Сценарий тематического занятия "Хлеб — всему голова"
В сценарии частично использован материал Тематического занятия для старшего дошкольного возраста, (д/с № 1970, Москва), опубликованного в журнале «Музыкальный руководитель» №5, 2012
Цель: познакомить детей со всем трудоемким процессом появления хлеба.
Хоровод «Завьем капусту» под песню «Тропинка-торопинка» Муз. А. Пинегина, сл. Г. Ладонщикова
Песня «Листопад» Музыка М. Красева. Слова М. Ивенсен
Песня «Осень, как рыжая кошка» сл. Н. Куликовой, муз. Трусовой Е.
Песня «Что нам Осень принесет?» Ст.: Л. Некрасова, Музыка: З. Левина
«Танец трактористов» под Р. н. песню «Уж, ты, Порушка Параня»
«Танец с колосьями» муз. «Вальс» П. Делиб,
Игра – пляска «Передай колос» муз. Р. н. песни «Светит месяц», «Полянка»
Хоровод «На горе то калина» р. н. п.
Песня «Жил у нашей матушки черный баран» Р. Н. песня
Танец «Кадриль» ( «Милый мой дедочек»)
Сценка с Медведем. Под муз. «Цыганочка», «Коробейники»
Шутки-прибаутки про балалайку, под муз. р. н. п. «Ах, вы сени»
Игра «Плетень» (р. н. п. «Как у наших у ворот»)
Персонажи: Осень (ребенок), трактористы – 7 чел, баран, медведь, цыган.
Атрибуты: «колосья» из картона, балалайка, коса картонная, рули для трактористов,
костюмы цыгана, медведя, барана, осени, все дети одеты в народные костюмы, диски, музыкальный центр.
Ход утренника:
Звучит песня «Тропинка-торопинка» Муз. А. Пинегина, сл. Г. Ладонщикова (розовый диск «Ку-Ко-Ша»). Под музыку дети входят в зал, «завивают капусту», проходят под «воротики», образованные двумя детьми, выстраиваются полукругом.
1 ребенок: Ходит осень по лесам С краскою и кистью, Чтоб деревьям и кустам Дать окраску лисью.
2 ребенок: Клен высокий порыжел, Рыжие осины, И багряные уже Ягоды рябины.
Песня «Листопад»
3 ребенок: Пожелтела вся трава, В золоте березы. Мокнет рыжая тропа: дождики да росы. 4ребенок: Осень, красок не жалей, Радуй ярким цветом!
Мы под музыку дождей
Провожаем лето.
Песня «Осень, как рыжая кошка»
Ведущий: Дорогие ребята, уважаемые гости! Сегодня мы собрались с вами, чтобы порадоваться прекрасному времени года, порадоваться собранному урожаю. С весны до осени, не покладая рук, трудятся хлеборобы, чтобы в каждый дом, на каждый стол хлеб пришел.
К детям:
Как в народе говорят о хлебе? — Хлеб всему голова.
Вспомните, ребята, и вы пословицы и поговорки.
Дети (поочередно):
- Хочешь есть калачи, — не сиди на печи. - Хлеб в пути не тягость. - Хлеб везде хорош – и у нас и за морем. - Хлеб да вода – богатырская еда.
- Хлеб с солью не бранится. - Ржаной хлебушко – пшеничному дедушка. - Хвала рукам, что пахнут хлебом. - Хлеба ни куска, и стол – доска.
- Плох обед, коли хлеба нет. - Не велик кусок пирога, а стоит много труда. - Гречневая каша – матушка наша, а хлебец родной – нам отец родной.
Ведущая: Хлеб – основной продукт питания. Он нужен человеку каждый день. Мы знаем, что осень – горячая пора для тружеников полей и для тех, кто помогает им убирать урожай хлеба, овощей и фруктов.
Слышу, — музыка звучит, кто-то в гости к нам спешит!
(под музыку выходит девочка Осень).
Песня «Что нам Осень принесет?» муз Левиной, сл. Некрасовой
Садятся.
5 Ребенок: Радо солнцу небушку, Полюшко – подсолнушку, Рада скатерть хлебушку – Он на ней, как Солнышко.
Ведущий: Ведь не сразу стали зерна Хлебом тем, что на столе. Люди долго и упорно Потрудились на земле.
6 ребенок: По земле сырой, не жесткой, Там, где тракторы прошли, Неглубокие бороздки В черной пашне пролегли.
7 ребенок: И до вечера, и позже, До полночи с темнотой, Зерна сыпались, как дождик, Точно дождик золотой.
8 ребенок: Трактористы всю весну, Поднимают целину: Сеют, жнут, ночей не спят, С детства знай, как хлеб растят.
