка, птичий столб, поляна «Горный Алтай» и др.

Вдоль тропинки, огибающей спортивный участок, находится точка экологической тропы «Рябиновая аллея». Она представляет собой двухрядную живую изгородь. В первом ряду низкорослый кустарник спирея японская, во втором – рябины (с одной стороны аллеи – рябины обыкновенные, с другой — пирамидальной формы).

Данная точка, в отличие от некоторых других, интересна в любое время года.

------------------------------------

Примеры наблюдений на точке экологической тропы «Рябиновая аллея» см. в приложении.

Экскурсия на данную точку может носить не только познавательный характер, а также может быть подготовительной работой к занятию по художественно-эстетическому развитию.

Средняя группа октябрь рисование «Золотая осень»

ноябрь рисование «Укрась платочек растительным орнаментом (ягоды, листья)»

Старшая группа сентябрь рисование «Осенние деревья»

февраль рисование «Деревья зимой»

рисование «Хохломская роспись»

март рисование «Золотая хохлома»

апрель рисование «Как я с мамой иду в детский сад»

Подготовительная группа сентябрь рисование «Осенний листок»

аппликация «Осенний ковер»

рисование «Осень золотая»

октябрь рисование «Папа гуляет со своим ребенком в парке»

рисование «Ветка рябины»

аппликация «Ваза с цветами и ветками»

март рисование «Укрась тарелку хохломской росписью»

Во время экскурсии с детьми на данную точку экологической тропы, можно и нужно использовать художественное слово. У имени Рябина есть ласковая народнопоэтическая форма — Рябинушка. А ещё её называют рябина тонкая, кудрявая, моложавая, одинокая, красная, пышная, румяная. Она похожа на стройную девушку. Многие поэты посвятили ей свои стихи. С

Рябина – любимый персонаж русского фольклора. В народном календаре есть день «Петр-Павел – рябинники», приходящийся на конец сентября (23 сентября) – время созревания рябиновых ягод. В этот день ветки с плодами связывали в пучки и развешивали над крышами домов. Этот обычай связан с представлениями о рябине как дереве, способном защитить человека от всяких бед. Можно с детьми на данной точке 23 сентября провести фольклорный праздник.

Таким образом, созданная экологическая тропа существенно углубила возможности ДОУ в экологическом воспитании дошкольников – расширении их практических знаний о взаимозависимостях в природе, повысило осознанность соблюдения основных правил поведения человека в природе.

Приложение

Рябинка приглашает к себе в гости

Цель: Познакомить с характерными особенностями рябины, по которым её можно выделить среди других деревьев. Рассмотреть её ствол, ветви, ягоды. Воспитывать желание любоваться красотой дерева

Во время сборов на прогулку показать детям приглашение, а они должны отгадать, от кого:

Стоит в парке деревце,

Под ветром легко гнется,

Кисти ягод горят,

И снегири к ним летят.

Кто догадается,

Как деревце называется?

(Рябина.)

— Есть ли у нас на территории детского сада рябина? Давайте мы ее сегодня навестим.

— Как вы его узнали?

— Чем это дерево отличается от других? Как оно называется? (рябина) Какие части рябины вы знаете? Покажите их и назовите (ответы детей). Какого цвета и формы листья у рябины? Что можно сказать о внешнем виде этого дерева? Можете объяснить, почему, за что считают рябину красавицей? Что, по вашему мнению, красиво в этом дереве? (Ответы детей) А что мы видим на рябине кроме листьев?

— Расскажите, какие у нее ягоды?

— Сколько их? Какого цвета, формы, величины?

Сообща дети приходят к выводу, что рябина – это очень красивое дерево, осенью одеваются в разноцветные одежды: желтые, красные. Листики у рябины состоит из нескольких симметрично расположенных листиков овальной формы. На рябине кроме листьев есть еще и ягодки, на тонких веточках, которые прогибаются от тяжести, висят оранжево-красные ягодки. Ягод много. Они мелкие, сочные с маленькими семечками внутри. Рябина очень тонкое дерево и веточки очень легко ломаются, поэтому нужно, заботится о дереве и не ломать ветки.

