Педагог-психолог МБДОУ д/с №53 Пулярова Светлана Николаевна Воспитатель МБДОУ д/с 53 Лебедева Татьяна Владимировна 2020 г.
Не все родители знают, что такое адаптация к детскому саду, как подготовить ребенка и что нельзя делать в адаптационный период.
Адаптация-это привыкание, приспособление организма к внешним изменяющим условиям, то есть к новой обстановке. Такие перемены не проходят бесследно и для психики и взрослого человека, что там говорить о маленьком ребенке.
Ведь никто не будет спорить, что для крохи детский сад-совершенно новое, незнакомое пространство, в котором его ждут новые люди и новые отношения.
Попробуем подробнее разобраться в самом процессе адаптации. Во-первых, он требует немалых затрат психической энергии, поэтому зачастую провоцирует напряжение и даже перенапряжение физических и психических сил организма. Во-вторых, в ранее стабильную и размеренную жизнь ребенка “Врываются” новые условия:
- отсутствие рядом самых близких (мамы, папы, бабушек и дедушек)
- необходимость соблюдать четкий распорядок дня
- постоянный контакт с большим числом ровесников, ранее незнакомых крохе.
- необходимость послушания и подчинения перед ранее незнакомым взрослым (воспитателем)
- внезапное уменьшение количества личного внимания к малышу.
Есть три степени адаптации ребенка в детском саду:
- 1-16 дней- легкая адаптация
- 20-40 дней- адаптация средней тяжести
- От 40 до 64 дней- тяжелая адаптация
-Легкая адаптация – к 20му дню пребывания в ДОУ нормализуется сон, ребенок нормально ест, не отказывается от контактов со сверстниками и взрослыми, сам идет на контакт. Заболеваемость не более одного раза сроком 10-и дней, без осложнений.
-Средняя адаптация- поведенческие реакции восстанавливаются к 30-му дню пребывания в ДОУ.
Нервно-психическое развитие несколько замедляется (замедление речевой активности) Заболеваемость не более 2х раз, без осложнений.
-Тяжелая адаптация- характеризуется значительной длительностью (от 2х до 6ти месяцев и дольше) и тяжестью всех проявлений.
Факторы, мешающие адаптации ребенка к д/с:
-Слишком сильная зависимость ребенка от мамы
-Чрезмерная тревожность родителей
-Неврологическая симптоматика у ребенка: астеничность, гиперреактивность и т.п
-Отсутствие режима дома
-Болезненность ребенка.
Что испытывает ребенок в период адаптации.
Чувства и эмоции Пояснение
Отрицательные эмоции Негатив присутствует у всех привыкающих к детскому саду детей, даже если период адаптации проходит быстро и гладко. Разница в степени проявления- от плохого настроения до настоящей депрессии.
Апатия Ребенок может часами сидеть с отсутствующим видом, не есть и не спать. Все его внимание сосредоточенно на ожидание родителей, на приходящих людей, дверях. Обманутые ожидания могут вызвать плач и истерику. Потом ребенок вновь впадает в безучастное состояние. Возможны неожиданные вспышки активности и агрессии по отношению к окружающим.
Страх Это состояние испытывает каждый ребенок, который привыкает к садику. Страх из-за новой обстановки, знакомство с воспитателем и другими детьми. Ребенок боится, что родители за ним не придут. Разлуку с семьей воспринимает как предательство, ощущает себя ненужным. К тому же ребенок не знает, как вести себя в новых условиях. Он переживает, что его действия не одобрят остальные дети и воспитатели.
Злость, гнев Ребенок может вести себя агрессивно, протестовать против изменений, бросаться на каждого, кто к нему подойдет. Поводом для злости становится любой пустяк.
Полезные советы:
- Спокойная и уверенная мама-залог успеха.
- Готовимся заранее, до начала посещения д/с тщательно подготовьтесь, научив кроху навыкам самостоятельности: -самостоятельно кушать, пользуясь ложкой, вилкой, кружкой, умываться, одеваться и раздеваться, пользоваться горшком и носовым платком)
- Знакомство с садиком и воспитателем до начала посещения
- Короткое и быстрое расставание в раздевалке
- Постепенное и регулярное посещение, не отступаем.
- При расставании произносим главные слова “Я тебя люблю и приду за тобой после завтрака, обеда, ужина, сна, прогулки”
- Не задавайте не правильные вопросы — тебе понравилось в д/с, пойдешь еще?, тебя обижали? И т.п.
- Задавайте правильные вопросы -как прошел твой день?, Что нового ты узнал?, Что ты ел на обед?, Что сегодня было самым смешным? И т. п.
- Придумайте креативное прощание (положите поцелуйчики в карман малышу, чтоб он доставал их, когда соскучится, потритесь носиками, ушками и т. п.)
- Говорите всегда правду малышу
- Играйте дома в детский сад или читайте сказки про детский сад (Анна Быкова “Мой ребенок с удовольствием ходит в детский сад”)
- Готовьтесь в садик с вечера, проговаривайте, какую игрушку он возьмет, что оденет.
- Создайте малышу бесконфликтную и спокойную атмосферу дома. Обнимайте малыша, говорите нежные слова, хвалите.
- Пусть малыша отводит тот родитель, с которым ему проще расставаться.
- Читайте книги о детском садике:
- Зайка идет в садик
- Я иду в детский сад
- Лама в садике без мамы
- Буду директором детского сада
- Тату и Пату в детском саду
- Маша и Миша идут в детский сад
- Поцелуй в ладошке
- Настин секрет
- Мишка Ушастик в детском саду
16. Смотрите мультфильмы про детский сад
После просмотра постарайтесь обсудить и
поговорить с ребенком.
- Как Петя Пяточкин слоников считал
- Свинка Пеппа — детский сад (1 сезон, 6 серия)
- Комаров
- Три кота, серия пойдем в детский сад
- Каприз
- Про Веру и Анфису
- Видеоролики на Ютуб Первый день в детском саду, Что такое детский сад, Один день в детском саду
|