Пояснительная записка
«Человечество не останется вечно на земле, но, в погоне за светом и пространством, сначала робко проникнет за пределы атмосферы, а затем завоюет себе все околосолнечное пространство»
К. Циолковский
Актуальность.
Наверное, каждый взрослый человек и ребенок любит смотреть на звезды. Кто-то просто восхищается их красотой, кто-то о чем-то мечтает, кто-то хочет разгадать загадки, которые таит в себе космос.
В начале шестидесятых годов прошлого века не было в мире более популярных собак, чем советские дворняги — Белка и Стрелка. Еще бы! Им впервые удалось в настоящем космическом корабле больше суток летать вокруг планеты и вернуться домой живыми и невредимыми!
За этот период времени, произошли огромные изменения, как в нашем обществе, так и в вопросах изучения космического пространства. Теперь нет такого ожидания запуска каждой ракеты, новые достижения, зачастую, проходят мимо нас, а дети совсем перестали играть в космонавтов. Да и вообще, многие ли из них знают об этом?
Наша задача рассказать детям, что такое Вселенная и космос, из чего состоит Солнечная система, познакомить с космическими телами. Рассказать о полете человека в космос, о пришельцах и интересных явлениях в нашей жизни, связанных с пространством за пределами нашей планеты.
Тип и вид проекта — информационно-творческий, краткосрочный, групповой.
Участники проекта – дети старшей группы, воспитатели, родители.
Возраст детей – 5 — 6 лет.
Продолжительность — 2 недели.
Цель проекта: формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о космическом пространстве, Солнечной системе и ее планетах, освоение космоса людьми.
Задачи проекта:
- вызвать интерес к космическому пространству;
- способствовать ознакомлению с историей освоения космоса;
- подвести к пониманию уникальности нашей планеты;
- способствовать закреплению элементарных представлений о Солнечной системе, о сигналах из космоса (на основе опытов);
- воспитывать чувство гордости за достижения отечественных ученых и космонавтов;
- развивать любознательность, воображение, фантазию, связную речь, двигательные навыки.
Проблема:
Современные дошкольники задают много вопросов о космосе, звездах, космонавтах, так как данная тема, как все неведомое, непонятное, недоступное глазу, будоражит детскую фантазию. Данный проект поможет детям научиться добывать информацию из различных источников, систематизировать полученные представления, применять их в различных видах детской деятельности.
Обоснование проблемы:
Поверхностные знания детей о космосе, первом человеке, полетевшем в космос, о существовании праздника в России — День космонавтики.
Ожидаемые результаты: в результате реализации проекта
Дети:
- узнают о строении Солнечной системы, ее планетах, о космических полётах, о фактах и событиях космоса;
- активно включаются в творческий процесс по организации выставки, созданию фотоальбомов, презентаций;
- умеют рассказывать о космическом пространстве.
Родители:
- проявляют интерес к деятельности детского сада, группы
- активно участвуют в организации выставки «Космические фантазии».
Этапы проекта.
I Подготовительный.
- Выявление первоначальных знаний детей о космосе. (технология «Модель трех вопросов»)
- Подбор методической и художественной литературы по теме проекта, наглядных пособий, иллюстраций, плакатов по теме.
- Подбор дидактических и настольных игр по теме проекта.
- Разучивание стихов и загадок о космосе и космонавтах.
- Привлечение родителей к реализации проекта.
II Основной.
Осуществляется в процессе организации совместной деятельности детей и педагогов с учетом интеграции образовательных областей в соответствии с ФГОС ДО.
1. Беседы познавательного цикла (приложение 1)
- Беседа «Необъятный космос»
Цель: вызвать интерес к космическому пространству, познакомить с конструктором С.П. Королевым.
- Беседа «Солнце – источник жизни на земле»
Цель: познакомить с солнцем как с космическим объектом.
Цель: рассказать о солнечной системе.
- Беседа «Звезды и созвездия»
Цель: рассмотреть звездные карты, созвездия.
- Беседа «Беседа о Космонавтах»
Цель: уточнить и закрепить представления детей о космонавтах.
2. Познавательно – образовательные ситуации
- Экспериментальная ситуация «День и ночь»
Цель: показать детям вращение планет вокруг солнца.
- Опытно-экспериментальная деятельность «Как космонавты разговаривают с землей?»
Цель: создание прибора для передачи сигнала из одного помещения в другое.
