Задорина Т.В., Капранова О.С., Гридчина Л.Ю.
В предложенной статье представляем конструкт занятия по развитию у детей навыков безопасного поведения на дороге. Занятие проводится в форме квест — игры, где ребенок является активным участником. Цель данного мероприятия — создание условий для актуализации знаний и умений воспитанников по основам безопасного поведения на дороге через использование поисково-игровых ситуаций.
КВЕСТ-ИГРА «МЫ МОЖЕМ НА ВОПРОСЫ ОТВЕТЫ НАХОДИТЬ: СПАСЕНИЕ СВЕТОФОРЧИКА»
Скачать конспект
Образовательные области
|
Познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие.
|
Интеграция видов деятельности
|
Поисково-исследовательская, коммуникативная, игровая, продуктивная, двигательная деятельность.
|
Форма образовательной деятельности
|
Квест-игра.
|
Задачи
|
Образовательные
|
Закрепить термины и понятия, используемые в дорожном движении: дорожные знаки, светофор, безопасный путь.
- Активизировать словарный запас детей по теме дорожного движения.
- Обогащать словарь детей через введение понятий: запрещающие, предупреждающие, указательные знаки.
- Развивать умение моделировать слова на тему дорожного движения с использованием предложенных букв.
|
Развивающие
|
- Развивать умение выбирать приемы работы и необходимые материалы для решения поставленной задачи.
- Развивать умение классифицировать предметы по основным геометрическим формам (треугольник, круг, четырехугольник) и цвету (красный, синий)
- Формировать умение создавать пошаговый алгоритм.
|
Воспитательные
|
-Развивать умение сотрудничать, находить конструктивный выход из проблемной ситуации, оказывать взаимопомощь.
- Воспитывать умение договариваться, соблюдать очередность.
-Воспитывать устойчивый интерес к различным видам деятельности, самостоятельность в принятии решений.
|
Оборудование и материалы
|
Сундучок, карта, микрофон, медальки, цифры (2,0,1,9), карточки с заданиями, дорожные знаки (обозначение маршрута), маркеры, дидактические игры («Определи сколько предметов и обведи цифру»; «Продолжи логический ряд», «Вставь недостающее»; «Собери паззл»; «Вычеркни лишнее»; «Пройди лабиринт по светофорам»), конструктор ТИКО (азбука), мини робот «Умная пчела» Bee-Bot + поле маршрута, стрелки для составления маршрута, картинки (транспорт), лист А3, клей, фломастеры
|
I
|
II
|
III
|
IV
|
V
|
VI
|
Этап, его продолжительность
|
Задачи этапа
|
Технологии, методы, приемы
|
Деятельность воспитателя
|
Деятельность воспитанников
|
Результат
|
1. Мотивационный, постановка проблемы.
|
Создание атмосферы психологической безопасности, эмоциональная поддержка детей; организация внимания.
Формирование представления детей о предстоящей деятельности, постановка проблемы
|
Сюрпризный момент
Создание проблемной ситуации; диалог
|
Педагог обращается к детям: «Здравствуйте, ребята!
Когда я шла к вам в детский сад, нашла сундучок, а на нем записка.
«Помогите, помогите!!!
Я – Светофорчик, меня похитил злой волшебник и заточил в этом сундуке.
Освободите меня, пожалуйста,
а то на дороге произойдёт АВАРИЯ!!!
Чтобы открыть сундук, нужно собрать части кода, которые вы будете получать после каждого задания! А поможет вам карта !!!
ПОМОГИТЕ!!!»
Педагог предлагает детям оказать помощь Светофорчику, вместе с детьми рассматривает карту маршрута, определяют первый пункт.
|
Приветствие, знакомство.
Осознают и принимают поставленную задачу; выражают готовность помочь, участвуют в диалоге.
|
Психологический настрой на совместную деятельность
Внутренняя мотивация на предстоящую деятельность.
|
2.Практический этап: реализация плана деятельности с помощью различных методов и приемов
|
2.1.Центр математики
|
Организация самостоятельной деятельности детей, оказание индивидуальной поддержки в выполнении задания.
|
Приемы активизации самостоятельного мышления детей; использование индивидуальных карточек
|
Педагог обращает внимание детей на лежащую в центре записку, знакомит с ее содержанием: «Посмотрите, ребята, здесь записка «Выполните задания и получите часть кода». Какие же задания приготовлены? Собрать пазл, вычеркнуть лишнее, продолжить логический ряд, пройти лабиринт по светофорам, отметить цифрой количество предметов на картинке, вставить в каждую строчку недостающий знак.
Педагог предлагает детям выбрать карточку с заданием и приступить к его выполнению. [1, 28]
После работы в центре дети получают карточку с цифрой «2», прикрепляют к кодовому замку сундучка.
|
Делают выбор, выполняют задания, обсуждают результат
|
Выполненное задание на индивидуальных карточках
|
2.2. Центр «Красивой речи и письма»
|
Развитие предпосылок грамотности, формирование интереса к чтению и письму.
|
Объяснение, использование знаков и символов
|
Педагог знакомит детей с запиской следующего содержания, находящейся в центре: «Перед вами выложено слово, используя его буквы, составьте слова, связанные с дорожным движением» [4, 15]
После завершения работы в центре дети получают карточку с цифрой «0», прикрепляют на кодовый замок чемоданчика .
|
Читают слово, подбирают слова, выкладывают из букв, обсуждают.
|
Серия слов по теме дорожного движения, подобранные и составленные детьми.
|
2.3.
