Психолого-педагогическое сопровождение — это целостная, cистемно — организованная деятельность, в процессе которой создаются социально – психологические и педагогические условия для успешного обучения и развития каждого ребенка в образовательной среде.
Сопровождение ребенка в процессе дошкольного обучения предполагает реализацию следующих принципов:
- Следование за естественным развитием ребенка на данном возрастном этапе его жизненного пути.
- Сопровождение опирается на те психические личностные достижения, которые реально есть у ребенка и составляют уникальный багаж его личности
- Ориентация деятельности на создание условий, позволяющих ребенку самостоятельно строить систему отношений с миром, окружающими людьми и самим собой, совершать личностно значимые позитивные жизненные выборы.
Общими Задачами психолого – педагогического сопровождения являются:
- охрана и укрепление психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
- создание благоприятных условий развития детей в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;
- формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;
- обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
Все дети проходят определенные стадии развития. Но темп их прохождения у каждого ребенка строго индивидуален. Индивидуальные различия у детей одного возраста неизбежны. Каждый р-к развивается и растет по своему, у него особый темперамент, стиль восприятия и своя семья. Эти индивидуальные различия необходимо учитывать при организации педагогического процесса, ориентированного на ребенка, чтобы выявить степень развития детей по всем видам деятельности. С этой целью в начале учебного года проводится мониторинг развития детей. Основная задача: выявить индивидуальные особенности развития каждого ребёнка по всем образовательным областям и намечать при необходимости индивидуальные маршруты по дальнейшему сопровождению для максимального раскрытия потенциала детской личности.
После проделанной диагностической работы начинает свою работу медико-психолого-педагогический консилиум. который представляют психолог, логопед воспитатели, руководители музыкального и физического развития Педагоги и специалисты анализируют результаты обследования, определяют дальнейшую стратегию в работе с детьми, родителями, педагогами. Составляется план комплексной помощи на каждого ребенка, определяется последовательность действий и уточняются сроки исполнения. Составляется перспективный план общих коррекционных мероприятий и график работы каждого специалиста.
Неотъемлемой частью сопровождения является развивающая среда. Развивающая среда выступает в роли стимулятора, движущей силы в целостном процессе становления личности ребенка, помогая индивидуально познавать окружающий мир и возможность заниматься самостоятельной деятельностью. Необходимо, чтобы среда была содержательно — насыщена, трансформируема, вариативна, соответствовала возрасту детей и содержанию программы.
Непосредственно образовательная деятельность тоже часть психолого – педагогического сопровождения. Она осуществляется по направлениям развития д-й (физическому, социально – коммуникативному, познавательному, речевому, и художественно – эстетическому). Отличительной особенностью НОД в логопедической группе является то, что кроме образовательных и воспитательных задач стоят и специальные коррекционно — логопедические задачи непосредственно связанные с темой НОД. В НОД используются следующие общепедагогические технологии: развивающее обучение, которое включает в себя — игровое обучение, проблемное, дидактическую, личностно-ориентированный подход,, метод проектов, технологию интегрированного обучения, технологии индивидуального обучения. Разрабатываются комплексно-тематическое планирование в соответствии с ФГОС, практически по всем образовательным темам и подбираются дидактические материалы по изучаемым темам, включая разнообразные задания на профилактику и коррекцию речи.
Индивидуальная и самостоятельная деятельность составляют существенную часть в течении целого дня во всех режимных моментах. Они направлены на коррекцию индивидуальных речевых недостатков и иных недостатков психофизического развития воспитанников создающие определенные трудности в овладении программы. Чтобы не разрушить способность к самостоятельному творческому поиску работа должна вестись в форме свободных игр. В качестве развивающей процедуры детям может быть предложена работа, связанная с совершенствованием тонкой моторики — рисование узоров по образцу, занятия с мелкими деталями (составление мозаик, сборка моделей, пазлов). В играх дети постигают социальные отношения, проигрывают непонятные и проблемные ситуации, выражают собственные реакции на все, что особенно затронуло ребенка, поразило его, заставило размышлять.
Следующим шагом сопровождения является тесное взаимодействие с семьями воспитанников, так как это одно из важнейших условий развития личности ребенка и его социализации в условиях общественного и домашнего воспитания. Привлечение родителей к различным видам деятельности, к управлению образовательным процессом.
Для привлечения родителей к управлению воспитательно — образовательным процессом используются:
- информационные стенды;
- фотостенды;
- уголки для родителей;
- папки-передвижки;
- родительские собрания;
- консультации и беседы — где специалисты и воспитатели знакомили родителей со спецификой своей работы, с индивидуальными особенностям развития ребенка, давали консультации, рекомендации, советы.
- дни открытых дверей
- тематические выставки;
- газеты для родителей участие в экскурсиях, праздниках, развлечениях — совместные субботники по благоустройству территории, оформлению группы
Таким образом, психолого – педагогическое сопровождение сегодня является не просто суммой разнообразных методов коррекционно – развивающей работой с детьми, но и выступает как комплексная технология, особая культура поддержки и помощи каждому ребенку в решении задач развития, обучения, социализации.
|