- Исследование «Что есть у инопланетянина?»
Цель: сравнить образ человека и инопланетянина.
3. Рассматривание и беседы по картинам (приложение 2)
Цель: формировать умение составлять небольшой сюжетный рассказ по картине; рассказывать о событиях предшествовавших изображенным на картине, придумывать концовку.
4. Речевые игры (приложение 3)
- «Один – много»
- «Подскажи словечко»
- «Составь правильно предложение»
- «Скажи наоборот»
5. Дидактические игры
- «Найди недостающую планету»
- «Собери солнечную систему»
- «Найди две одинаковые ракеты»
- «Собери картинку» (пазлы)
- «Четвертый лишний»
- Игра-ходилка «Полет в космос»
6. Просмотр и анализ мультфильма «Тайна третьей планеты», презентаций «Все о космонавтах», «Земля, Солнце и Луна». Цель: обогащение субъектного опыта детей через образные ситуации, их обсуждение и анализ с целью формирования умения делать выводы.
7. Чтение художественной литературы
- Н. Носов «Незнайка на луне»
- Е.П. Левитан «Сказочные приключения маленького астронома»
- П.О. Клушанцев «О чем рассказал телескоп»
- О.А. Скоролупова «Покорение космоса»
8. Творческая мастерская
- Раскрашивание инопланетянина восковым пластилином.
- Создание макета «Планеты»
- Лепка «Инопланетяне»
- Конструирование «Ракета» (из бросового материала)
- Аппликация «Полет в космос», «Инопланетянин в тарелке»
- Рисование акварелью «Луна и лунатики»
- Создание из картонной коробки шлема от скафандра
9. Задания для развития мелкой моторики рук
- Выложи из счетных палочек: ракету, звезду, инопланетянина.
- Рисование космических ракет, тарелок инопланетян по клеточкам.
- Лабиринты.
- Коллаж «Досуг космонавта»
10. Подвижные игры (приложение 4)
- «Ждут нас быстрые ракеты»
- «Ракета»
- «Невесомость» и др.
11. Работа с родителями
- Папка – передвижка «Полет к звездам»
- Выставка поделок «Космические фантазии»
- Привлечение родителей при нахождении информации по теме «Космос»
III Заключительный
Итоговое мероприятие проекта: выставка совместных поделок, рисунков, аппликаций детей и родителей по теме «Космос».
Список литературы
- Волчкова В. Н., Степанов Н. В. «Конспекты занятий в старшей группе. Познавательное развитие». ТЦ «Учитель» Воронеж 2004.
- Детям о космосе и Юрии Гагарине – первом космонавте Земли: Беседы, досуги, рассказы / Авт. -сост. Т.А. Шорыгина, сост. М.Ю. Парамонова. – Ь.: ТЦ Сфера, 2011. – 128 с.
- Скоролупова О.А. Покорение космоса. М.: ТЦ Сфера, 2003.
Приложение 1
Беседа «Необъятный космос»
Цель: вызвать интерес к космическому пространству, расширять представления детей о профессии летчика – космонавта, воспитывать уважение к профессии, развивать воображение, фантазию, познакомить с конструктором С.П. Королевым – стоявшим у истоков развития русской космонавтики, закрепить знания детей о том, что первым космонавтом был гражданин России Юрий Гагарин, воспитывать гордость за свою страну.
Ход деятельности
- Дома за книжкой и в детском саду
Мечтают мальчишки, мечтают девчонки
Лететь на Луну.
Упорно мечтают они о Луне
И даже летают, но только во сне.
- Скажите ребята, о чем я прочла сейчас стихотворение?
- Скоро наша страна отмечает «День космонавтики». Исполняется 57 лет с момента полета в космос первого человека. Это праздник космонавтов и людей, кто участвует в создании космических ракет. А вы ребята хотели бы стать космонавтами?
- Кто такие космонавты?
- Как вы думаете, каким должен быть космонавт? (здоровым, сильным, знающим, трудолюбивым, мужественным, выносливым и т.д.).
- Как вы думаете, почему человек захотел полететь в космос?
-Ребята вы любите смотреть на небо ночью?
- А что можно увидеть на небе?
- Сколько звезд на небе? (несчетное количество).
