Подготовили педагоги коррекционной группы:
- Дудкина Е. В., воспитатель высшей категории
- Николаева Г.П., воспитатель высшей категории
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 53 г. ТОМСКА
В настоящее время, педагоги дошкольных образовательных организаций, осуществляющие обучающий процесс как в специализированных детских садах для детей с различными отклонениями в развитии, так и в общеобразовательных ДОО, сталкиваются с рядом схожих проблем, среди которых особо выделяются трудности привыкания ребенка к новой действительности, необходимостью подчинения требованиям взрослых и налаживания взаимодействия с новыми взрослыми и сверстниками, включение в режим группы, самостоятельное выполнение необходимых действий и др., которые чаще всего характеризуются специалистами как особенности поведения ребенка, негативно влияющие на его адаптацию к ДОУ.
Перечисленные особенности характерны для детей с ярко выраженными отклонениями в развитии, среди которых выделяются эмоциональные расстройства, задержка психического развития, а также расстройства аутического спектра разной этиологии и степени выраженности.
Известно, что способность ребенка адаптироваться к новым условиям и новым людям определяется особенностями его нервно-психической организации и социальным опытом. Специалистами выделяются основные характеристики, влияющие на адаптационный процесс: эмоциональный фон, активность, направленность поведения, уровень развития коммуникативной деятельности и др.
Под адаптационным периодом мы рассматриваем временной интервал, в течение которого ребенок привыкает к новой обстановке, новым людям, выстраивает свои отношения с педагогами и сверстниками, учится выполнять основные требования и соблюдать режимные моменты и др. Критерий завершения адаптационного периода – демонстрируемое воспитанником поведение приближается к естественному в типичных ситуациях.
Учитывая особенности детей с интеллектуальной недостаточностью и других сочетанных диагнозов, период адаптации в группе утяжеляется и затягивается из-за эмоциональных расстройств, непонимания детьми словесных инструкций и действий педагога. Поэтому, адаптация каждого ребенка к ДОО является важным и довольно сложным периодом, его необходимо выделять и планировать заранее. Условно, в зависимости от решаемых задач, адаптационный период мы подразделяем на несколько этапов: подготовительный, основной и заключительный. Подробно охарактеризуем подготовительный этап.
Подготовительный этап осуществляется, когда в ДОУ приходит ребенок с направлением психолого-педагогической комиссии (ГПМПК) и попадает группу компенсирующей направленности для детей с нарушением интеллекта. Задачи этого этапа реализуем параллельно с задачами основного этапа:
- Изучение медицинской и психолого-педагогической документации, рекомендации учреждения, направляющего ребенка в ДОУ.
- Знакомство с семьей, проведение анкетирование и беседы с целью получения начального представления о социальной ситуации, об особенностях психофизического развития ребенка, о формах и объеме оказываемой ему помощи и др.;
- Направленное наблюдение, установление первичного контакта с ребенком;
- Психолого-педагогическое обследование ребенка с целью определения актуального уровня его психофизического развития.
Раскроем задачи более подробно. Изучение медицинской и психолого-педагогической документации, представленной семьей ребенка с нарушением интеллекта, а также анкетирование, проведение беседы с родителями (или лицами их заменяющими) позволяют получить ответы на вопросы, крайне значимые для успешного включения ребенка в ДОУ.
Изучение медицинской документации проводятся в целях ознакомления с результатами медицинских исследований, в том числе определения отсутствия тех или иных обследований, важных для понимания состояния ребенка; с получаемой им медикаментозной терапией, возможной реакции на нее.
Знакомство с семьей позволяет получить важные сведения об особенностях семейного воспитания, определить задачи, форму, методы, приемы и содержание занятий в адаптационный период. Формы работы включают: беседу с родителями и их анкетирование, наблюдение за взаимодействием близкого (матери) и ребенка. Помимо понимания отношения семьи к проблемам ребенка, беседа, анкетирование и наблюдение позволяют получить первичное представление об уровне его психофизического развития, в частности, в особенностях контакта, о психическом развитии, сфере интересов, деятельности и др.