«Танец трактористов»
4 ребенок: Хлеб ржаной, батоны, булки, Не добудешь на прогулке. Люди хлеб в полях лелеют, Сил для хлеба не жалеют. (Аким Я.)
5 ребенок: В этом крошечном зерне, Как в чудесной почке, До весенних теплых дней Спрятаны листочки,
Стебелек и колосок бронзового цвета –
Станет мне под поясок он к началу лета.
6 ребенок: В кулачке у колоска зернышки-малышки, В каждом зернышке – мука, Пироги да пышки.
«Танец с колосьями»
Ребенок выходит и встает перед танцующими детьми:
7 ребенок: Посеяли хлеб хлеборобы весною,
А осенью стал он стеной золотою.
Посмотрите-ка вокруг – поле колосится,
Урожай наш, урожай, золото-пшеница.
Выходит ребенок с косой выходит и «косит» хлеб под музыку «Косил Ясь конюшину» — дети, танцевавшие с «колосками» кладут их на ковер, а сами разбегаются на стульчики.
Ведущий: Солнце поднимается, Заря разгорается, А наши жнецы на поле идут, Работать собираются.
Игра – пляска «Передай колос»
Радуются люди – собран богатый урожай. Веселятся, пляшут и поют.
Собирайся, народ, в хоровод! В хоровод!
Хоровод «На горе то калина» Убран хлеб и тише стало, Жарко дышат закрома. Поле спит, оно устало.
Приближается зима.
Ведущий: Радуются люди: собран богатый урожай. Веселятся, пляшут, поют. Давайте и мы споем и спляшем.
Песня – инсценировка «Жил у нашей матушки черный баран»
Девочка: Нет прекраснее Кадрили. Русский танец озорной! Мамы, бабушки любили, Обожаем мы с тобой!
Танец «Кадриль»
Ведущий: А какой праздник без гостей?
С гостями, конечно, веселей!
Ну-ка, хором позовем:
Все вместе: Гости, где вы? Мы вас ждем!
Выходит Цыган.
Цыган: Расступись, народ честной! Идет Медведюшка со мной! Вот потеха, так потеха, Будет шутка, будет смех!
Выводит цыган медведя
*
Цыган:
Михаил Потапович, как наши девочки в детский садик собираются?
Медведь «красит» губы.
А какие в нашей группе мальчики?
Медведь изображает боксеров, бьет кулаками.
А как Ваня проспал, в детский сад опоздал?
Медведь приседает, руки под щеку, спит, потом подпрыгивает, бежит.
А как наш воспитатель по группе ходит?
Важно ходит вперед назад.
А как Дуняша пляшет?
Медведь выставляет ногу на пятку под «Калинку» (правую, левую, правую…)
Да не та Дуняша, что раньше была, а теперешняя…
Под «Ламбаду» медведь дергается, выставив ногу.
Молодец. Поклонись и под музыку пройдись.
Уходят.
Ведущий: Кто еще нас хочет потешить?
Выходит 2 ребенка с балалайками.
Исполняются «Шутки-прибаутки» про балалайку.
(Считалка с пением: из сб. «Хи-хи-хи да ха-ха-ха», стр17)
1. Цынцы-брынцы, балалайка, Цынцы-брынцы, На лугу. Цынцы-брынцы, Поиграй-ка, Цынцы-брынцы, — Не могу.
Вот, вот, не могу. Тонки струнки берегу.
2. Цынцы-брынцы, куда едешь? Цынцы-брынцы, на торжок. Цынцы-брынцы, чего купишь? Цынцы-брынцы, пирожок.
Вот, вот, на торжок. Вот, вот, пирожок.
Ведущий: Ну, что же, мы тоже свой хлеб посеяли, скосили, на мельнице вместе с черным бараном помололи, тесто замесили, в печку поставили. А пока поиграем, повеселимся, хлеб испечется.
Игра «Плетень»
После игры в центр зала выходит Осень. В руках у Осени – поднос, на нем хлебный каравай.
Осень: Вот он, хлебушко душистый, С хрусткой корочкой витой, Вот он, теплый, золотистый, Словно солнцем налитой!
В нем – здоровье наше, сила, В нем – чудесное тепло, Сколько рук его растило, Охраняло, берегло!
Ведущий: В нем – Земли родимой соки, Солнца свет веселый в нем… Уплетай за обе щеки! Вырастай богатырем! Слава миру на Земле! Слава хлебу на столе!
Слава тем, кто хлеб растил, Не жалел трудов и сил.
(Погорельский С.)
Под музыку «Коробейники» Осень кладет каравай на заранее приготовленный стол.
|