- Безоблачный ясный вечер, небо над нашей головой усыпано множеством звезд. Они похожи на маленькие сверкающие точки и расположены далеко от Земли. На самом деле звезды очень большие (показ иллюстрации). И вот однажды, смотрел человек на звездное небо и ему захотелось узнать, что же это за звезды и почему они такие яркие. Ученые придумали специальные приборы – телескопы, наблюдали и узнали, что еще есть и другие планеты.
- Дети, какие планеты вы знаете?
- А какая самая большая звезда?
- Но люди хотели знать, есть ли жизнь на других планетах. Какие там живут существа, похожи ли они на нас, есть ли воздух на других планетах. Но чтобы это узнать надо обязательно долететь до них. Самолеты для этого не подходили. Кто знает, почему? (потому что до планет очень далеко).
- И вот ученые под руководством конструктора Королева (показ иллюстраций) изобрели первый спутник, установили на нем приборы и запустили в космическое пространство. На борту его были две собаки – белка и стрелка, они удачно вернулись на Землю. А потом 1961 году в первые в космос отправился человек.
- Ребята назовите фамилию конструктора, который изобрел ракету?
- А кто же был первым космонавтом на Земле? (показ иллюстраций).
Беседа «Солнце источник жизни на земле»
Цель: познакомить с солнцем как с космическим объектом.
Оборудование: презентация
Ход беседы
- Попробуйте разгадать загадку:
Оно свет на землю льет
И тепло дает. (солнце)
- Да, Солнце дает нам свет и тепло. После холодной зимы люди и животные особенно радуются его ласковым лучам. Давайте вместе подумаем, что общего между Землей и Солнцем чем они отличаются.
- Солнце и земля имеют форму шара. Оба небесных тела движутся в космическом пространстве. Но Солнце – звезда, а земля – планета. Звезды стоят из раскаленных газов и излучают в окружающее пространство яркий свет и тепло. Земля – твердый шар, поверхность ее не горячая.
- Почему Солнце называют источником жизни на Земле?
- Если бы Солнце не согревало и не освещало своими лучами землю, то наша планета превратилась бы в мертвую ледяную пустыню, на ней царила бы вечная ночь. Погибли бы все растения. Ведь для жизни им необходимы солнечный свет и тепло. А растениями в свою очередь питаются люди и животные. Кроме того, растения забирают из атмосферы углекислый газ, выделяют в нее кислород, который нужен нам для дыхания. Вот и получается, что благодаря Солнцу на Земле есть растения, животные, люди!
- Что больше Солнце или Земля?
Беседа «Семья планет»
Цель: рассказать о солнечной системе.
Оборудование: презентация.
Ход беседы
- Вы уже знаете, планета Земля вращается вокруг огненной звезды – Солнце. Но кроме Земли вокруг него вращаются еще восемь других планет. Все они и составляют Солнечную систему.
- Знаете ли вы названия планет Солнечной системы?
- Планеты и Солнце напоминают дружную семью. Глава этой семьи — Солнце! Среди планет есть большие и малые. Одни из них находятся ближе к Солнцу, другие – дальше от него. Каждая из планет вращается по своей орбите. Ни одна из планет никогда не сталкивается с другой и не покидает пределы Солнечной системы. Поговорим о каждой планете, вращающейся вокруг Солнца.
Самая близкая к Солнцу планета – Меркурий. По размерам он меньше Земли у него твердая каменистая поверхность. Меркурий во многом похож спутницу Земли – Луну. На Меркурии нет атмосферы, которая могла бы защитить его от ударов метеоритов и обжигающих лучей Солнца. Как вы думаете, на Меркурии холодно или жарко?
- На этой планете очень жарко. Ведь она находится ближе всех к Солнцу. Он торопится за Солнцем, словно боится отстать от него.
- Вторая планета от Солнца – Венера. Поверхность Венеры каменистая. У этой планеты есть атмосфера, но она состоит из углекислого газа, которым ни люди, ни животные дышать не могут. Венера окружена густыми облаками. Воды на ней практически нет.
- Наша Земля – третья планета от Солнца. На ней сложились благоприятные условия для жизни растений, животных и людей. Вспомните и расскажите о тех условиях, которые необходимы для возникновения и поддержания жизни на планете?
- Атмосфера, окутывающая Землю голубоватой дымкой, имеет пригодный для дыхания воздух и защищает планету от перегрева, охлаждения, ударов метеоритов. Кроме того, значительную часть поверхности нашей планеты занимают водоемы. А вода необходима всем живым организмам.
