1. Организационный момент
Педагог встречает детей в группе:
- Здравствуйте, ребята. Скажите, пожалуйста, какой сегодня день недели? (ответы детей)
- Пройдёт на своё место тот, кто вспомнит название зимующих птиц.
Дети называют зимующих птиц и садятся на свои места.
Педагог обращает внимание детей на экран:
- Смотрите, ребята, к нам в детский сад прилетел снегирь!
Каждый год я к вам лечу. Зимовать у вас хочу. Ведь ещё красней зимой Ярко-красный галстук мой.
- У снегиря сегодня день рождения (и он решил пригласить к себе в гости своих друзей-птиц (enter слайд 4). Как вы думаете, какие птицы прилетят к снегирю в гости?
- Правильно, к снегирю прилетят зимующие птицы, а какие именно вы сейчас отгадаете:
1. Непоседа пёстрая, Птица длиннохвостая, Птица говорливая, Самая болтливая.
Сорока
2. Известно с давних нам времён, Что эта птица – почтальон.
Голубь
3. Хоть я не молоток – По дереву стучу: В нём каждый уголок Обследовать хочу.
Хожу я в шапке красной И акробат прекрасный.
Дятел
4. Спинкою зеленовата, Животиком желтовата. Черненькая шапочка И полоска шарфика.
Синица
5. В серой шубке перовой И в морозы он герой. Скачет, на лету резвится. Не орел, а все же птица.
Воробей
Дети:
- К снегирю прилетят сорока, голубь, синица, дятел, воробей.
Педагог:
- Как этих птиц можно назвать одним словом?
Сегодня на занятии мы с вами будем говорить о зимующих птицах.
2. Игра “Кто спрятался? ”
Педагог обращает внимание детей на экран:
- Все гости уже пришли, но спрятались, ()чтобы сделать снегирю сюрприз. Для того чтобы птицы вылетели к снегирю, вы должны отгадать и назвать их. Не забывайте, что отвечать нужно полным предложением.
Дети составляют предложения по картинке на слайде.
- Прилетел воробей, потому что видна воробьиная голова.
- Прилетел голубь, потому что видна голубиная голова.
- Прилетел дятел, потому что видна голова дятла.
- Прилетела синица, потому что видна синичья голова.
- Прилетела сорока, потому что виден сорочий хвост.
Педагог:
- Молодцы, ребята! Вы все составили правильные предложения. А почему вы сказали: “Голова дятла”? (ответы-предположения детей).
- Конечно, если сказать по-другому, это будет не общеупотребительное слово.
3. Игра “Кто как голос подаёт? ”
Педагог:
- Итак, () все птицы появились () и начали поздравлять именинника.
Дети слушают запись голосов птиц, отгадывают. Если назвали правильно птицу, то появляется картинка этой птицы.
Педагог:
- Прослушайте и отгадайте, чей голос вы слышите.
- Воробей
- голубь
- дятел
- синица
- сорока
- снегирь
- Скажите, кто как подаёт голос.
Дети образуют глаголы от звукоподражаний.
Воробей – чирикает.
Синица – цвикает.
Голубь – воркует.
Дятел – долбит.
Сорока – трещит.
Снегирь – свистит.
4. Игра “Что забыл нарисовать художник? ”
Педагог обращает внимание детей на экран
- Ребята, посмотрите на экран Птицы попросили художника нарисовать их портреты на память.
- Скажите, кого нарисовал художник? Чего не хватает у каждой птицы? Напоминаю, что ответить нужно полным предложением
- У воробья не хватает крыла.
- У голубя не хватает ног.
- У сороки не хватает хвоста.
- У дятла не хватает клюва.
- У синицы не хватает глаза.
5. Игра “Скажи одним словом”
Педагог:
- Ребята, посмотрите и скажите, чего нет у птиц? Какие они?
Дети:
- У воробья нет крыла, значит он бескрылый.
- У голубя нет ног, значит он безногий.
- У синицы нет глаза, значит она безглазая.
- У дятла нет клюва, значит он бесклювый.
- У сороки нет хвоста, значит она бесхвостая.
6. Игра “Скажи правильно”
Педагог:
- Пока мы с вами, ребята, рассматривали портреты птиц, к снегирю прилетели ещё гости. Помогите ему их сосчитать, назовите итоговое количество.
Дети:
- Одна желтогрудая синица.
- Три длинноносых дятла.
- Пять красногрудых снегирей.
- Семь хитрых воробьёв.
Динамическая пауза
Птицы к дому подлетели
На кормушку птички сели
Стали зернышки клевать
И головками кивать Два больших пальца обхватывают друг друга, остальные делают взмахи, как птица крыльями
Держим одну ладонь параллельно груди
Другой рукой, большим и указательным пальчиками, соединенными вместе, ударяем по ладони
Соединяем пальчики вместе, изображая голову птицы, и делаем наклоны кистями рук
7. Рассказывание по картине “Кормушка”
Педагог:
- Ребята, посмотрите на экран. На картине изображён наш именинник. Давайте внимательно её рассмотрим.
Вопросы к детям:
Как можно назвать эту картину?
Какое время года изображено на картине?
Какие птицы изображены на картине?
Расскажите о снегирях. Какие они?
Что делают птицы?
Чем дети кормят птиц?
Зачем зимой кормить птиц?
- Давайте вспомним план рассказа по картине, который мы составляли на индивидуальном занятии. С чего вы начнёте рассказ?
Дети:
- Сначала мы расскажем, какое наступило время года, что делают дети, птицы.
Педагог:
- О чём расскажете потом?
Дети:
- Потом скажем, почему дети решили покормить птиц.
Педагог:
- Чем закончите рассказ?
Дети:
- В конце нужно рассказать, почему необходимо заботиться о птицах.
Примерный вариант рассказа
Друзья птиц
Наступила холодная зима. Голодно и холодно зимой птицам. Дети построили кормушку для птиц и повесили её на ветку дерева. Дети положили в кормушку семечки, пшено, крошки хлеба.
Однажды дети гуляли и увидели около их кормушку стаю красногрудых снегирей. Снегири клевали корм, который им положили дети.
Птицы поблагодарили детей веселым свистом и разлетелись.
Педагог вызывает одного ребёнка для начала составления рассказа, остальным детям предлагает слушать очень внимательно, чтобы они смогли продолжить рассказ. Таким образом все дети группы участвуют в составлении рассказа по сюжетной картине.
Итог занятия
Педагог:
- Подходит к концу наше занятие. Скажите, пожалуйста, что нового и интересного вы сегодня узнали. Какие задания вам понравились?
Педагог обобщает ответы детей и напоминает, какие были задания.
- Мы с вами отгадывали загадки про зимующих птиц и угадывали кто пришёл на день рождение я к снегирю слушали пение птиц и называли кто как голос подаёт, называли, что забыл нарисовать художник и считали гостей снегиря В конце занятии мы составляли рассказ по картине
|