Центр интерактивный
|
Развитие пространственного мышления, умения создавать пошаговый алгоритм
|
Использование схем, моделей; вопросы, советы, словесное поощрение
|
Педагог знакомит детей с запиской следующего содержания, находящейся в центре: «Запрограммируйте пчёлку на безопасный путь к знаку»
После завершения работы дети получают карточку с цифрой «1», помещают на кодовый замок. [2, 99]
|
Составляют маршрут с помощью стрелок; программируют пчёлку; корректируют маршрут; добиваются положительного результата.
|
Прохождение безопасного запрограммированного маршрута
|
2.4. Центр познания
|
Развитие навыков классификации по 2 признакам (цвет и форма), определение назначения знаков.
|
Использование картинок, классификационной модели знаков; вопросы, объяснение
|
Педагог знакомит детей с запиской следующего содержания: «Ваша задача: распределить дорожные знаки на 3 группы в соответствии с их назначением».
После завершения работы дети получают карточку с цифрой «9», помещают на кодовый замок.
|
Обсуждают форму и цвет знака, распределяют на 3 группы, вклеивают в таблицу, определяют их назначение
|
Заполненная классификационная таблица дорожных знаков.
|
3.Заключительный этап. Рефлексия.
|
Обобщение полученного результата, анализ собственных действий.
|
Беседа, рассказ детей, обсуждение, поощрение
|
Педагог обращает внимание на заполненные ячейки кодового замка сундучка, интересуется у детей, знакомы ли им цифры, что они означают (2019).
Сундук открывается, и дети видят светофор – картинку.
От имени светофора звучит текст: «Здравствуйте ребята! Какие молодцы, что всё- всё знаете о правилах дорожного движения, вы справились с заданиями, освободили меня. А то на дороге могла бы произойти авария!
Мне очень хочется послушать и узнать, какое задание вам понравилось больше всего, с какими трудностями вы столкнулись, нужна ли была помощь или вы справились самостоятельно! А чтобы вам удобно было говорить, возьмите мой волшебный микрофон».
Микрофон передается детьми по кругу. [3, 170]
После завершения обсуждения педагог обращается к детям: «Мы сегодня с вами замечательно поработали, многое узнали, прошли интересные испытания! Ребята, а сундучок-то у нас не простой, у него еще приготовлен для вас сюрприз». Детям дарятся сюрпризы.
|
Выражают отношение к результатам своей деятельности, обсуждают.
|
Высказывания детей по поводу оценки результатов своей деятельности.
Умение выражать свои чувства и делать выводы.
|
Результатом данного занятия является:
- Устойчивый интерес к соблюдению правил безопасности;
- Предпосылки к грамотности и формированию интереса к чтению;
- Умение создавать пошаговый алгоритм и ориентироваться в пространстве;
- Устойчивые знания правил дорожного движения и символики.
В процессе данной формы проведения формируются не только навыки безопасного поведения, но и социально значимые личностные качества детей:
- Умение договариваться
- Слышать, слушать других
- Находить выход из конфликтных ситуаций
- Помогать друг другу и т.д.
Использовались, на наш взгляд наиболее интересные, но несложные поисково-игровые задания с дополнительными подсказками, которые позволили достигнуть детям поставленных задач.
Так, в игровой, интересной и доступной форме ребята закрепили необходимые, очень важные знания, которые безусловно пригодятся им в жизни.
Список литературы:
- Авдеева Н.Н., Князева О.Л., Стеркина Р.Б. Безопасность. – С.П., 2002. – 144 с.
- Волосовец Т.В., Маркова В.А., Аверин С.А. STEM-образование детей дошкольного и младшего школьного возраста. Парциальная модульная программа развития интеллектуальных способностей в процессе познавательной деятельности и вовлечения в научно-техническое творчество: учебная программа / Т. В. Волосовец и др. — 2-е изд., стереотип. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2019. — 112 с.
- Загвоздкина В. К., Федосовой И. Е. Основная образовательная программа дошкольного образования «Вдохновение» — М.: Издательство «Национальное образование», 2019. — 334 с.
- Карпова Н.М., Логинова И.В., Андреева И.В., Андреева С.А., Николаева Т.Н., Кириллова М.Н. Работаем с развивающими конструкторами ТИКО // Детский сад. ВСЁ для воспитателя! - 2013.-№2(14).
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. / - М.: Центр педагогического образования 2014. – 32 с.
-------------------------------------------------------------------------------------------------------
Задорина Татьяна Витальевна – воспитатель ВКК, МАДОУ ЦРР детский сад №103, г.Екатеринбург, Россия
Капранова Ольга Сергеевна – воспитатель 1КК, МАДОУ ЦРР детский сад №103, г.Екатеринбург, Россия
Гридчина Любовь Юрьевна – воспитатель 1 КК, МАДОУ ЦРР детский сад №103, г.Екатеринбург, Россия
|