- Марс – четвертая планета Солнечной системы. Он вдвое меньше Земли. У этой планеты есть атмосфера, но состоит она в основном из углекислого газа с небольшими примесями водяного пара. Если внимательно посмотреть на ночное небо, то можно заметить, что Марс отличается от других планет красноватым свечением. Поэтому его часто называют «Красной планетой». Ученым удалось установить, что твердая поверхность Марса покрыта оранжево-красным грунтом.
- Пятая от Солнца планета – Юпитер. Этот громадный шар, состоящий из жидкого водорода, в 11 раз больше Земли. Юпитер – самая большая планета Солнечной системы! Как вы думаете, почему на Юпитере холодно?
- Юпитеру достается немного тепла от Солнца и поэтому там царит вечная зима.
- Шестая планета от Солнца – Сатурн. Он расположен далеко от Солнца и потому температура его поверхности низкая. Сатурн состоит газов. Астрономы, наблюдающие за Сатурном в телескоп, отмечают его красоту. Эта планета окрашена в яркий желто-оранжевый цвет, ее окружают удивительные кольца, состоящие из ледяных глыб и камней.
- Уран расположен после Сатурна. Это единственная планета, которая вращается лежа на боку. Этакий лежебока! Поэтому к Солнцу обращен то один бок, то второй. Каждое полушарие освещается Солнцем ровно 40 лет, а потом 40 лет там царит ночь. Атмосфера Урана – холодный туман.
- Нептун – восьмая от Солнца планета. Она кажется темно-голубой, потому что ее окружает газ метан. В телескопы астрономы замечают над Нептуном клочковатые белые облака.
- Плутон – самая удаленная от Солнца планета. Плутон самая холодная планета Солнечной системы. Почему?
- Ребята, теперь вы знаете, какие разные планеты входят в состав Солнечной системы. И все-таки у этих планет есть кое-что общее. Подумайте и скажите, чем похожи все планеты Солнечной системы?
- Верно! Все планеты имеют форму шара и все вращаются вокруг Солнца.
Беседа «Звезды и созвездия»
Цель: рассмотреть звездные карты, созвездия.
Оборудование: карты звездного неба
Ход беседы
- Представьте, что ясным морозным вечером вы вышли на улицу и посмотрели на небо. Сколько звезд! Какие они яркие! Кажется, будто сказочный волшебник разбросал по темно-синим небесам пригоршни сверкающих алмазов. Звезд в небе очень, очень много. И без всяких приборов можно разглядеть около шести тысяч звезд, а с помощью телескопа – почти два миллиарда! Все звезды – огромные огненные шары. Но температура у этих раскаленных шаров разная, поэтому и цвет у них разный. Самые горячие звезды – белые, чуть менее горячие – голубые, затем следуют желтые, а замыкают ряд – красные. Как вы думаете, почему они кажутся маленькими, словно песчинка?
- Верно! Звезды находятся от нас бесконечно далеко. Свет от далеких звезд приходит на Землю спустя сотни и даже тысячи лет.
- Куда же днем пропадают звезды?
- Они никуда не пропадают, но в ярких лучах нашего светила мы их не видим. В древности путешественники и мореплаватели находили путь по звездам. Но звезд а небе так много и запомнить их расположение нелегко. Поэтому еще в старину звезды соединяли линиями на специальных картах звездного неба так, чтобы образовывались простые фигуры, напоминающие людей или животных. Эти группы звезд назвали созвездиями. Их существует 12.
- Например, Большая Медведица, она похожа на большой ковш. Рядом с ней находится Маленькая Медведица, маленький ковш. С помощью созвездия Большой Медведицы можно найти Полярную звезду. Для странников эта путеводная звезда всегда служила ориентиром. Если встанете к ней лицом, то впереди вас будет север, сзади, за спиной, — юг, по правую руку – восток, а по левую – запад.
- звезды образуют большие скопления. Их называют галактиками. Солнечная система – часть галактики, которая носит название Млечный Путь. Наша Солнечная система находится на краю Млечного Пути, а всего в него входит около 10 миллиардов звезд.
Беседа «Беседа о Космонавтах»
Цель: уточнить и закрепить представления детей о космонавтах.
Оборудование: фотографии космонавтов
Ход беседы
Чтение стихотворения А. Твардовского
Ах этот день 12-й апреля
Как он пронесся по людским сердцам
Казалось, мир невольно стал добрее,
Своей победой потрясенный сам.