Анкетирование родителей позволяет педагогу выявить важные аспекты:
- получить общие сведения о ребенке, в том числе о том, кто из близких принимает непосредственное участие в его воспитании, кто живет вместе с ребенком, с кем из специалистом и где он занимался ранее, оказывается ли ему медицинская помощь, есть ли сопутствующие заболевания и др.;
- узнать о поведении ребенка в домашней обстановке; особенностях режима дня, наличии проблем со сном и с питанием; особенностях становления культурно-гигиенических навыков; о характере взаимодействия с взрослыми и сверстниками; об использовании ребенком речи в целях общения, особенностях установления зрительного контакта; об индивидуальных особенностях ребенка (повторение однообразных действий, агрессия, аутостимуляция и др.), поведение в условиях семьи (любимые занятия, игры, наличие досуговой деятельности и др.).
Педагог, проводя беседу с близкими ребенка, соотносит, дополняет и уточняет данные, полученные в ходе анкетирования, с результатами бесед, выявляет новые аспекты в обозначенной проблеме.
Наблюдение взаимодействия близкого и ребенка позволяет выявить значимые показатели: характер и средства общения, чувствительность и способы взаимодействия с близким взрослым со стороны ребенка, а также со стороны родителя, поведение ребенка в процессе побуждения к выполнению определенного действия, эмоциональность общения, пути разрешения конфликтов и др. Полученные сведения педагоги анализируют и учитывают при планировании адаптационного периода.
Направленное наблюдение, установление первичного контакта с ребенком. Первичное взаимодействие с ребенком осуществляется специалистом, непосредственно участвующим в адаптации ребенка к ДОО. В процессе направленного наблюдения уточняются сведения, полученные в ходе беседы и анкетирования семьи ребенка с нарушением интеллекта. Направленное наблюдение позволяет выявить следующее:
- особенности поведения и деятельности (как перемещается по помещению; какие предметы и действия оказываются значимыми; каким образом действует с предметами; как проявляются признаки пресыщения и пр.);
- особенности контакта с членами семьи (старается ли держаться рядом; отслеживает ли то, где находится пришедший с ним взрослый; как реагирует на просьбы; какие средства использует при взаимодействии и др.);
- особенности взаимодействия с новым взрослым (включается ли в совместную деятельность; в рамках каких видов деятельности это возможно; ориентируется ли на речь и пр.);
- некоторые особенности психического развития (ищет ли предмет, который упал, как долго может заниматься интересным делом; есть ли колебания настроения; каков темп собственной деятельности и пр.).
Направленное наблюдение позволяет сделать предположение о форме и содержании занятий для ребенка в течение дальнейшего адаптационного периода.
Более полное представление о возможностях, уровне психического развития специалисты ДОО получают в процессе психолого-педагогического обследования ребенка. Цель педагогической диагностики – определение стартового уровня сформированности основных линий развития (социальной, физической, познавательной, ведущей деятельности), а также уровня владения способами усвоения общественного опыта (совместные действия, указательный жест, подражание, образец, речевая инструкция). В ходе педагогического обследования определяются и уточняются индивидуальные особенности, уровень умственного и физического развития, потенциальные возможности обучения. Особая роль отводится выявлению сформированности социальных умений и навыков, развитию ведущей и типичных видов детской деятельности.
Учитывая рекомендации ГПМПК, составляется на ребенка индивидуальная образовательная программа обучения, с остальными воспитанниками группы компенсирующей направленности работаем по Адаптированной основной общеобразовательной программе дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), соблюдая охранительный педагогический режим с учетом психофизического состояния детей.
Таким образом, для прохождения успешной адаптации ребенка с нарушением интеллекта к ДОО, необходимо определение его психофизических и индивидуальных особенностей с использованием следующих методов: изучение медицинской, психолого-педагогической документации, данных анкетирования и бесед с родителями, а также наблюдения и педагогического обследования, направленных на выявление у ребенка возможностей к адаптации к ДОО, общих характеристик, смысла поведения, уровня и способов взаимодействия с окружающим миром, уровня психофизического развития и др., что является основным ориентиром для определения последующей работы адаптационного периода.
Литература:
- Стребелева Е.А., Мишина Г.А. Консультирование ребенка и его семьи / Психолого-педагогическая диагностика нарушений развития детей раннего и дошкольного возраста. М.: ВЛАДОС, 2008
- Стребелева Е.А. Методика педагогического обследования ребенка младшего дошкольного возраста с умственной недостаточностью / Е.А Екжанова, Е.А. Стребелева // Дефектология 2007 № 6
- Коробейникова И.А. Нарушения развития и социальная адаптация, М: ПЕРСЭ, 2002
- Богдашина О. Аутизм и диагностика. Донецк: Лебедь, 1999
|