Рябина золотой осенью

Цель: Воспитывать у детей умение любоваться красотой окружающих деревьев, желание беречь эту красоту.

Ход наблюдения:

Обходя с детьми территорию детского сада, обращаем внимание на нарядное убранство деревьев. Ребята, как называется эта пора осени? (ответы детей)

Отгадайте загадку: Весной зеленела,

Летом загорала,

Осенью надела

Красные кораллы (рябина).

Подойдем ближе к рябине. Какого цвета листья на ней? (ответы детей) Какое чувство вызывает эта картина у вас? (ответы детей)

Чтобы мы могли наблюдать эту красоту каждый год, чтобы у нас чаще было хорошее настроение, необходимо природу беречь и охранять. Мы сами являемся частью природы. Обобщение ответов детей: золотой осенью листья рябины окрашены в пурпурно-оранжевый цвет и, вместе с яркими гроздьями алых ягод, создают прекрасную картину. Рябина золотой осенью вызывает у нас чувства радости, восторга и красоты природы.

Наблюдение за рябиной во время листопада

Цель: углубить и обобщить представление детей о подготовке деревьев к зиме.

Ход наблюдения:

Прочитать стихотворение Н. Меркушова:

Я по парку погуляла,

Где заря растёт узнала.

Поглядела вверх — она

Сразу стала мне видна!

Ярко ягодки горят,

На меня они глядят!

Что за чудная картина?

- Это дерево — рябина!

Воспитатель с детьми рассматривают рябину. Ребята, какие изменения произошли с рябинкой и с другими деревьями? У различных деревьев листья опадают постепенно с разных частей веток и в разное время.

А что у нас сейчас под ногами? Откуда появился этот ковер? Что же случилось с рябиной, она такая же, как была? А что произошло с ягодами? (ответы детей)

Игра: «Узнай дерево по части» (коре, ягодам, семенам, веткам).

Ребята, в природе ни чего не происходит просто так. Вот и деревья, сбрасывая листья, приспосабливаются к суровым условиям зимней погоды. Предлагаю набрать красивых листьев для осеннего букета. В завершении наблюдения делается вывод: Когда с деревьев опадают листья, это явление называется листопад, так начинается период, который называется золотая осень природы. В это время деревья сбрасывают листья, образовывая вокруг себя золотой ковер. На ветках рябины остаются ягоды, которые привлекают нас своей красотой и служат кормом для птиц

Наблюдение за рябиной во время снегопада

Цель: учить видеть красоту заснеженного дерева.

Ход наблюдения:

Загадать загадку:

Его весной и летом

Мы видели одетым.

А осенью с бедняжки

Сорвали все рубашки,

Но зимние метели

В меха его одели.

(Дерево.)

— Что за меха, в которые одела деревья зима?

Предложить посмотреть, как чувствует себя рябина: может, ей нужна наша помощь.

— Как сейчас рябина выглядит?

— Что лежит на ее ветках?

— Как бы вы ее сегодня назвали? (Заснеженная, белая, пушистая.)

— Как ты, рябинка, сегодня себя чувствуешь?

— Дети, а вы знаете, почему ей тяжело?

— Что может случиться с ветками?

— Как ей можно помочь?

Предложить палкой осторожно стряхнуть снег с верхних веток, а с нижних — стряхнуть рукой. Обратить внимание на то, что ветки поднялись, благодарят детей за помощь.

— Хорошо, что сегодня мы подошли к нашей рябине, нашей подружке.

Рябина – птичья столовая

Цель: закрепить внешний вид рябины после снегопада, рассказать о том, кто любит лакомиться ягодами рябины.

Утром воспитатель говорит детям, что когда она шла в детский сад, то заметила, что около нашей рябины на снегу все покраснело.