Какой гремел он музыкой вселенной
Тот праздник в пестром пламени знамен
Когда известный сын земли смоленской
Землей – планетой был усыновлен.
Жилец земли. Геройский этот малый
В космической посудине своей
По круговой, вовеки небывалой
В пучине неба вымахнул над ней.
- О чем стихотворенье?
- Верно, о первом полете человека в космос. Сегодня мы с вами вспомним, расскажем о знаменитых людях – космонавтах.
- Кто такие космонавты? (люди, летающие в космос).
- На чем они летают в космос? (на космическом корабле, на ракете).
- Кто создает надежные космические корабли? (ученные, инженеры, рабочие).
(Ученные придумывают, инженеры, рабочие строят ракеты)
- Откуда стартуют ракеты? (с космодрома).
- По какой одежде мы узнаем космонавта, готовящегося в полет?
(шлем, скафандр. Перед полетом космонавты надевают шлем, скафандр)
- Для чего они нужны? (для защиты космонавта)
Такая одежда защищает космонавта от жары, холода и других вредных воздействий на человека в космосе.
- Зачем человек летает в космос? (изучает космос, луну, солнце, звезды, разные планеты: космонавты фотографируют Землю, помогают рыбакам узнать, где много рыбы, предупреждают где может случиться наводнение, пожар).
Работа космонавтов очень нужная и важная.
- Каким должен быть космонавт?
А давайте, мы сейчас с вами послушаем о нашем великом космонавте Ю. А. Гагарине.
Юрий Алексеевич Гагарин родился 9 марта 1934 года в деревне Клушино Смоленской области. Отец, Алексей Иванович Гагарин, — плотник, мать, Анна Тимофеевна Матвеева.
В сентябре 1941 года Юра пошёл в школу, но в октябре деревню заняли немцы, и продолжить учебу он смог только в апреле 1943 года, когда деревню освободила Красная Армия. В 1945 году семья Гагариных переехала в Гжатск (сейчас Гагарин). В 1949 году Гагарин окончил шестой класс Гжатской средней школы, и поступил в Люберецкое ремесленное училище. Одновременно поступил в вечернюю школу рабочей молодёжи. Училище по специальности формовщик-литейщик окончил с отличием.
В 1951 году Гагарин поступил в Саратовский индустриальный техникум, и в октябре 1954 года пришёл в Саратовский аэроклуб. В 1955 году Юрий Гагарин закончил с отличием учёбу и совершил первый самостоятельный полёт на самолёте Як-18.
В 1955 году Гагарин был призван в армию и отправлен в Чкалов, в 1-е военно-авиационное училище лётчиков имени К. Е. Ворошилова. В 1957 году Гагарин окончил училище с отличием. Служил 1957 по 1959 год, налетав в общей сложности 265 часов.
В 1957 году женился на Валентине Ивановне Горячевой.
В 1959 года Гагарин написал заявление с просьбой зачислить его в группу кандидатов в космонавты. 3 марта 1960 года зачислен в группу кандидатов в космонавты. С 25 марта начались регулярные занятия по программе подготовки космонавтов.
12 апреля 1961 года с космодрома Байконур впервые в мире стартовал космический корабль «Восток», с пилотом-космонавтом Юрием Алексеевичем Гагариным на борту. За этот подвиг ему было присвоено звание Героя Советского Союза. Начиная с 12 апреля 1962 года день полёта Гагарина в космос был объявлен праздником — Днём космонавтики.
В 1966 году Гагарина избрали Почётным членом Международной академии астронавтики, а в 1964 году он был назначен командиром отряда советских космонавтов.
17 февраля 1968 года Государственная экзаменационная комиссия присвоила полковнику Ю. А. Гагарину квалификацию «лётчик-инженер-космонавт». До последних дней Гагарин исполнял обязанности депутата Верховного Совета СССР.
27 марта 1968 года Ю. А. Гагарин погиб при невыясненных обстоятельствах вблизи деревни Новосёлово Киржачского района Владимирской области во время одного из тренировочных полётов на самолёте вместе с военным лётчиком В. С. Серёгиным. Похоронен у Кремлёвской стены на Красной площади.
Наша беседа заканчивается вот таким красивом стихом, послушайте внимательно:
Только сильных звездолет
Может взять с собой в полет
Космонавтом хочешь стать –
Должен много – много знать
Любой космический маршрут
Открыт для тех, кто любит труд.
