Власова В. И.
В статье рассматриваются точки зрения авторов на проблему организации проектной деятельности в работе с младшими школьниками, имеющими нарушения речи. Автор рассматривает особенности реализации метода проектов с обучающимися в младших классах.
Глобальные изменения в сферах современного общества требуют корректировки содержательных, методических, технологических аспектов образования, пересмотра прежних ценностных приоритетов, целевых установок и педагогических средств. В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования (ФГОС НОО) на первый план выдвигаются цели развития качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического гражданского общества.
В современном образовании происходит переосмысление целей с формирования знаний, умений и навыков на развитие у обучающихся самостоятельности, способности к самоорганизации, к созидательной деятельности, готовности к сотрудничеству и диалогу.
В новых ФГОС НОО большое внимание уделяется именно проектной деятельности как методу, позволяющему формировать у младшего школьника умение учиться. В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков младших школьников, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.
Дети, имеющие нарушения речи, возможно, даже более остальных нуждаются в использовании проектного метода, так как он позволяет повысить интерес, мотивацию, познавательную активность, которые, как правило, снижены у детей с речевыми нарушениями. Детально разобравшись в предмете, таким детям легче понять, «принять» новую информацию, освоить новый навык.
Особенность организации проектной деятельности младших школьников с нарушениями речи заключается в том, что педагог заранее должен изучить возможности детей с речевыми проблемами, определить для себя основные цели, направления в работе, распределить обязанности в работе над проектом, тщательно контролировать все действия детей, но с другой стороны дать возможность им самостоятельно оценивать свою деятельность, использовать приёмы самоконтроля.
Эффективность использования технологии проектной деятельности в работе с младшими школьниками с нарушениями речи зависит от учета возрастных особенностей учащихся и особенностей психологического развития.
У младших школьников с общим недоразвитием речи страдают высшие психические функции, тесно связанные с речью: память, внимание, мышление. Значительно снижен объем внимания, наблюдается неустойчивость, ограниченные возможности его распределения. У детей с недоразвитием речи могут наблюдаться общедвигательные нарушения (плохая координация движений, моторная неловкость, недоразвитие мелкой моторики, снижение интереса к игровой деятельности.)
При использовании проектной технологии происходит интеграция между общими способами решения учебных и творческих задач, мыслительной, речевой, художественной и другими видами деятельности. Через объединение различных областей знаний формируется целостное видение картины окружающего мира. Коллективная работа детей в подгруппах дает им возможность проявить себя в различных видах ролевой деятельности.
Технология проектирования позволяет решать важные задачи речевого и психического развития дошкольника:
- расширить знания детей об окружающем, пополняя тем самым словарный запас;
- совершенствовать звуковую сторону речи;
- развить способность к словотворчеству;
- формировать личностные качества ребенка;
- развить коммуникативные навыки;
- добиться значительной положительной динамики в речевом развитии детей.
Использование, наряду с традиционными, инновационных педагогических технологий открывает новые возможности воспитания и обучения младших школьников с нарушениями речи, и одной из наиболее эффективных в наши дни стал метод проектов.
Проектный метод становится частью общепринятых проверенных временем технологий, и привносит в них дух современности, новые способы взаимодействия педагога и ребёнка, новые стимулы, служит для создания благоприятного эмоционального фона, способствует включению в работу сохранных и активизации нарушенных психических функций. Этот метод актуален и эффективен. Он дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки. Знания, навыки, которые приобретает ребенок в процессе практической деятельности, усваиваются быстрее, легче и дают более высокие результаты. В продуктивной деятельности значительно быстрее происходит развитие восприятия и осознания речи детьми, так как речь приобретает действительно практическую направленность и имеет большое значение для выполнения той или иной деятельности.
Решая в ходе проектирования различные познавательно-практические задачи вместе со взрослыми и сверстниками, дети с нарушением речи мотивированно обогащают и активизируют свой словарный запас, учатся публично выступать, адекватно общаться с окружающими.
Таким образом, проектный метод становится частью общепринятых проверенных временем технологий, и привносит в них новые способы взаимодействия педагога и ребёнка, служит для создания благоприятного эмоционального фона, способствует включению в работу сохранных и активизации нарушенных психических функций. Проектирование дает возможность младшему школьнику с нарушениями речи экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки. Компетенции, которые приобретаются обучающимися указанной категории в процессе практической деятельности, усваиваются быстрее, легче и дают более высокие результаты. Также в продуктивной деятельности значительно быстрее происходит развитие восприятия и осознания речи детьми, так как речь приобретает действительно практическую направленность и имеет большое значение для выполнения той или иной деятельности. Решая в ходе проектирования различные познавательно-практические задачи вместе со взрослыми и сверстниками, младшие школьники с нарушениями речи мотивированно обогащают и активизируют свой словарный запас, учатся публично выступать, адекватно общаться с окружающими. Так же отмечается устойчивая тенденция к увеличению числа детей с нарушениями речевого развития. Это, в свою очередь, требует поиска новых, эффективных средств коррекции.
Чтобы повысить интерес детей к логопедическим занятиям, нужны разнообразные творческие задания, новые подходы к коррекционной работе.
Метод проектов дает ребенку возможность синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, тем самым готовит его к успешному обучению в школе.
Слабая мотивация ребенка к познавательной деятельности, отсутствие полноценной речевой активности с одной стороны, и низкий уровень заинтересованности и компетентности родителей в вопросах речевого развития детей, с другой стороны, подталкивают к использованию данного метода.
«В продуктивной деятельности значительно быстрее происходит развитие восприятия и осознания речи детьми, так как речь приобретает действительно практическую направленность и имеет большое значение для выполнения той или иной деятельности» — пишет С. А. Миронова о значении практического опыта для дошкольников с речевыми нарушениями.
Решая в ходе проектирования различные познавательно-практические задачи вместе со взрослыми и сверстниками, дети с недоразвитием речи мотивированно обогащают и активизируют свой словарный запас, учатся публично выступать, адекватно общаться с окружающими.
Таким образом, можем сделать вывод, что проектная деятельность является многоэтапной и эффективность ее реализации определяется процессом ее организации. Организация проектной деятельности является сложным многоступенчатым процессом, в котором необходимо учитывать возрастные особенности учащихся с нарушениями речи и особенности их психологического развития.
Список использованных источников
- Биржева, М.А. Проектирование в работе с одаренными детьми младшего школьного возраста /М. А. Биржева// Начальная школа. – 2007. – № 3. – С.42–45.
- Гилева, Е.А. История развития метода проектов в Российской школе / Е.А. Гилева //Наука и школа. – 2007. – № 4. – С.13–15.
- Загвязинская, Э. Как мы пришли к проектному обучению /Э. Загвязинская //Директор школы. – 2004. – № 9. – С.33–40.
- Землянская, Е.Н. Учебные проекты младших школьников /Е. Н. Землянская //Начальная школа. – 2005. – № 9. – С.55–59.
- Иванова, Н.В. Возможности и специфика применения проектного метода в начальной школе /Н. В. Иванова //Начальная школа. – 2004. – № 2. – С.96–101.
|