Авторы:
- Потанина Наталья Александровна – воспитатель,
- Владимирова Вера Николаевна – воспитатель.
Актуальность: Хлеб – это продукт человеческого труда, это символ благополучия и достатка. Именно хлебу отведено самое главное место на столе и в будни, и в праздники. Без него не обходится ни один приём пищи.
Этот продукт сопровождает нас от рождения до старости. Ценность хлеба ничем нельзя измерить. Но почему одни дети любят хлеб и с удовольствием его едят, а другие отказываются от него?
Многие дети не знают о труде людей, выращивающих хлеб, и относятся к хлебу небрежно (бросают, играют, крошат, лепят фигурки, выбрасывают недоеденные куски).
Проект призван обратить внимание детей, какими усилиями появляется хлеб на нашем столе, воспитывать бережное отношение к хлебу.
Участники проекта: воспитатели, воспитанники старшей группы детского сада, родители.
Тип проекта: познавательно- исследовательский, краткосрочный.
Вид проекта: групповой.
Образовательные области:
- Социально — коммуникативное развитие
- Познавательное развитие
- Речевое развитие
- Художественно — эстетическое развитие
- Физическое развитие
Срок реализации: краткосрочный (2 недели)
Цель: формирование целостного представления о процессе выращивания хлеба у детей старшего дошкольного возраста, воспитание бережного отношения к хлебу, к труду людей, которые его выращивают.
Задачи:
- Формирование знаний о многообразии злаковых культурах и хлебобулочных изделий;
- Формировать представления о долгом пути хлеба от поля до стола;
- Способствовать развитию детской любознательности;
- Развивать эстетическое отношение к окружающей действительности;
- Обогащать словарь детей. Совершенствовать навыки связного высказывания;
- Развивать умение применять полученные знания в продуктивных видах деятельности;
- Побуждать к активным действиям совместной деятельности со взрослыми и детьми;
- Воспитывать бережное отношение к хлебу и труду людей, которые занимаются созданием хлебных изделий.
Предполагаемый результат:
- Усвоение детьми необходимых знаний о производстве хлеба и хлебобулочных изделий.
- Способствовать воспитанию у детей чувства уважения к нелёгкому труду людей, выращивающих хлеб.
- Вовлечение родителей в педагогический процесс.
ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ
- Беседа о хлебе (предварительная, о имеющихся знаний у детей о значении хлеба);
- Заучивание тематических стихов, пословиц, поговорок, чтение рассказов;
- Познавательное занятие «Откуда хлеб пришел»;
- Организация досуга «Отгадай загадку на вкус»;
- Экспериментирование: «Что получиться, если смешать воду, муку и соль»;
- Просмотр презентации «Откуда хлеб пришел»;
- Подбор книг по теме в книжном уголке;
- Экскурсия для детей средней группы «Все о хлебе» проводится детьми старшей группы.
РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА
1 этап – подготовительный
- Подбор художественной литературы для чтения и заучивания стихов.
- Разработка конспекта занятия «Откуда хлеб пришел»
- Подбор иллюстративного материала, презентаций для реализации проекта.
- Изготовление дидактической игры «Как испечь печенье», «Подбери часть»
- Консультации для родителей: «О пользе хлеба», «Вторая жизнь черствому хлебу».
2 этап — основной
Беседы: «Как на наш стол хлеб пришел»; «Кто такой хлебороб»; «Хлеб всему голова!»; «Какой бывает хлеб»; «Как испечь хлеб в домашних условиях»; «Хлеб – наше богатство!».
Рассматривание иллюстраций и репродукций: на тему: «Выращивание хлеба»;
рассматривание картин И. И. Шишкина «Рожь», И. И. Машкова «Снедь московская», С.А. Куприянова «Вспашка», «Посев», «Уборка», «Озимые».
Просмотр документальных фильмов: «История про хлеб»; «По секрету всему свету. Как получается хлеб»; «Как печется хлеб!» Передача для детей «АБВГДейка».
Просмотр мультфильмов: «Золотые колосья» белорусская сказка; «История про девочку, которая наступила на хлеб». По мотивам сказки Ганса Христиана Андерсена; «Колобок» русская народная сказка; «Хлеб» белорусская сказка; «Чудо – мельница!» русская народная сказка.
Знакомство с профессиями: агроном; комбайнер; пекарь; кондитер; продавец.
Исследовательская деятельность: рассматривание и сравнивание зерен при помощи лупы (ржи, пшеницы, ячменя, овса).
Выстраивание схемы «Этапы выращивания хлеба».
Опытно – экспериментальная деятельность: превращение зерна в муку (ступка, кофемолка); выращивание семян (ржи, пшеницы, ячменя, овса); приготовление солёного теста для лепки.
Речевое развитие:
Чтение художественной литературы о хлебе: Сказки: «Легкий хлеб», «Крупеничка», «Крылатый, мохнатый, да масляный», «Колосок»; В. Дацкевич «От зерна до каравая»; К. Чуковский «Чудо – дерево», «Булка»; В. Ремизов «Хлебный голос»; Я. Аким «Хлеб»; Т. Шорыгина «Ломоть хлеба»; И. Токмакова «Что такое хлеб»; Н. Самкова «О хлебе»; Загадки, скороговорки, пословицы, поговорки, стихи, приметы о хлебе.
Рассказ по картинкам: «Как в старину люди выращивали хлеб!»
Социально-коммуникативное развитие:
Сюжетно-ролевые игры: «Семья»; «Магазин»; «Булочная»; «Кулинария».
Дидактические игры: «Назови профессию»; «Что из какой муки испекли?»; «Четвертый лишний»; «От зерна до каравая»; «Что сначала, что потом»; «Превращения»; «Чудесный мешочек»; «Кто больше назовет хлебобулочных изделий»; «Угадай на ощупь»; «Как превратить муку в тесто?»; «Назови ласково».
Физическое развитие:
Подвижные игры: «Кто быстрее соберёт урожай»; хороводная игра «Каравай».
Художественно-эстетическое развитие:
Изобразительная деятельность: рассматривание картин и иллюстраций о хлебе; лепка из соленого теста хлебобулочных изделий с детьми для сюжетно-ролевой игры «Булочная»; составление картин из манной крупы; изображение хлебных полей; людей, выращивающих хлеб, хлебобулочных изделий, аппликация «Букет колосьев пшеницы».
НОД: «Откуда к нам приходит хлеб»; «Хлеб – всему голова»; Составление рассказов по серии картин «Как люди выращивают хлеб»; Беседа: «Кем бы ты хотел стать?» (профессии хлебороба, пекаря…).
Взаимодействие с родителями: предложить детям вместе с родителями найти и выучить стихи, пословицы и поговорки о хлебе; изготовление групповой кулинарной книги «Рецепты наших бабушек»; театрализация русской народной сказки «Колосок»; предложить родителям составить фоторепортаж «Секреты семейной выпечки».
Итоговое мероприятие: оформление мини-музея «Хлеб – всему голова!».
3 этап — заключительный
Анализ и обобщение полученных знаний.
Вывод: у детей повысился уровень знаний по данной теме. Они получили новые знания о производстве хлеба и хлебобулочных изделий, о людях разных профессий связанных с выращиванием и выпечкой хлеба, что труд их нужен, но очень труден. Полученные знания окажут большое влияние на формирование у детей навыков толерантного отношения к людям разных профессий.
|