- Ребята, а сейчас мы с вами нарисуем космонавтов.
Приложение 2
Приложение 3
Речевая игра «Подскажи словечко».
Взрослый читает стихотворные строчки, но перед последним словом делает паузу, предлагая ребёнку самому закончить стих.
На корабле воздушном,
Космическом, послушном,
Мы, обгоняя ветер,
Несёмся на … (ракете).
Планета голубая,
Любимая, родная,
Она твоя, она моя,
И называется … (Земля).
Есть специальная труба,
В ней Вселенная видна,
Видят звёзд калейдоскоп
Астрономы в … (телескоп).
Посчитать совсем не просто
Ночью в тёмном небе звёзды.
Знает все наперечёт
Звёзды в небе … (звездочёт).
Самый первый в Космосе
Летел с огромной скоростью
Отважный русский парень
Наш космонавт … (Гагарин).
Освещает ночью путь,
Звёздам не даёт заснуть,
Пусть все спят, ей не до сна,
В небе не заснёт … (луна).
Специальный космический есть аппарат,
Сигналы на Землю он шлёт всем подряд,
И как одинокий путник
Летит по орбите … (спутник).
У ракеты есть водитель,
Невесомости любитель.
По-английски: “астронавт”,
А по-русски … (космонавт).
Речевая игра "Посчитай" на согласование числительных с существительным.
1 космонавт, 2 космонавта, 3…, 4…, 5... 1 ракета, 2 ракеты, 3..., 4..., 5...
1 космический корабль, 2..., 3..., 4..., 5... 1 скафандр, 2..., 3..., 4..., 5...
Например: Один большой метеорит, два больших метеорита,..., пять больших метеоритов. Одна яркая звезда,... Одна быстрая ракета,... Одна опытный космонавт,... Одна далёкая планета,...
Речевая игра "Один — много" на употребление мн. числа существительных в родительном падеже.
Один космонавт — много космонавтов. Одна ракета — много ракет и т.д.
Спутник — … космос, комета, метеорит, корабль (космический), космодром, станция, полёт, планета, планетарий, инопланетянин, звезда, созвездие, названия планет (Марс, Юпитер, Венера, Сатурн, Земля, Меркурий, Уран, Плутон)
Речевая игра «Составь предложение из слов».
Ракета, космос, летать, в.
Космонавт, в, летать, космос.
Мы, запустить, спутник.
Космонавт, Гагарин, первый, полет, совершил.
Первый, животный, в, полет, полетел, Белка и Стрелка.
Инопланетянин, прилетел, из космос.
В, космонавт, летит, ракете.
Звёзды, светят, небе, на.
В, корабль, космический, полёт, отправляется.
Падает, с, комета, неба, хвостатая.
Речевая игра «Скажи наоборот» Цель: учить детей подбирать слова с противоположным значением (антонимы).
Например: далёкий — близкий тесный —... большой —... улетать —... высокий —... взлетать —... известный —... включать —... тёмный —... подниматься —... яркий —...
Приложение 4
Подвижная игра «Ждут нас быстрые ракеты»
По залу раскладываются обручи-ракеты. По количеству их на несколько штук меньше, чем играющих. Дети берутся за руки и идут по кругу со словами:
- Ждут нас быстрые ракеты
Для полёта на планеты.
На какую захотим,
На такую полетим!
Но в игре один секрет:
Опоздавшим места нет!
После последних слов дети разбегаются и занимают места в «ракетах» (если детей много, то можно усаживаться в одну ракету по два-три человека) и принимают разные космические позы. Те, кому не досталось места в ракете, выбирают самые интересные и красивые позы космонавтов. Затем все становятся опять вкруг, и игра начинается сначала.
Подвижная игра «Ракета»
А сейчас мы с вами, дети улетаем на ракете (маршируют по кругу)
На носки поднимись, а потом руки вниз (поднимаются на носки, руки вверх,
сложив ладошки. Руки вниз)
Раз, два – потянись, вот летит ракета в высь (поднимаются на носки, руки вверх,
сложив ладошки, бегут на носочках в разные стороны)
Игра малой подвижности «Невесомость»
Дети свободно располагаются в зале, делают «ласточку» и стоят как можно дольше. Дети, вставшие на вторую ногу, садятся на места. Выигрывает ребенок, простоявший на одной ноге дольше всех.
|