— Что случилось с ней?

Предлагает на прогулке спросить у нее и самим догадаться:

— Что произошло?

Около рябины обратить внимание детей на красную мякоть ягод на снегу.

— Кто оборвал и раскинул ягоды около нашей рябины?

— Сколько их осталось на ветках?

Рассмотреть ягоды на снегу, предложить сравнить их с ягодами, сорванными с дерева. Обратить внимание на то, что в сорванных ягодах есть семена, а в ягодах на снегу — только мякоть.

— Кто же угощался ягодами?

Сказать, что ягоды любят снегири. Пояснить, что они раскусывали ягоду, язычком выбирали семена и сладкий сок, а мякоть — выплевывали на снег.

Догадались, почему снег красный?

Рябина – птичья кормушка

Цель: рассказать о том, какую пользу приносит рябина птицам в холодное время года; воспитание у детей интереса и доброго отношения к птицам и природе.

Ход наблюдения:

Воспитатель загадывает детям загадку.

Прилетает в гости к ней

Стайка алых снегирей,

По ветвям они снуют,

Красны ягодки клюют. (Рябина)

Ребята, посмотрите, что мы видим на земле? Откуда взялись эти ягоды? (их уронили птицы). Как вы думаете, какие птицы побывали на рябинке?

Ребята, рябина любимое лакомство дроздов. Их так и называют дрозды-рябинники. Кроме дроздов рябину любят и другие птицы. Для дроздов, синиц, снегирей, свиристелей и других птиц рябина является кормушкой. (Если удастся, то обязательно понаблюдать, как птицы клюют ягоды рябины) И неспроста так много ягод созревает на рябине. Иначе нельзя: на всех может не хватить. Среди птиц и зверей много любителей рябины. В лесу, если ягоды на землю упадут, так тут же их подберут и съедят лисы, зайцы. Ягоды рябины крепко держатся на ветках, могли бы и до самой весны провисеть. Однако уже к середине зимы от них ничего не останется. Все подъест лесной народ и разнесет вместе с пометом по всему лесу драгоценные семена, из которых новые рябинки вырастут. Птицы едят только плоды рябины, а вот животные, кроме плодов, едят и листья, и почки, и молодые побеги рябины. Очень уж много в них витаминов.

Игра «Птички, птички, по домам»

Дети немного отходят от рябин. Воспитатель называет птиц. Если птица зимующая, дети бегут к рябинке. Если перелетная, то убегают к стене сада или к другому назначенному месту (улетают на юг)

Рябина и береза

Цель: учить отличать рябину от другого дерева — березы, видеть отличия и общие признаки, характерные для всех деревьев.

Ход наблюдения:

На прогулке обратить внимание детей на деревья, которые растут рядом Рассмотреть березу и рябину. Рассмотреть деревья, уточнить их строение, в чем сходство деревьев? Какие характерные особенности березы вы знаете? Какие характерные особенности рябины вы знаете? Что общего есть у этих деревьев? Какие условия необходимы для их роста?

— Почему мы так быстро узнаем рябину среди других деревьев?

— Чем береза отличается от других деревьев?

Обратить внимание детей, на то, что у рябины и березы очень тонкие веточки, которые легко ломаются и почему так важно заботится о деревьях зимой.

Игра: «Узнай дерево по части» (коре, ягодам, семенам, листьям, веткам).

Дети собирают листья березы, рябины, дуба, тополя. Обговаривают их форму окраску и т. д. Воспитатель показывает лист и спрашивает, с какого он дерева. Дети должны подбежать к загаданному дереву.

Обобщение ответов детей: дети приходят к выводу, что рябину можно узнать по гроздьям алых ягод, а у березы белый ствол, у нее как и у рябины тонкие ветви, а еще на ней вырастают сережки, делают вывод, что оба дерева питаются с помощью корней, которые уходят глубоко в землю. Еще рябина служит кормушкой для птиц зимой.

Составление сказки «Если был бы я рябинкой…»

Цель: учить выражать свое отношение к дереву, как живому существу, через слово

Мы давно знакомы с нашей подружкой — рябинкой. Она украшает нашу территорию, радует нас, поднимает нам настроение. Давайте подумаем и составим рассказ «О чем мечтает рябинка», «Если бы я был деревом».

При затруднении задавать вопросы:

— Хорошо ли рябинке жить на территории садика?

— Почему?

— Какое время года ей нравится больше всего? Почему ты так думаешь?

— О чем шепчут ее веточки (листочки), когда мы проходим мимо?

— Что можно сделать, чтобы наша рябинка чувствовала себя хорошо? Хорошо или плохо быть деревом? Почему? Обобщить. Поощрить детей

Польза ягод рябины

Цель: уточнить представление детей о том, что ягоды рябины не только красивы, но и очень полезны. Ход наблюдения:

Ребята, вспомните, что такое урожай. В какое время года проходит сбор урожая? Какой урожай и откуда собирают люди? А с рябины можно собрать урожай? (ответы детей)

В народе говорят: «Осенью одна ягодка, да и та горькая рябина». Ребята, знаете ли вы, что делают из ягод рябины?

Рассказать детям, что рябина служит не только кормом для птиц, но и люди тоже используют ее в своих целях. Из ягод варят варенье, готовят очень вкусную пастилу, начинку для пирогов и конфет, компоты, витаминный чай. Используют в медицине. Из рябины делают музыкальные духовые инструменты, а из тонких веточек плетут корзинки и различные сувениры. Вот видите, сколько радости и пользы приносят ягоды рябины взрослым и детям.

Ягоды не сладость,

Зато глазу радость

И садам украшенье,

А друзьям угощенье.

А еще в старину делали бусы, нанизывая ягоды рябины на нитку.

Кто обедал на рябине?

Цель: Формировать представление об особенностях поведения птиц в зимнее время (свиристелей, воробьев, снегирей, синиц). Воспитывать доброжелательное отношение к братьям нашим меньшим. Развивать умение анализировать, сравнивать, делать выводы.

Вопросы: Кто сегодня прилетел к нам в гости?

Как называются птицы?

Опишите, как выглядит птица?

Что птицы делают?

Зачем прилетели птицы?

Почему прилетели сюда?

Как мы можем помочь птицам зимой?

Дома у вас есть кормушки?

Чем вы кормите птиц?

Почему птицы часто прилетают к нам на участок?

Вам нравиться наблюдать за птицами?

Какое у вас настроение, когда вы наблюдаете за птицами?

Не забудьте рассказать мамам, кто сегодня обедал на рябине

Подвижная игра «Птицы и рябинка»

Дети делятся на две команды: одна команда – это ягоды рябины, а другая команда — птицы. Дети — «ягоды рябины» держат в руках картонный круг красного цвета или к картонному красному кругу крепится верёвочка, и круг с верёвочкой вешается на шею, как медаль.

Команды детей выстраиваются в две шеренги и становятся напротив друг друга.

Команда птиц говорит такие слова:

«Ветер вдруг сильней подул,

Ягоды с рябины сдул.

Ветер ягоды гоняет,

Будто с мячиком играет.»

Команда рябиновых ягод отвечает:

«Эти ягодки летят,

К птичкам в клювик не хотят.

Ягодки скорей, скорей,

Птичкам будет веселей.»

После этих слов команда птиц ловит команду ягод рябины. «Ягоды рябины» стараются убежать от «птиц» и достигнуть того места, где находились «птицы». В этом месте «ягоды рябины» находятся в безопасности и «птицы» не могут их поймать.

Просмотров: 237
Категория: По направлениям » Для детского сада » Экологическое воспитание




Другие новости по теме:

  • Татьяна Трамбаева. Конспект НОД по лепке в младшей группы. Тема: «Ягоды рябины для снегирей»
  • Полицына Марина Александровна. Конспект занятия по рисованию с детьми 3-4 лет «Ветка рябины»
  • Федосова Елена Александровна. Интегрированная НОД по образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» в группе оздоровительной направленности для детей 4-5 лет Тема: «Веточка рябины»
  • Гилязова Лейсан Идрисовна. Конспект НОД для младшей группы «Ветка рябины»
  • Гладнева Елена Николаевна. Занятие по пластилинографии в средней группе 'Веточка рябины'
  • Рыбникова Анна Анатольевна. Конспект НОД по ручному и художественному труду (коллективный труд) Старшая группа Панно «Гроздь рябины» (Лепка)
  • Александрова Елена Олеговна. Технологическая карта НОД. Конспект занятия по экспериментированию в старшей группе №12 Тема: «Знакомство со свойствами черноплодной рябины»
  • Кременец Мария Сергеевна. Конспект интегрированного занятия для старшей группы «Красная рябина»
  • Набатчикова Эльвира Евгеньевна. Конспект открытого занятия в старшей группе по нетрадиционному рисованию «Рябина»
  • Плуталова Татьяна Владимировна. Конспект НОД по экологическому образованию для детей 3-4 лет «Почему листья осенью желтеют»
  • Анисимова Оксана Сергеевна. Мультимедийная дидактическая игра для детей старшего дошкольного возраста 'ФРУКТЫ И ЯГОДЫ'
  • Ведерникова Светлана Николаевна, Фадеева Ольга Владимировна. Сценарий развлечения для детей подготовительной группы «Северные ягоды»
  • Редактор. Почему не очень хорошо быть очень правильным ребенком?
  • Парфенова Кристина Николаевна. Нетрадиционные техники рисования. Рисование пальчиками. «Мое любимое дерево осенью» 2 младшая группа
  • Редактор. Стихи про овощи, фрукты и ягоды
  • Иванова Елена Родионовна. Консультация для родителей «Ягоды в детском питании»
  • Таранова Ирина Васильевна. Загадки и стихи про ягоды
  • Исаева Ольга Сергеевна. НОД «Ягоды для Мишутки».
  • Иванова Нина Николаевна. РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНО – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: «ПОЧЕМУ ОПАДАЮТ И ШУРШАТ ЛИСТЬЯ?»
  • Гризман Наталия Андреевна. ПЛАНИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ на неделю по теме 'Грибы. Ягоды'
  • Талипова Ольга Николаевна. Конспект занятия по логоритмике в разновозрастной группе Тема: «Лес. Ягоды»
  • Темирова Замира Файзиевна. Конспект организованной образовательной деятельности по речевому развитию на тему: «Ягоды» для воспитанников средней группы
  • Мерабишвили Марина Владимировна. Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию на тему: «Овощи, ягоды и фрукты – витаминные продукты»
  • Черткова Светлана Владимировна. Конспект интегрированного познавательного досуга в рамках проекта «Ягоды, овощи и фрукты — витаминные продукты» (для средней группы)
  • Артёменко Анна Владимировна. «Какие птицы прилетают к нам зимой»
  • Думоян Лилит Самвеловна. Конспект в 1 младшей группе (рисование) Тема: «Осенние листья».
  • Азарова Наталья Александровна. Исследовательская работа «Почему так говорят «Ваше время истекло»
  • Жукова Татьяна Борисовна. Сценарий праздника посвященного Дню Космонавтики в подготовительной к школе группе на тему: «Если очень захотеть, можно в космос полететь!»
  • Минчакова Наталья Николаевна. Комплексное занятие по ФКЦМ в подготовительной к школе группе в рамках Круглого стола для учителей начальных классов «Если очень захотеть, можно в космос полететь»
  • Калинина Елена Геннадьевна. Дидактическая игра «С какого дерева лист?» (3-4 года)



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь